Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Почему последовательность вопросов была именно такой?



 

Министерство образования и науки РФ

Санкт-Петербургский государственный электротехнический

университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина)

 

Кафедра философии

 

 

Реферат

по дисциплине «Методология и логика научных исследований»

на тему: «Методология теоретических исследований: методы и принципы».

 

 

Выполнили:


1. Васильев А. В.

2. Васильева М. В.

3. Горелик А. Ю.

4. Ефремов Н. А.

5. Карачинова А. В.

6. Кирилин П. С.

7. Кобылкин Д.С.

8. Матвеевский И. М.

9. Михайлова А. Д.

10. Потоцкий А. М.

11. Таняев А. Ю.

12. Тохтунов И. А.

13. Фомин Е. C.

14. Харинов В. С.


 

Группа:7371

Проверил: Луговая О.А.

 

 

Санкт-Петербург

Оглавление

 

1.Понятие методологии и метода. Основные методы. Примеры……………………………3

 

2.Этапы теоретического исследования. Основные принципы теоретического исследования…………………………………………………………………………….6

 

3. Основные формы теоретического знания…………………………………………………..9

4. Выводы……………………………………………………………………………………….12

5. Список литературы…………………………………………………………………………..12

 

 

1. Понятие методологии и метода. Основные методы. Примеры

 

Для проведения теоретических исследований необходимо руководствоваться некоторыми идеями, последовательностями действий, требованиями, которые нацелены на желаемый результат. Эти приёмы должны быть научно обоснованы. Следовательно, в рамках данной тематики рассмотрим понятия метода и методологии, а также раскроем основные методы научного исследования (теоретического).

Понятие «методология» имеет два основных значения:

  • система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);
  • учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Метод (греч. methodos) — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Метод – это система принципов, приёмов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным.

Существуют три основные группы методов теоретического исследования. Некоторые из них называют и подходами. В связи с этим определим понятие подхода.

Подход – более широкое понятие, чем метод. Ядро подхода включает теоретические понятия, принципы. Подход служит основанием для более конкретных методологичесих предписаний.

1. Группа дедуктивных методов:

  • аксиоматический - научная теория строится в виде аксиом и правил вывода. Аксиома - положение, принимаемое без логического доказательства и не могущее быть опровергнуто на основе эмпирических фактов. Широко применяется в логике и математике (через 2 точки можно провести 1 прямую). Абсолютно отвергает любые противоречия.
  • гипотетико-дедуктивный метод. Вместо аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза - знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Широко применяется в физике, электротехнике, экономических науках. Требует хорошей математической подготовки.

Рассмотрим данную группу более подробно. Остановимся на аксиоматическом методе теоретических исследований.

В основе метода лежит идея аксиомы – утверждения, не требующего доказательства.

Построение аксиоматической системы начинается с выявления в составе некоторой содержательной концепции её первоначальных фундаментальных понятий, которым можно придать статус неопределяемых. Выбираются также исходные утверждения теории, которые принимаются без доказательств и которым придается статус аксиом. В естественнонаучных теориях в роли аксиом выступают их главные принципы, базисные допущения, основные законы. Далее фиксируются допустимые правила рассуждений, согласно которым из одних положений можно выводить другие, они обычно совпадают с правилами дедуктивного вывода. Логическое исчисление является частью аксиоматической системы. Процесс аксиоматизации требует глубокого знания содержательных аспектов исходной теории.

Область знания, которая строится гипотетико-дедуктивным способом, представляет собой теоретическую систему, которая упрощённо может быть представлена как состоящая из двух областей: области гипотез и области фактов (или эмпирического базиса). Между этими областями разворачивается концептуальное взаимодействие. Из гипотез дедуктивно выводятся следствия более частного характера, из них ещё более частного и т.д.

Процесс продолжается до тех пор, пока цель не приведёт к фактам ( уже установленным или только предсказываемым).

Эмпирический базис служит средством проверки гипотез и в случае несоответствия исходной гипотезы наблюдаемым фактам – становится основанием для её свержения или корректировки.

Этот метод ещё называют методом гипотезы.

