Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Духовные основы медицины.. Задание 1



Духовные основы медицины.

Задание, связанное с виртуальным посещением музеев.

Задание 1

Виртуальный квест по Эрмитажу.

ЧАСТЬ 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1)Выясните, когда жил жрец Падиисет и какие экспонаты связаны с его личностью?

Пройдя в зал Древнего Египта на 1 этаже по правую руку от нас, мы можем увидеть антропоморфные деревянные расписные саркофаги жреца Падиисета. Он, предположительно, жил во второй половине 7 века до нашей эры.

С личностью древнеегипетского жреца Падиисета связаны знаменитая мумия самого жреца (возраст экспоната — ориентировочно X в. до н. э. Находится она в зале Древнего Египта на самом видном месте и считается самым «старым» объектом экспозиции в Эрмитаже) и его погребальный комплекс. Этот комплекс включал три антропоморфных деревянных саркофагов. Внутренний саркофаг выставлен в ветрине справа от мумии, а средний и внешний – в торцовой витрине вначале зала справа.

2)Что изображено на поверхностях саркофагов и зачем нужны эти изображения?

Все поверхности саркофагов заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами – стандартной жертвенной формулой и фрагмента из глав Книги мёртвых.

Изначально многие мумии были оснащены заупокойной литературой, которую умершие забирали с собой в загробный мир. В большинстве своём заупокойная литература состояла из списка инструкций и заклинаний, служащих своего рода путеводителем по загробному миру. Подобной литературой, более известная как Тексты пирамид, представляет собой набор заклинаний, обеспечивающих воскрешение и защиту фараону от различного рода враждебных сил, обитающих в загробном мире.

Позже некоторые заклинания Текстов пирамид стали находить на поверхности саркофагов, в погребальных камерах высокопоставленных лиц. Таким образом, постепенно, стала развиваться традиция записи заклинаний на внутренней и внешней поверхностях саркофагов. Тексты и заклинания, записанные на поверхности саркофагов, стали называться Текстами саркофагов.

3)Найдите деревянный ящик с изображением шакала. Выясните, почему на нем изображено именно это животное? Зачем ящик использовался? Каково было назначение того, что там хранилось?

Деревянный ящик с изображением шакала находится в витрине со внутреннем саркофагом. На ящике изображён именно шакал, поскольку он являлся священным животным бога-бальзамировщика Анубиса.

Анубис - бог-бальзамировщик и проводником мёртвых в потустороннем мире.

Согласно Текстам Пирамид, Анубис был проводником мёртвых в потустороннем мире, показывая умершему путь до Осириса.

Изображался Анубис преимущественно в виде чёрного шакала — сидящего или лежащего на постаменте, либо в антропоморфном виде — человеком с головой шакала. Большинство египтологов полагают, что ассоциации этого бога с шакалом возникли в умах древних египтян из-за того, что они часто видели их блуждающими среди некрополей и кладбищ. Ещё Флиндерс Питри подметил, что наилучшим указателем к ещё не открытым на тот период гробницам и захоронениям являются тропы шакалов. Египтяне рисовали Анубиса чёрным цветом, как полагают, в силу того что человеческие останки в процессе мумификации приобретали чёрный цвет.

Этот ящик использовался в качестве хранилища для ушебти.

Ушебти («ответчики») — статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу, с тем чтобы они выполняли необходимые обязанности по отношению к умершему. Изготавливались из дерева, камня, терракоты или фаянса. В некоторых могилах число ушебти соответствовало числу дней в году. По верованиям древних, должны были замещать умершего на работах в загробных полях Осириса. От имени покойного над ушебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ.

ЧАСТЬ 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

1)В части экспозиции 121.1 найдите и опишите экспонат*, который имеет отношение к медицине.

В части экспозиции 121.1 есть экспонат, который имеет отношение к медицине, и это скульптура Гигиеи. Эта скульптура была создана в Древнем Риме в 1 веке.

На этой скульптуре изображена Гигиея, в греческой мифологии богиня здоровья, дочь Асклепия и Эпионы либо Афины. Гигиею изображали (и на этой скульптуре тоже) в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины.

Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене.

2)Перейдите в часть экспозиции 113.1, найдите и опишите экспонат, аналогичный предыдущему.

