|
|||
Математика. Решение составных задачМатематика. Решение составных задач Цель.Формировать умение работать с составной задачей. Задачи. Учиться моделировать составную задачу в виде схемы, краткой записи, анализировать задачу, составлять задачи обратные данной, совершенствовать вычислительные навыки.
Хода беседы с ребёнком - Сегодня в центре нашего внимания снова будут составные задачи. Мы будем учиться их анализировать и решать. I - Прочти задачу № 4 на с. 83. - Перескажи задачу. -О чём говорится в задаче, что будем считать? (В задаче говорится об играх, считаем игры) - Назови условие и вопрос задачи. Назови известное и неизвестное (известное – количество игр, на одном диске, их 4; неизвестное – количество игр на другом диске: про них сказано – на 2 больше, чем игр на первом диске; также неизвестно сколько всего игр на двух дисках).
Если ребёнок всё ответил, не стоит вести дополнительные речи.
Если ребёнок затрудняется, то работаем с текстом задачи (Прочти, что про игры на первом диске сказано в задаче…их 4. Прочти, что про игры на втором диске сказано в задаче…их на 2 больше. Что значит «на 2 больше»… столько же сколько на первом диске, да ещё 2). Добейтесь правильных ответов. После всех уточнений ребёнок сам или с помощью взрослого проговаривает конечный результат анализа (известное – количество игр, на одном диске, их 4; неизвестное – количество игр на другом диске: про них сказано – на 2 больше, чем на первом диске; также неизвестно сколько всего игр на двух дисках).
Далее для всех -Укажи целое и части (целое – все игры на двух дисках, оно неизвестно; части – игры на одном диске, их 4; игры на другом диске, их количество неизвестно). - Что нужно найти в задаче? (в задаче нужно найти целое) - Тогда, к какому типу задач относится эта задача? (задача на нахождение целого) - В какой форме удобнее выполнять краткую запись таких задач? (Задачи на нахождение целого удобнее записать в виде схемы). - На сколько частей разделим наш отрезок, который будет изображать целое? (на две, так как игры размещены на двух дисках) - Какая из частей будет больше, первая или вторая? (вторая, так как на втором диске игр больше) - Выполни чертёж. (Ребёнок выполняет чертёж, но ничего не подписывает) Сожалею, не заметила неудачный ракурс съёмки.
- Расскажи, как ты запишешь целое (оно неизвестно, ищем его сложением, поэтому поставлю знак вопроса, обведу в красный кружок, рядом поставлю плюс)
- Расскажи, как ты запишешь первую часть (она известна, напишу число 4, потому что на первом диске 4 игры)
- Расскажи, как ты запишешь вторую часть (она неизвестна, поэтому поставлю знак вопроса, про неё сказано «на 3 больше», значит рядом со знаком вопрос запишу 4 + 3) - Закончи схему самостоятельно.
- Можем ли мы сразу найти целое и ответить на вопрос задачи сколько всего игр на дисках? Обоснуй своё мнение (Сразу найти целое нельзя, для этого нужно сложить все части, вторую часть мы не знаем) - Что нужно узнать, для того чтобы суметь решить задачу (Нужно узнать, чему равна вторая часть, сколько игр на втором диске). - Составь план решения задачи.(Первым действием я сложением узнаю, сколько игр на втором диске, вторым действием я узнаю общее количество игр, сложив игры на первом и на втором диске) - Запиши решение и ответ задачи. 1) 4 + 3 = 7 (игр) – на втором диске с пояснением ребёнок ещё может затрудняться помогите ему, спросите, что он нашёл… 2)7 + 4 = 11 (игр) Ответ: 11 игр. Зелёное подчёркивание– результат первого действия будем использовать, как известное данное в следующем действии, поэтому подчеркнём зелёным; если ребёнку очень трудно это понять, можно в схеме аккуратно карандашиком зачеркнуть
II
- У меня составлена обратная задача к нашей, уже решённой (хорошо бы её куда-нибудь записать, чтобы ребёнок видел). В ней поменялись местами известное и неизвестное. Прочти задачу. Володе подарили два диска, на которых 11 игр. На одном диске 4 игры. На сколько игр на втором диске больше, чем на первом?
- Перескажи задачу? - Назови условие и вопрос задачи. - Чем интересен вопрос задачи ? (в вопросе есть сочетание слов «на сколько», задача на сравнение) - Что нам нужно сравнить? (нужно сравнить игры на первом диске и на втором диске). Задачи на сравнение удобнее записывать в виде краткой записи. Первый и второй диск в краткой записи обозначим римскими цифрами.
- Запишем, что на первом диске 4 игры. Сколько игр на втором диске? (неизвестно, про них ничего не сказано, поставим вопросительный знак) - Назови целое в этой задаче.(всего 11 игр на двух дисках) Как обозначим целое в краткой записи? (фигурной скобкой, обведём известное целое в зелёный кружок). - Каков главный вопрос задачи? (На сколько игр на втором диске больше, чем а первом?) - Вопрос на сравнение в краткой записи мы обозначаем дугой со стрелочками с двух сторон (называем её «дугой туда-сюда» - нет разницы, ищем ли мы на сколько одно число больше другого или меньше, всё равно мы ищем разницу между числами и будем искать её вычитанием) и вопросительным знаком со словом на. - Покажи в краткой записи первую часть, вторую часть, целое (если ещё не обвели его в кружок, обведите), вопрос на сравнение. - Как сравнить два числа? (Чтобы сравнить два числа и узнать на сколько одно больше или меньше другого нужно из большего вычесть меньшее) - Поставим около вопроса на сравнение знак минус. - Что нужно знать, чтобы сравнить два числа? (нужно знать эти числа) - Мы сравниваем игры на двух дисках. Достаточно ли у нас информации для сравнения? (нет, мы не знаем сколько игр на втором диске) - Мы уже сказали, что все игры – это целое, что можно сказать об играх на каждом диске? (это части) - Как найти неизвестную часть? (из целого вычесть известную). Значит поставим около вопроса у второй части знак минус. - Назови план решения задачи. Сначала узнаем действием вычитания, сколько игр на втором диске (поставим у вопросительного знака цифру 1), первое действие). Затем сравним количество игр на дисках действием вычитания (поставим у главного вопроса цифру 2) – второе действие)
- Запиши первое действие. Если ребёнок затрудняется, ещё раз просите показать в краткой записи вторую часть, игры на втором диске. Спрашиваете, как найти неизвестную часть (из целого вычесть известную), просите показать целое и известную часть, составляете с ним выражение на вычитание. 1) 11 – 4 = 7(игр) – на втором диске
Спрашиваете ребёнка, какие числа он будет сравнивать (некоторые могут по невнимательности взять число 11, как самое большое), добиваетесь понимания, почему берём 4 и 7.
- Запиши второе действие и отввет. 2) 7 – 4 = 3 (игр.) Ответ: на 3 игры.
Итог. Сегодня решали составные задачи на нахождение целого и на сравнение. Учились работать с краткой записью. Потренируемся в работе с карандашом и линейкой. Учебник, с. 107 № 2
|
|||
|