2. Группа системных методов и подходов:

  • Системный
  • Синергетический
  • Информационный
  • Структурно-функциональный

Системный подход представляет собой рассмотрение объектов как систем. Ему характерны: исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Синергетический подход в познании - системный подход, для которого в качестве условия принимается то, что в некоторых системах возможна самоорганизация, т.е. структура системы и, следовательно, ее свойства могут меняться скачком, спонтанно, непредсказуемо за счет совместного (синергетического) действия элементов системы.
Синергетический подход применяется к сложноорганизованным системам, например, таким, как человек, общество, некоторые физические и химические явления, в которых последующее состояние невозможно предсказать, зная предыдущее. Развитие таких систем всегда предполагает альтернативу (необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, вариантов).

Информационный подход - методологическая установка, в соответствии с которой все психологические процессы рассматриваются как сложная система процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. На каждом этапе этих процессов информация претерпевает определенные видоизменения, происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия. В результате применения подобного подхода происходит построение модели исследуемого психического процесса, которая составлена из гипотетических блоков, соединенных последовательно или параллельно и реализующих определенные функции.

Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга. Структура понимается как нечто неизменное при определенных преобразованиях, а функция как "назначение" каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства).

3. Группа исторических подходов и методов:

  • Конкретно-исторический
  • Абстрактно-исторический

Конкретно-исторический подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего.

Такой подход позволяет понять отдельное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем, революции в одной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории - это "уроки истории", выводы, обобщения, доказанные историей. Сопоставление изучаемого события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этого события.

Другой вариант исторического подхода — реконструкционный, или абстрактно-исторический (в отечественной литературе его также не­редко называют логическим методом изучения исторических явлений).

Если принцип конкретно-исторического исследования предполагает изучение содержательной истории некоторого предмета в конкретных эмпирических проявлениях, то абстрактно-исторический принцип пред­полагает выявление некоей исторической закономерности в чистом виде, не обращаясь в полной мере непосредственно к самой эмпирической исто­рии, а реконструируя эту закономерность на основе каких-либо теорети­ческих предпосылок.

Также к основным методам теоретических исследований относят методы формализации, идеализации, математического моделирования.

Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Главное в процессе формализации - над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами.

Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ" и т.п.). Идеализированный объект выступает как отражение реальных предметов и процессов.

Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. По характеру моделей выделяют материальное и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам - физики, механики и т.п. При материальном моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т.п.).

При идеальном моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т.п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.

Далее необходима чёткая последовательность этапов теоретического исследования, значит, поговорим об этом вопросе подробно.

2. Этапы теоретического исследования. Основные принципы теоретического исследования

Помимо методов методология теоретических исследований включает и принципы.

Принцип – это фундамент и основные требования и положения, на основе которых строится новая теория или проводятся научные исследования. Это их основная движущая сила, установка.

Теоретические исследования проходят ряд этапов. Одним из этих этапов и является поиск основополагающих принципов исследования. Следовательно, и поговорить о принципах нужно именно здесь.

Этапы теоретического исследования:

· Поиск исходных принципов построения теории

· Частные теоретические модели и законы

· Развитая теория

 

Для первого этапа перечислим основные группы принципов. Сюда входят:

1. Принципы математического естествознания (принципы дифференциального и интегрального исчисления, вариационные принципы физики, принципы теоретико-группового подхода)

2. Содержательные принципы физики (принцип сохранения, принципы физической причинности, физической относительности, близкодействия и дальнодействия и др.)

3. Методологические установки данной отрасли естествознания (принципы простоты, инвариантности, наблюдаемости, соответствия, дополнительности и др.)

4. Принципы, в которых отображается совокупность представления учёных о самой природе научного познания (представления о соотношении опыта и разума в научном мышлении, воззрение на понимание физической реальности и др.)

5. Картина мира (в ней фиксируется определённая совокупность представлений о структуре действительности, способах её функционирования и изменения)

 

Рассмотрим основные принципы, применяемые для научных теоретических исследований.

 

1. Диалектические принципы:

· принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности

· принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природ­ной, социальной, психической

· принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим

· принцип единства анализа и синтеза. Анализ по-гречески означает разделение, а синтез - соединение. Именно посредством этих операций предмет представляется как система.