В части экспозиции 113.1 я нашла экспонат, который, как и в прошлом вопросе имеет отношение к медицине. Это скульптура Гигиеи, однако она представлена перед нами без головы и рук. Она стоит вместо со змеёй, которая ползёт по ней. (Была скульптура перевезена в Эрмитаж в 1922 году из Академии Художеств)

3) Перейдите в соседний «зал Геракла», в части экспозиции 114.3 найдите и опишите экспонат, представляющий бога, в жертву которому приносили петуха. Какой символ объединяет три последних экспоната и какой смысл (предположительно) в него вкладывали древние греки?

В части экспозиции 114.3 нашла экспонат – статуя Асклепия (1 -2 век; Древний мир), бог, в жертву которому приносили петуха. Основным атрибутом Асклепия стал посох с ползущей по нему вверх змеёй. В нём нашёл отображение миф о том, как Асклепий открыл возможность оживлять мёртвых. Посох, обвитый змеёй, сопровождает большинство античных изображений бога медицины, однако его размеры различны.

Все три последних экспоната объединяет змея. Змея — в мифологии многих народов, в том числе в древнегреческой мифологии, символ плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой.

ЧАСТЬ 3. ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ.

1)Обратите внимание на часть экспозиции 221.2. Найдите и опишите картину, изображающую святого, к которому жители Италии обращались за помощью во время эпидемии чумы. Раны на его теле напоминают чумные язвы. Это одна из последних работ художника, скончавшегося от чумы в 1576 г.

Картина, изображающая святого, к которому жители Италии обращались за помощью во время эпидемии чумы, — это картина Святого Себастьяна. Автор: Тициан (Тициано Вечеллио) (около 1576 г., Италия)

«Святой Себастьян» - одно из лучших произведений живописца. Тициановский Себастьян - гордый христианский мученик, который, по легенде, был расстрелян из лука по приказу императора Диоклетиана за отказ поклониться языческим идолам. Мощное тело Себастьяна - воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям. Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя фактуру красок, рельефность мазков.

Одна из вспышек популярности святого Себастьяна связана с эпидемией чумы, свирепствовавшей в Европе. Стрела часто считалась символом посылаемой Богом смерти. Казнь Себастьяна, когда он безропотно принял в свое тело множество стрел, стала рифмоваться с мученичеством Иисуса и трактоваться как защита людей от чумных смертей, взятых на себя. Везде, где прошлась чума, встречается множество изображений святого — в церквях, домах и даже хлевах.

2)Перейдите в зал 214. Найдите и опишите картину, на которой изображена мадонна, кормящая младенца грудью. Пользуясь любыми интернет источниками, найдите дополнительную информацию об этом произведении и ответьте на вопрос – почему именно это изображение мадонны (среди других, находящихся в зале) можно считать в наибольшей мере выражающей идею материнской любви, доброты и милосердия?

В зале 214 я нашла картину «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта).

Автор: Леонардо да Винчи (середина 1490-х гг., Италия).


На картине изображена женщина – Мадонна, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины: на стене позади женщины расположены два арочных окна, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь спокойствие на её лице. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

Сравнивая эту картину с картиной «Мадонна с Младенцем» (Мадонна Бенуа) , можно сказать, что она ( Мадонна Литта ) в большей мере выражает идею материнской любви, доброты и милосердия. На мой взгляд, ни что так не показывает любовь матери к ребёнку, как процесс кормления грудью. Во время этого интимного элемента заботы, лицо Мадонны наполнено умиротворением и спокойствием.

На картине «Мадонна Бенуа», автор: Леонардо да Винчи (1478 – 1480 гг., Италия), мы можем видеть, как Мадонна улыбается, смотря на младенца.

Она протягивает своему сыну цветок крестоцвета, который является традиционным символом распятия. Он воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны, любующейся первыми попытками сына освоить мир.

Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Сравнивая эту и прошлую картину, «Мадонна Бенуа» темнее, «мрачнее» по атмосфере.

ЧАСТЬ 4. ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII в.

1)В зале 249.3 найдите и опишите картину с «медицинским сюжетом». Ответьте на вопрос: больна ли «больная» и каким способом врач «привел ее в чувство»?

В зале 249.3 я нашла картину, которая непосредственно относится к медицине. Это произведение Стен Яна «Больная и врач», написанная им примерно в 1600 году в Голландии.

«Больная и врач» — это один из излюбленных сюжетов голландских жанристов.

