Практическое задание:. Картотека игр в ДОЛ
Практическое задание:
1.Кластер на тему «Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ».
Форма организации жизнедеятельности. Игровая модель организации дел.
Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ.
Метод работы. Принцип организации жизнедеятельности. Игровая условность.
2. Картотека игр в ДОЛ
№
| Название игры
| Характеристика игры
| Обоснование выбора игры
| Игры на знакомство
| 1.
| Снежный ком
| Все участники встают илисадятся по кругу. Ведущий называет своё имя. Следующий игрок говорит, как зовут первого игрока, а затем представляется сам. Третий участник уже называет двоих предыдущих ребят по именам, потом сообщает своё имя. Игра продолжается, заканчивает её первый игрок, который называет всех по очереди по именам.
| Возраст: 7-12 лет.
В данной игре тренируется память детей, сосредоточенность, внимательность. Привлекательность этой игры в том, что в неё смогут играть как младшие, так и старшие школьники. Она безопасная. У детей и вожатого будет развиваться память на лица и голос.
| 2.
| Поздоровайтесь!
| Дети стараются запомнить, как кого зовут, выполняя задание взрослого. Требуется, чтобы все участники игры поздоровались, пожав друг другу руки с наибольшим количеством играющих за ограниченное время (например, минуту).
| Возраст: 7-12 лет.
У детей развивается доброжелательность, вежливость, быстрота действий, сообразительность. Привлекательность игры в том, что в ней могут участвовать не только дети, но и взрослые (вожатые). Все найдут, чем занять время. Эта игра не будет скучной. Вожатые смогут узнать, уровень воспитанности детей для дальнейших времяпровождений, знать – на что обратить внимание.
| Игры на сплочение
| 1.
| Клубок
| Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…». Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…».
| Возраст: разный.
Дети смогут узнать правду друг о друге. Возможно, у кого-то поднимется самооценка. Задействовано большое количество детей. Развивается моторика, фантазия. Дети объединяются. Привлекательность: задействованы дети разных возрастов, интересно будет не только детям, но и взрослым, безопасная игра.
| 2.
| Квадрат
| Сама фигура здесь может быть и кругом, и треугольником (на выбор ведущего). Вожатый разделяет деток по командам и говорит, в какую фигуру им выстроиться (каждой команде свою). А потом раздает задание: «Квадрат садится», «Круг идет налево», «Треугольник прыгает на одной ноге».
| Возраст: дети младшего возраста 7-10 лет.
Дети учатся играть вместе, в команде, действовать заодно, договариваясь. Действовать как одно целое. Развивается сплоченность, командный дух. Привлекательность: вожатый сможет определить степень сплоченности, единства. Детям будет весело и занимательно.
| Игры на выявление лидера
| 1.
| Верёвочка
| Возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Вожатый описывает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее построить треугольник по порядковым номерам — и затем руководит действиями. Обычно эти функции берут на себя лидеры.
| Возраст: преимущественно старшие школьники. Можно выявить лидера. Научиться действовать в команде, слушаться главного. Лидер развивает ответственность. Развивается координация движений в темноте. Привлекательность: необычность, научиться подчиняться, роль вожатого наблюдаемость и давать интересные команды.
| 2.
| Карабас
| Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры:
«Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят.
| Возраст: 10-14 лет.
Эта игра развивает внимание и быстроту реакции. Чаще всего первыми встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Привлекательность: возможность поучаствовать всем детям, даже замкнутым. Игра может заинтересовать, даже самых привередливых игроков. Возможность участия вожатых (и не одного).
| Подвижные игры (игры на свежем воздухе)
| 1.
| Охотники и утки
| На воде обозначены палками и флажками круги. Все делятся на две команды: «Охотники» и «Утки». «Утки» находятся внутри круга, а «охотники» — снаружи. «Охотник» должен попасть в «утку» мячом, и тогда она становится «охотником». Если «утка» поймала мяч на лету и, бросив его, попала в «охотника», то он становится «уткой». Можно играть в эту игру не только на пляже, но и на полянке, площадке и т. п.
| Возраст: 10-16 лет.