· принцип единства исторического и логического основан на убеждении, что структура объекта является продуктом его эволюции и отражает ее основные этапы.

· принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Он как бы дополняет и конкретизирует рассмотренный выше принцип единства анализа и синтеза.

 

2. Принципы здравого смысла:

· расчленение трудных, не поддающихся решению в целом задач на решаемые частные задачи

· переход от менее сложного к более сложному, от доказанного к недоказанному, а не наоборот (в логике это запрет на определение через неизвестное)

· недопущение выпадения логических звеньев в рассуждении

· принцип объективности. Он гласит: в вопросах науки никакое мнение не играет решающей роли.

· принцип объяснения множества изучаемых явлений посредством немногих общих оснований.

· принцип достаточной полноты обоснования: всякое научное суждение должно быть достаточно основано на опыте и теоретических доказательствах.

 

Большую роль играет принцип наблюдаемости, т.к. согласно ему в науку должны вводиться только те утверждения, которые можно хотя бы мысленно, хотя бы в принципе проверить на опыте.

Принцип верификации – критерий науки, согласно которому суждение должно поддаваться проверке, чтобы быть принятым в качестве научного.

Вторым этапом теоретического исследования является построение частных теоретических моделей и законов.

На данном этапе реализуется следующая схема:

Модель – Схема – Качественные и количественные расширения – Математизация – Формулировка закона

Есть две стадии построения частных теоретических схем:

· стадия их конструирования в качестве содержательно-физических моделей некоторой области взаимодействий

· стадия возможной перестройки теоретических моделей в процессе их соединения с математическим аппаратом

 

3. Стадия развитой теории

 

На этой стадии исследования частные теоретические модели и законы обобщаются, выступая как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Строится обобщающая теоретическая модель, охватывающая все частные теоретические схемы, применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению к частным теоретическим законам.

 

3. Основные формы теоретического знания

Для того, чтобы представлять себе все промежуточные стадии преобразуемых знаний в результате этапов, рассмотренных выше, опишем формы знаний, которые имеют место быть в теоретических исследованиях.

К основным формам теоретического знания относятся:

· проблема

· гипотеза

· теория

Научная проблема (от греч. problema – задача, задание)  - есть теоретически значимый вопрос, решение которого способно принести существенную новизну (теоретическую и методологическую).

Проблема должна быть сформулирована адекватно – это делает истинным путь её исследования и решения.

Поэтому рассмотрим условия, которым должна удовлетворять такая проблема:

1. В проблеме должны быть чётко определены границы известного и неизвестного

2. Должна быть осуществлена её конкретизация (уточнено и выделено какое-то определённое отношение, аспект, структура изучаемого объекта)

3. Проблема должна быть совместима с некоторым исследовательским проектом, должна быть нацелена на разрешение, не быть псевдопроблемой

4. В современных научных институтах выдвижение проблемы проходит процедуры анализа, оценки и проектирования исследований.

 

Дадим классификацию научных проблем:

1. По области: проблемы прикладного или фундаментального характера; смешанные

2. По степени универсальности проблем: проблемы более общего уровня содержат в себе много частных проблем

3. Классификация может проходить по структурно-дисциплинарным аспектам проблемы (отношение к одной области или нескольким дисциплинам)

4. По степени срочности решения проблемы: первоочерёдная; долгосрочная

Гипотеза (греч. hypothesis – основание, догадка) – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

При выдвижении гипотезы к ней предъявляются определённые научно-методологические требования:

1. логические (непротиворечивость, независимость)

2. содержательные (принципиальная проверяемость, содержательная связанность)

3. эвристические (общность применения, фундаментальная идея)

 

В ходе доказательства выдвинутых гипотез возможно несколько случаев:

1. Гипотеза становится истинной теорией

2. Видоизменение, уточнение и конкретизация гипотез

3. Опровержение гипотезы при отрицательном результате проверки

Среди альтернативных гипотез возможна их сравнительная оценка, но нет абсолютных критериев для выбора.