Яркие цвета в костюме девушке передают картине жизнерадостный тон, да и сама молодая дама, пышнотелая, с румянцем во всю щеку. Мало похожа на больную!

Она только что оправилась от небольшого обморока, возможно, поддельного. В чувство её привели испытанным народным средством — запахом сжигаемого шерстяного шнура. Его полуобгоревший конец еще торчит из стоящей на полу грелки. Из-за полога выглядывает ухмыляющийся парнишка, старая сплетница-служанка нашептывает что-то на ухо доктору, и тот явно больше заинтересован её рассказом, чем состоянием пациентки. Да и что он может сделать, ведь, как гласит голландская поговорка, «там лекарство не поможет, где виной всему любовь»! Потухшая свеча, очевидно, намекает на потухшие чувства возлюбленного, по которому тоскует девушка.

Блестяще передана фактура ткани и пушистого меха. На столике рядом с женщиной из разных предметов сам собой складывается изысканный натюрморт. Поздний период творчества мастера отличает характерная цветовая гамма: звучное сочетание красного, зеленого и белого цветов.

2) В зале 245.4 найдите и опишите картину, изображающую сцену лечения больного знахарем-шарлатаном. Ответьте на вопрос: чем болен «больной»?

Да, несомненно, в зале 245.4 имеется такая картина, и называется она «Деревенский шарлатан» (Извлечение камня глупости). Экспонат написан во Фландрии в 1620-х годах Адрианом Браувером.

Раннее полотно Браувера, исполненное в 1620-е гг., на первый взгляд воспроизводит традиционную для нидерландской живописи сцену лечения больного ярмарочным знахарем-шарлатаном.

 Но на самом деле, сюжет более сложен. На картине изображен «врач», который, надрезав бровь «пациента», делает вид, что достаёт какой-то окровавленный предмет, являющийся в то же время окровавленным камушком, спрятанным между пальцев. Если приглядеться, то на картине можно заметить ещё два таких блестящих камушка, якобы извлеченных шарлатаном из голов его пациентов. Они лежат на земле, на первом плане. Двое больных уже прооперированы: они показаны позади "рвача". Один - с повязкой на лбу - сидит на земле, другой стоит к зрителю спиной и жестом воздетых рук просит пить. Его обливает вином из кувшина мужчина, высунувшийся из окна кабачка. Третьего же пациента, которого крепко держит старуха, шарлатан в данный момент оперирует. Браувер создал своеобразное произведение на тему «Извлечение камня глупости», воплощающее вполне определенную идею: человеческая глупость неизлечима хирургическим путем.

Можно сказать, что больной ничем не болен, кроме как своей глупостью.

3)В зале 254 найдите и опишите картину, отражающую христианскую идею всепрощения и милосердия. Ответьте на вопрос: к какому евангельскому сюжету она восходит?

Это картина «Возвращение блудного сына».

Автор: Рембрант Харменс ван Рейн (около 1668 г., Голландия)

На картине мы можем видеть, как бледный, исхудавший, молодой человек , вернулся к отцу, которого он бросил в юности, выпросив у отца своё наследство и спустив его до последней монеты. Войдя в родной дом, больной и обессиленный, он падает на колени перед отцом, который склоняется к нему, полный любви и милосердия. В дымчатом сумраке пространства лицо старика сияет и на сына нисходит свет его утешения. Красная накидка на плечах старца словно образует шатёр над бедным скитальцем. Рядом молча стоят потрясенные свидетели. Картина отражает всепрощение и милосердие, в данном сюжете отца к сыну, который покинул его много лет назад.

На картине Рембранта изображён финальный евангельский эпизод «Притча о блудном сыне», когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти».

ЧАСТЬ 5. БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО.

Введите поисковый запрос – одиннадцатиликий бодхисаттва. Рассмотрите три открывшихся изображения, выберите то из них, которое содержит подробное описание. Опишите экспонат. Какой бодхисаттва здесь изображен и почему он изображается с 11 лицами и 8 руками?