Игра развивает быстроту реакций, подвижность, меткость. Плюс в том, что дети не зайдут глубоко в воду, т.к. есть ограничение «поля». Привлекательность: участие детей разных возрастов, участие вожатых, их спокойствие за жизни детей, развивающая игра.
| 2.
| Ловкость в ногах
| На земле рисуются два круга на расстоянии полуметра друг от друга, в каждом из них должны свободно помещаться ступни. Два игрока, стоящих каждый в своем кругу на левой ноге, стараются правой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто правой ногой коснулся земли, выскочил за пределы круга, упал или коснулся рукой противника.
| Возраст: 10-16 лет. Дети тренируют свою силу, ловкость, стойкость в ногах. Привлекательность: вожатые могут участвовать как судьи, смогут контролировать игру. Заинтересованность детей разных возрастов.
| Развивающие игры
| 1.
| Слон, тостер, обезьяна
| Участники стоят в кругу. Водящий неожиданно на кого-нибудь показывает и говорит одно из слов (слон, тостер, обезьяна, скунс, жираф, птица). Игрок, на которого указали, и сосед справа и слева от него должны показать определенные движения. Если кто-то замешкался или сделал не ту фигуру, выбывает из игры или становится водящим.
Фигуры и движения:
• Слон — игрок делает из рук хобот, а соседи — уши к нему.
• Тостер — игрок прыгает на месте, а соседи замыкают его в мини-круг, взявшись за руки.
• Обезьяна — игрок изображает обезьяну, а соседи делают вид, что копаются у него в волосах.
• Скунс — игрок водит ногой по земле и стесняется, а соседи изображают эмоции типа «фуууу...».
• Птица — сам игрок делает клюв из рук, а соседи подгибают одну ногу, дальнюю от игрока, и отводят в сторону руку.
• Жираф — этот игрок поднимает обе руки вверх, а его два соседа — справа и слева должны присесть на корточки
| Возраст: 10-12 лет. Дети развивают быстроту реакций, внимательность, быстро концентрируются, соображают, отличают понятия.
Привлекательность: весёлая игра, заинтересованность большого количества детей, развивает сообразительность.
| 2.
| Ритм
| Все участники сидят в кругу. Ведущий задает определенный ритм (например, какой-либо песни) хлопками в ладоши. Ребята должны по кругу повторить этот ритм при условии, что каждый хлопает только один раз.
| Возраст: 10-16 лет. Развитие моторики, слуха, музыкального восприятия, движений рук у детей. Привлекательность: спокойная игра, но достаточно интересная, развивающая, музыкальная (современные дети очень любят музыкальное творчество).
| Игры в помещении (когда идет дождь)
| 1.
| Математика
| Дети сидят в кругу. Воспитатель даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот на кого приходится число, кратное 3, произносят вместо цифры своё имя».
| Возраст: 12-16 лет (кратность в младших классах не изучается). Развивается смекалка, воображение, устный счёт, внимательность. Привлекательность: такая игра будет интересна не только детям, но и взрослым; поднимет настроение детям, выяснят, кто хорошо считает, не даст забыть школьные навыки во время каникул.
| 2.
| Робби
| Для игры нужно от 5 и более человек. Ведущий произносит некоторые команды. Если он
скажет. Робби говорит .... (сделать то-то), то остальные выполняют команду. Если же ведущий
просто говорит команду (сделать то-то), то ее выполнять не нужно. Кто допустит ошибку, выходит из игры. Команды могут быть следующие: закрыть глаза, поднять руки, опустить руки,
подпрыгнуть вверх, мяукнуть и т.д. Выигрывает тот, кто остается последним.
| Возраст: 7-10 лет. Игра развивает внимательность, сосредоточенность, координацию движений. Привлекательность: весёлая игра, заинтересованность большого количества детей, участие вожатых.