Вопросы верификации и принятия гипотезы лежат в широкой логико-прагматической плоскости. Здесь действуют различные содержательные критерии, учитывающие специфику предметных областей.

Представим классификацию гипотез:

1. По степени обоснованности: общие и частные

2. По виду познавательного действия, совершаемого по отношению к изучаемому объекту:

· интерпретационная гипотеза (отвечает на вопрос «что это?» , даёт интерпретацию изучаемому объекту)

· описательная гипотеза (отвечает на вопрос «каковы свойства этого объекта?», даёт характеристику изучаемому объекту)

· систематизирующая гипотеза (специальный случай описательной, вносит упорядоченность в структуру изучаемых данных: предлагает классификацию, типологию, различные эмпирические обобщения)

· объяснительная гипотеза (отвечает на вопрос «почему это так?», предположение о причинах, законах, механизмах, лежащих в глубине явления)

· экстраполяционная гипотеза (способствует переносу знаний из одной области явлений к другой, играют важную роль в моделировании)

· методологическая гипотеза (направлена на познавательные действия, «как это лучше изучать?»

3. По месту в структуре исследовательской работы:

· рабочие гипотезы (предположения, выдвигаемые на начальных стадиях исследования и служащие его направляющим ориентиром)

· предварительная и окончательная (характеризуют разные стадии выдвижения и анализа гипотезы)

· основная и вспомогательная (уточняющие)

· базисная и подчинённые (логически выводимые из базисной)

· математическая гипотеза (сталкиваясь с новой областью явлений, учёный ищет подходящий МА)

· гипотезы ad hoc (предположения, выдвигаемые с целью решения стоящих перед испытаемой теорией проблем)

 

Теория представляет собой обоснованную, концептуально организованную систему логически взаимосвязанных представлений о научно-познаваемых объектах.

Её характерные черты: концептуальная связанность, содержательная целостность, устойчивость.

Её компоненты:

1. Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2. Идеализированные объекты: абстрактные модели существенных свойств изучаемых предметов

3. Логика теории – совокупность определённых правил и способов доказательства, направленных на прояснение структуры и изменение знания

4. Совокупность принципов метатеоретического уровня исследования: основания науки, философские принципы и идеи, ценностные факторы

5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий: из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами

Классификация теорий:

1. описательные, математические

2. индуктивные и дедуктивные

3. фундаментальные и прикладные

4. формальные и содержательные

5. объясняющие и феноменологические

6. дисциплинарные: физические, химические, психологические, междисциплинарные и др.

 

Рассмотрим функции теорий:

1. синтетическая – объединение отдельных достоверных знаний в целостную систему

2. объяснительная – выявление причинных связей, существенных характеристик явления, законов его происхождения и развития

3. методологическая – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приёмы исследовательской деятельности

4. предсказательная – функция предвидения будущих состояний явлений, которые существуют, но пока не выявлены

5. практическая – быть руководством к действию, воплощённой в практику по изменению действительности

 

 

Выводы

По нашему мнению, мы рассмотрели главные вопросы, входящие в методологию теоретических исследований. В реферате были показаны основные методы и принципы теоретических исследований, приведены их этапы и формы теоретического знания.

Почему последовательность вопросов была именно такой?

Представляя, что перед исследователем стоит конкретная проблема, нам необходимо предложить ему методы решения.

Далее, имея конкретные методы в качестве инструментария, мы осуществляем поэтапно наши исследования.

По мере продвижения от этапа к этапу мы имеем 3 различные формы теоретического знания: сначала имеется проблема, затем формируются необходимые гипотезы, и в конце концов подтверждается (опровергается) новая теория.

По мере того, как в ходе исследования накапливается фактический материал, возникает необходимость в его систематизации.

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием. Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал.

Список литературы

1.Основания науки./ В.П.Котенко — СПб.: Изд-во "Кольна", 2000

2. Философия./ П.В. Алексеев, А.В. Панин — М.: Изд-во "Проспект", 2005

3. Методы научного познания. Режим доступа // :http://wiki.pskovedu.ru/index.php

4. Методология теоретических исследований. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=480899



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.