Из трёх картин я выбрала следующую – «Одиннадцатиликий бодхисаттва Авалокитешвара». Она была создана в Китае, Тангутское государство Си Ся, Хара-Хото в конце XII - XIII вв. В центре тангка, написанной клеевыми красками на холсте, популярный персонаж буддийской мифологии - бодхисаттва милосердия Авалокитешвара. Одиннадцать голов Авалокитешвары и восемь рук образовались от сочувствия к несчастьям людей и стремления им помочь. Белая фигура бодхисаттвы изображена на лотосовом троне. Центральный лик показан "по-тибетски" в фас, остальные составляют пирамидообразную композицию, увенчанную красной головой Будды Амитабхи - владыки рая Сукхавати, в котором могут перерождаться все страдающие живые существа. Руки Авалокитешвары сложены в мудра - символические жесты - или держат атрибуты. Позади бодхисаттвы слева и справа на темно-зеленом фоне, характерном для икон Хара-Хото, выделяются фигуры монахов, написанные в китайской традиции. Над центральной частью тангка в верхнем ряду - пять изображений будд. Авалокитешвара окружен четырьмя разноцветными фигурами Стражей сторон света. Внизу на одном троне сидят слева направо: красный Хаягрива - одно из воплощений Авалокитешвары; белая Ситатапатра, желтая Маричи и Зеленая Тара, родившаяся из слез бодхисаттвы. Икона написана согласно тибетской художественной традиции, хотя ее стиль включает элементы китайского и индийского буддийского искусства. Земным воплощением Авалокитешвары приверженцы ламаизма считают Далай-ламу.

ЧАСТЬ 6. ЭКСПОНАТЫ НА ВЫБОР

1. В Зале Геракла мне ещё давно запомнилась одна скульптура.

Скульптура «Геракл, борющийся со львом», была создана во 2-3 веке в Риме, Италия.

Немейский лев — в древнегреческой мифологии лев чудовищной величины с невероятно твёрдой шкурой, отчего её не брало ни одно оружие. Он опустошал окрестности городов Немея, Клеоны и посёлка Бембина. Убийство немейского льва стало первым заданием, которое поручил выполнить Гераклу микенский царь Еврисфей. Когда Геракл увидел льва, то дважды попал в него из лука. Стрелы не могли пробить шкуру животного. Тогда сын Зевса сначала оглушил его ударом палицы по голове, а затем задушил голыми руками.

Именно это мы можем наблюдать на данной скульптуре.

2. В зале Юпитера (Искусство Древнего Рима 1-4 веков) мне понравился один экспонат – саркофаг со сценой бракосочетания.

Для усыпальницы знатного римлянина был создан саркофаг, на котором покойный изображён в важный день своей жизни – в день свадьбы. Такие саркофаги называются биографическими, однако на них запечатлено не столь конкретное событие, как основные добродетели римлян, которые воспеваются. На передней стенке саркофага изображены по обе стороны от алтаря невеста и жених. Молодых соединяет богиня Согласия. Жениха увенчивает Доблесть – крылатая женская фигура с пальмовой ветвью в руке. Рядом с невестой стоит богиня любви и красоты Венера с крылатым богом любви Амуром. Бог брака Гименей с факелом замыкает группу небожителей. Их всех окружают родственники и друзья новобрачных.

На крышке изображены три парки – богини судьбы и главные римские божества. Таким образом вся Вселенная становится свидетелем беспорочной жизни римлянина.

Скульптура была создана в Древнем Риме во 2 веке.

Задание 2

Государственный музей истории религии.

БУДДИЗМ

1) С какой «ветвью» буддизма связана, в основном, экспозиция музея?

В первые века новой эры буддизм разделился на две ветви:

· Хинаяна (санскрит: малая колесница) или тхеравада (санскрит: учение старейших)

· Махаяна (санскрит: великая колесница)

В Государственном музее истории религии, в основном, экспозиция связана с:

ü Дальневосточным буддизмом Махаяны, который представленный материалами Китая и Японии, Кореи и Вьетнама

ü Тибето-монгольский буддизмом, который представлен материалами Тибета, Монголии, Гималайских княжеств (большая часть коллекции представлена именно тибето-монгольским буддизмом)

2) Какие народы и с какого времени исповедуют буддизм в пределах Российской федерации?

В пределах РФ существуют три народа, которые исповедуют буддизм – это буряты, калмыки и тывинцы. Буряты и калмыки – это монгольские народы, а тывинцы – тюркский народ.

Когда в XVI веке в Монгольской империи окончательно утвердился буддизм, то  калмыки и тывинцы, входившие в состав этой страны, приняли его. Однако среди тывинцев долгое время сохранялся шаманизм.