| Игры с залом
| 1.
| Сердце красавицы
| Ведущий предлагает всем вспомнить слова куплета песни: Сердце красавицы склонно к измене И к перемене, как ветер мая. И предлагает спеть песню без слов всем залом. Слова заменяются по очереди. Слово <сердце> заменяем прикосновением рук к левой стороне груди. Исполняем песню, заменив первое слово на жест. После введения каждого жеста поем всю песню, пока не заменим все слова жестами. Вот что получится: Прикосновение рук к левой стороне груди - <сердце>. Обводим руками контур своего лица - <красавицы>. Делаем наклон корпусом - <склонно>. Изображаем над головой рожки - <к измене>. Все сидят нога на ногу и меняют ноги, опускают одну, закидывая другую - <и к перемене>. Дуют - <как ветер>. Вытягивают ладонь с пятью пальцами - <мая>.
| Возраст: разные возраста детей. Заинтересован весь зал. Веселое времяпровождение. Зал оживляется, повышается
работоспособность и внимание аудитории, снижается усталость,
создается теплая и поддерживающая атмосфера в зрительном зале.
Играя в эти игры каждый человек чувствует сопричастность к
происходящему.
| 2.
| Мы музыканты
| Мы музыканты, классные таланты! Играем на руках - играем! Рукатаки, рукатаки, рукатаки, рукатаки - 2 раза идет пропев Далее музыканты играют на ногах, носах, ушах, животах, нервах.
| Возраст: разные возраста детей. Интересная, развивающая, музыкальная игра, снимают мышечную закрепощенность, развивают способность концентрировать внимание.
| Игры-минутки
| 1.
| «Вперед четыре шага...»
| Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:
Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)
С каждым повтором темп ускоряется.
| Возраст: 7-10 лет.
Игра занимает небольшое количество времени, помогает отвлечься, взбодриться, разомнут мышцы.
Развивает координацию движений. Сможет участвовать сам вожатый.
| 2.
| Себе - соседу
| Для игры понадобится небольшой предмет: колечко, ключик, пуговица, брелок и т.д. Участники становятся в круг, руки вытягивают в стороны: ладонь левой руки - ковшиком, ладонь правой - как будто что-то держат пальцами. Одновременно повторяя слова: "себе - соседу", все игроки перекладывают из своей левой ладони в левую ладонь соседа справа небольшой предмет. Задача водящего: угадать у кого он в ладони.
| Возраст 10-14 лет.
Развивает интуицию, смекалку, внимательность, сообразительность. Безопасная игра, возможность участия вожатого вместе с детьми.
| Игры, используемые в ситуации соблюдения мер по профилактике коронавирусной инфекции
| 1.
| Мальчишки и девчонки
| Дети делятся на команды мальчиков и девочек и рассаживаются напротив друг друга. Команда мальчишек называет любое женское имя. Обладательницы этого имени (если они имеются) из противоположной команды поднимаются и говорят о себе пару слов. Затем, команда девочек называет мужское имя. И тогда уже мальчики, чье имя было названо обозначают себя и рассказывают о себе. Игра завершается тогда, когда все имена участников произнесены.
| Возраст: для разных возрастов. Дети могут сесть на расстоянии друг от друга, не контактирую близко. Применяется самоанализ, самокритика. Вожатый участвует тоже. Эта игра объединит и заинтересует всех.
| 2.
| Рыбалка
| В этой игре требуется попасть в глубокую миску, стоящую на стуле, пуговицами, камешками или другими мелкими предметами. Бросать нужно с расстояния не меньше 2 метров, причем стараться, чтобы брошенный предмет остался в миске. В эту игру можно играть и командой. В этом случае победа достается той команде, которая соберет в своей миске больше всего предметов.
| Возраст: 7-10 лет. Дети развивают меткость, спокойствие, концентрируются на деле, развиваются качества лидера, стремление победить. Игра позволят не контактировать друг с другом, соблюдая меры профилактики вируса. Участие вожатого.
|
|