Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.



 

Предмет Обществознание

удаленное обучение, дата урока 08.04.2020. и 15.04.2020

 

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.

Тема 1. Духовная сфера

Рассматриваемый вопрос: Культура и духовная жизнь общества

 

Ознакомиться с изучаемым материалом можно в

учебнике Обществознание за 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова

 

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

1. прочитать;

2. законспектировать в тетрадь;

3. по окончании дистанционного обучения сдать тетрадь мне на проверку.

ЛЕКЦИЯ

«Культура и духовная жизнь общества».

 

1. Основные сферы общественной жизни.

Экономическая Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
Социальная Отношения между классами, сословиями, нациями, обеспечение социальных гарантий со стороны государства.
Политическая Отношения между государством и политическими партиями, между государством и обществом.
Духовная Отношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения и потребления духовных потребностей.

2. Как функционируют сферы жизни общества?

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, но вместе с тем, они не только взаимодействуют, но и взаимно обуславливают друг друга.

Например: влияние политической сферы на культуру:
– государство проводит определенную политику в области культуры
– деятели культуры в своих произведениях, в своем творчестве отражают политические взгляды и позиции

3. Итоги общественной жизни:

– духовная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества
– наряду с экономической, политической, социальной сферой духовная сфера занимает важное место в деятельности человеческого общества.

Таким образом, духовная жизнь общества возникает на основе практической деятельности человека и является формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

Духовная жизнь одна из подсистем общества и элементами духовной сферы являются

Культура является предметом изучения многих наук: истории, социологии, философии и антропологии. Один из культурологов насчитал в современном гуманитарном знании более 200 определений культур.

Где начинается культура?

Пчелы строящие соты, не создают культуру, они миллионы лет воспроизводят то, что заложено в них природой. Человек создавший каменный топор, станки и машины, самолеты и поезда создал нечто новое, чего нет в природе. Т.е. все созданное человеком, что не является природой мы относим к культуре.

В широком смысле слова можно сказать, что культура – это преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Культура – как «вторая природа» сотворенная самим человеком.

В узком смысле слова культура употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций?

Например: античная культура; культура майя; художественная культура; культура труда; культура быта и т.д., т.е. в узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни общества.

 

Деятельность и виды деятельности.

 

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на совершенствовании окружающего мира и самого себя.

В связи с существованием двух типов деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры.

Важное значение в духовной культуре имеют традиции (преемственность) и новаторство. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям по вертикали и горизонтали.

Традиции – элементы наследия, передающиеся от поколения к поколению. Традиционными могут быть ценности, обычаи, обряды. (вертикальная).

Например:

– весенний праздник Масленицы знаком еще со времен древних славян

– правило этикета пропускать женщин вперед дошло до нас из периода матриархата.

Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности.
Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное другим.

Например читая «Войну и мир»
– одни проникаются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой;
– других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова;
– третьим ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»

Каждая эпоха порождает своих творцов, новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, иногда гениальные произведения искусства. Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующее поколения воздают им должное. Например, картины художников-импрессионистов.

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества.

Функции культуры:

– приспособление к окружающей среде (древнейший человек научился добывать огонь и изготовил каменный топор) самая древнейшая функция культуры.

– накопления, хранения и передача культурных ценностей (Рублев «Троица», Успенский собор, летописи) культура сохраняет накопленные веками наследие, которое остается фундаментом творческих поисков человечества и эта функция позволяет человеку определить свое место в мире.

– целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека (Красота, Добро, Истина, Справедливость, Польза, Власть, Свобода) в рамках этой функции создаются ценности регулирующие жизнь людей и их деятельность)

– социализация новых поколений (дети воспитанные животными) эта функция позволяет каждому человеку усвоить систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему адаптироваться к жизни в человеческом обществе.
– коммуникативные функции (общение) эта функция позволяет развитию личности через общение

Соотнесите функции культуры с заданными примерами

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур. Существует культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т.д. Глядя на карту мира мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. Сейчас на Земле не осталось изолированных культурных общностей. Научно технический прогресс, информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения влечет за собой интернациональную культуру, создание единого культурного пространства для разных наций и народностей. Ярким примером является культура нашей страны, страны многонациональной и многоконфессиональной.

1. Великий Новгород (деревянное зодчество)
2. Москва (собор В. Блаженного)
3. Казань (символ Казани – дракон Зилант)
4. Владимир – (церковь Покрова на Нерли)
5. Краснодар (памятник казачеству)
6. Волгоград (стелла защитникам Родины)
7. Якутск (памятник Мамонту )
8. Анадырь (скульптурная композиция труженикам севера)
9. Дальний Восток (черепаха Бохайского царства 7 в. н.э. найдена в 19 веке)

Когда речь идет о многообразии культуры, под этим подразумеваются три формы культуры – народная, массовая, элитарная и две ее разновидности –субкультура и контркультура.

Народная культура

– фольклор, нравы, обычаи, народная музыка (формы)
– любительская
– коллективная
– многожанровая
– не имеет автора

Массовая культура

– ориентирована на массового потребителя
– простота, доступность
– коммерческая направленность

Она сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.

Элитарная культура

– рассчитана на узкий круг потребителя

– трудна для понимания неподготовленного человека

– создается привилегированной часть общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения элитарного искусства перенимаются массовой культурой повышая ее уровень, а массовая культура приносящая прибыль дает возможность оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Таким образом, культура всегда была главным источником созидательных устремлений человека, главным смыслом его существования. Именно культура делает из нас разумных, позитивно мыслящих, гуманных существ с нравственными позициями и обязательствами. Культура – душа общества. Благодаря культуре и с ее помощью мы различаем ценности и становимся способны делать выбор.

Д.С. Лихачев: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишает смысла»

 

Вопрос классу:Какие сферы общественной жизни мы выделяем?

-экономическую

-политическую

-социальную

-духовную (культурную)

 

Вопрос классу:Что такое «КУЛЬТУРА»?

Культура – все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Вопрос классу:Из каких компонентов состоит культура?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.