Тыва вошла в состав России в 1914 году. Калмыки прикочевали на территорию России в XVII веке и получили разрешение занять земли в междуречье Волги, Дона и Урала, Прикаспийские степи. Буряты вошли в состав России добровольно в начале XVII века, а начиная с XVIII века, среди них начал утверждаться буддизм. Наиболее прочно он утвердился среди Восточных бурят, живущих по восточному берегу озера Байкал, западные буряты оставались шаманистами, и только в начале XX века у них началась буддийская проповедь.

3) Какие буддийские изображения можно увидеть внутри Санкт-Петербургского дацана?

В начале XX века в Санкт-Петербурге был построен буддийский храм – дацан Гунзэчойнэй, который, к сожалению, был закрыт во время Советской власти. В настоящее время храм возобновил свою деятельность.

В Санкт-Петербургском дацане можно увидеть статую Будды, к которой запрещено поворачиваться спиной. Также имеются  витражи, созданные по эскизам Николая Рериха, они представляют собой восемь главных символов буддизма: благой зонт, золотые рыбки, драгоценная ваза, лотос, белая раковина с завитком, повернутым вправо, бесконечный узел, знамя победы, колесо Дхармы и др.

ХРИСТИАНСТВО

1) Какова была роль апостола Павла в становлении христианства?

Христианство благодаря апостолу Павлу превратилось из скромного движения внутри иудаизма в универсальную религию, которая в последствие стала приемлема для самых разных народов античного мира, что доказывает нам Священное Писание.

2) В какую эпоху христианства была создана основная часть экспонатов музея?

Основная часть экспонатов музея была создана в эпоху государственного христианства или в Константиновскую эпоху. Это и иконы и облачения, и богослужебные одежды, и предметы, которые используются при богослужении - все это создавалось в эпоху исторического христианства.

3) Перечислите основные расколы в истории христианской церкви. Когда они имели место и какие христианские деноминации возникли благодаря им?

Константиновская эпоха (IV век нашей эры) была крайне противоречивой для христианства. Для него с самого начала были характерны национальное и культурное разнообразия. И к сожалению, это разнообразие приводило к расколам.

ü В V веке - от основной ветви христианства отделились Древневосточные (дохалкидонские) церкви (Армянская, Коптская, Эфиопская и др).

ü В XI веке происходит одно из самых крупных разделений в истории христианского мира – разделение на Западную и Восточную христианские церкви (на православных и католиков).

ü В XVI веке из католической церкви выделяется масса протестантских церквей, как новое направление в христианстве.

ИСЛАМ

1) Какой из «столпов веры» ислама имеет чисто религиозный характер? Его формулировка.

В исламе всего пять «столпов веры»,

ü «исповедание формулы веры», именно он носит чисто религиозных характер

ü совершение ежедневной пятикратной молитвы

ü соблюдение поста в священный месяц

ü милостыни

ü паломничество

В этот первый «столп веры» входит:

1.  Признание единобожия (таухид)

2.  Признание пророческой миссии Мухамеда

2) Какая древняя мусульманская рукопись хранится в музее?

Мухаммад был избран Богом. Народ видел в нём святого.

Мухаммад в своих переживаниях был абсолютно искренним, он знал и верил, что тексты Корана приходят к нему из вне. Стиль Корана со временем менялся, становился спокойным и размеренным.  Стоит отметить, что нет ни одного другого источника, кроме Корана, который бы относился ко времени проповеди Мухаммада.

Записи всех проповедей Мухаммада были завершены при Халифе Асмане. Асманов список, вытеснивший другие записи, был признан единственным. Он был подготовлен под руководством секретаря Мухаммада.

Именно один из этих считанных экземпляров хранится в музее и относится к началу VIII века нашей эры.

3) Какие виды изобразительного искусства преимущественно используются в исламе? Существует ли жесткий запрет на создание изображений?

Преимущественно в исламе используются следующие виды изобразительного искусства:

ü Каллиграфия

ü Орнамент, арабески

ü Архитектура

В исламе существует запрет на изображение живых существ и природы из-за монотеизма и опасения идолопоклонства, однако только в духовных сферах.

 Так в бытовых предметах мусульман мы можем встретить изображения существ, что говорит о тяге любого человека к прекрасному. Дело в том, что каран не дает никаких точных указаний, поскольку этот запрет основывается на некоторых традициях и некоторых высказываниях Мухаммада.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.