|
|||||||||||||||||||||||||||
Настрой солдата.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Ткаченко Мария Андреевна ПСД/с-19-1о Конспект Анализ продуктов деятельности - метод психологии, дающий возможность сделать выводы о психологических особенностях субъекта на основе изучения объективных продуктов деятельности. Он достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности можно и в процессе их создания. Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др. Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Одним из методов изучения текста является контент-анализ. Этот метод, как и сам термин, возник в практике американских журналистов. Сначала его применяли к исследованию специфических материалов, которыми были материалы прессы. Позднее американский социолог Г. Лассуэл исследовал метод и применил его для анализа пропаганды. Назначение метода - осмысление исследователем текста, передаваемого в процессе коммуникации. Контент-анализ-это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится. Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям: · Выделение единиц анализа (за единицу анализа считать символ, либо какой-то объект, о котором есть высказывания в тексте). · Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. · Статистическая обработка (подсчет частоты употребления понятия или установлении пропорций между различными группами индикаторов). При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются: слово, термин, символ; законченная мысль или суждение; тема; персонаж; автор; целостное сообщение.
Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода. Для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин. Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности: - Четкая формулировка цели исследования. - Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. - Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. - Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий (выбор помещения, время проведения, создание мотивации на получение продукта, самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании, нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него). - Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка; - Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте.; - Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования. Достоинства метода: ü За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей; ü Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода (регуляция рисовальных движений руки, скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления при рисовании линий) ü Возможность многократного повторения; ü Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование. Недостатки метода: - Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности; - Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.
Контент-анализ Текст для анализа взят из источника: Фрагменты писем с фронта и фотография стрелка-радиста Георгия Горелова, погибшего в июле 1943 г. под Курском Исходный текст: Добрый день, мои Родные Мама, Люся, Игорь и Леночка!!!
Милые простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получал, за которые большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку ваше письмецо, да еще такое, как вы пишите. После такого письма еще становишься злей, еще больше желания сделать больше, бить сильней эту гадину. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень доволен, даже не знаю, как передать мою радость, что хотя через письма, но вы вместе со мной. Крепко целую Ваш Жора
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-1об.
4 мая 1942 г.
Для начала выделим в тексте смысловые части, так как это письмо, и абзацы отсутствуют. Делаем это для того, чтобы в дальнейшем было удобнее работать с контентом. В данном письме можно условно выделить четыре смысловых части: 1. «Добрый день…за такие письма» - в этой части автор благодарит родственников за отправленные письма, говорит о их важности и просит прощенье за то, что не отвечал на них. 2. «Я очень доволен … залогов нашей победы» - автор высказывает мысль о том, как важны поддержка солдат их родственниками, пусть даже через письма, заочно, но она помогает им. 3. «Конечно, жаль умереть …за освобождение» - в этой части письма автор рассуждает о непростой судьбе солдата и о его долге. 4. «Мои милые,…ваш Жора» - это заключительная часть, где автор задает вопросы родным, просит писать больше и чаще.
Обозначим цель нашего контент-исследования. Я бы хотела проанализировать внутреннее состояние солдата, пишущего данное письмо своим родным. Его состояние духа, веры в победу, общий настрой и возможно даже ключ хода его мыслей.. Для этого для начала обозначим единицу нашего контент-анализа. И в нашем случае это будет слово, символ или суждение. Попробуем подсчитать слова с негативной окраской «смерть, гибель, враг» и слова с положительной, воодушевляющей окраской «победа, гордость, Родина». А также слова – индикаторы отношения автора к родным, и к врагу. Составим таблицу.
Теперь проведем анализ по следующим критериям: 1. Настрой солдата 2. Значение близких для солдата, его отношение к письмам. 3. Общее настроение и состояние солдата
Настрой солдата. После проведенного анализа и подсчета слов с негативной и положительной окраской, по их соотношению, а также с учетом периода войны (4 мая 1942г) мы можем полагать, что настрой солдата в целом оптимистичный, не наблюдается признаков апатии, упадка сил, утраты веры. Его фразы бойкие и броские, мотивация уверенная и четкая, прослеживается в ходе всего письма. Он знает, что не отступит, размышляет как истинный человек слова. Мы также наблюдаем использование слов с положительной окраской в каждом фрагменте, в отличие от слов с негативной окраской, использование которых отсутствует во 2 и 4 фрагменте текста.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|