|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кубки, плетеные из соломки и бересты; ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 — кубки, плетеные из соломки и бересты; — плоские камешки, раскрашенные масляными красками; — ожерелья из шишек и орехов. Перечень возможных подарков-самоделок безграничен.Каждый материал, будь то бумага или шерсть, стеклоили ткань, дерево или целлофан, обладает удивительными свойствами. Если их знать, и если овладеть техникой работы с различными материалами, то можно ни разу неповториться: каждый момент награждения будет сопровождаться новыми подарками, А привлечение детей к этой работе не только высвободит ваше время создание призов — трудоемкий процесс, но и разовьет, в первую очередь, самих детей. Ведь принимая детскую помощь во время изготовления подарков, вы создаете условия для формирования в ребятах усидчивости, аккуратности, художественного вкуса, воображения; эти качества — предпосылка и результат хорошей работы. А ещевы учите дарить свой труд другим и получать отэтого радость.
Награда, которую можно потрогать, рассмотреть, сохранить на память, — это всегда приятно. Но ведь НАГРАДА МОЖЕТ БЫТЬ И НЕПРЕДМЕТНОЙ. И при этом не менее приятной. Например, аплодисменты в честь победителя. Или скандирование его имени всем отрядом. Или подбрасывание героя к потолку. Или "прилюдный" поцелуй самой красивой девочки. Конечно, можно оспорить, что все перечисленное — не награды, а просто знаки внимания. Но если они нравятся победителю, если благодаря им в душе ребенка рождается чувство гордости за себя, если он ощущает ситуацию успеха, значит это не менее ценно, чем медаль или коробка мармелада. Поэтому подобные "изливания чувств" стоит организовывать и как элемент ритуала вручения памятного сувенира, и как самостоятельное моральное поощрение. Недопустимо только "переусердствовать" в подобных выражениях признательности. Дети часто не чувствуют границу и меру и могут запросто довести награждаемого до слез. Но удержать ребят от излишеств в ваших силах. У подобных нематериальных наград есть еще один небольшой достаток: они быстро кончаются. Что остается после рукопожатий и рукоплесканий? Поэтому почести можно продлить. Например, объявить, что предстоящий обед или, ужин будет не простой, а в честь победителя. При этом ему предоставлено будет право пройти сквозь строй торжественно выстроившихся одноотрядников первым войти в столовую.
Кстати, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОБЕДИТЕЛЮ ОСОБЫХ ПРАВ И ПРИВИЛЕГИЙ — это тоже вид вознаграждения. Еще в далекие средние века рыцарям за великие заслуги разрешалось не снимать при короле шляпу или сидеть от него по правую руку во время пиршества. Конечно, награждать победителя конкурса правом лежать на кровати в ботинках или привилегией не убирать вместе со всеми территорию — не самая умная находка. Но ведь есть и другие права: — на дополнительные пять минут купания; — на ношение в течение дня почетной переходящей кепки; — на бесплатное посещение видеофильма; — на поднятие отрядного штандарта на утреннем сборе отряда; — на занесение имени победителя в "книгу героев". и есть такие шуточные привилегии: — каждое утро вставать с правой пятки левой ноги; — ходить в рубашке наизнанку; — есть суп ножом и вилкой; | — не стричь ногти, пока те сами не обломятся; — дышать через нос в любое время дня и ночи. Конечно, эти привилегии бессмысленны, но сам процесс их торжественного объявления всегда вызывает буйное веселье.
В былые годы у пионеров существовали и такие награды: "фотографирование у развернутого знамени", "запись в книгу почетных ленинцев", "вывешивание портрету на доске "Равнение на правофланговых"". Сказать, что в этих формах поощрения нет никакого смысла, нельзя, ведь и сегодня многие взрослые дяди почитают за счастье сфотографироваться рядом со звездой мексиканского кинематографа. Поэтому взять на вооружение "ДОСКИ ПОЧЕТА" И "КНИГИ ПАМЯТИ" стоит, только при этом нужно зарядить их доброй долей иронии и игры.
А еще среди нематериальных наград есть ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ ПО ЗАКАЗУ ПОБЕДИТЕЛЯ и исполнение его сокровенного желания. А еще есть письменная благодарность ребенку и благодарственное письмо родителям.
Но, наверное, самой "особой" наградой является слово "СПАСИБО". Произнести это слово можно как элементарную дежурную вежливость, но можно и раскрыть его "потаенный смысл". Ведь когда вы благодарите ребёнка, вы тем самым признаетесь, что его игра, творчество работа доставили вам лично удовольствие, духовное наслаждение, что он подарил вам мгновения истинной радости. Нужно, чтобы ребенок осознал, принял эту мысль. И если в дальнейшем он будет работать не только ради популярности и награды, а и ради улыбок друзей — это будет вашей педагогической победой. Но еще большей победой будет, если кто-то из ребят неофициально подойдет к победителю и искренне пожмет ему руку. Ну и уж совсем вы будете молодец, если ваши победители будут подходить к побежденным и благодарить их за интересную борьбу, за удовольствие от состязания с таким сильным конкурентом. Не утешать, не злорадствовать, а благодарить. Но как этого добиться — это уже другая проблема.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|