Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности обучения детей с различными нарушениями речи»



«Особенности обучения детей с различными нарушениями речи»

Нарушение речи Специфика обучения
Брадилалия Брадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) -патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия». При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления. Работа по устранению брадилалии проводится комплексно. Она состоит из следующих направлений: 1. Медицинское воздействие (лечебное укрепление нервной системы медикаментами, физиотерапевтическими процедурами). 2. Специальные виды лечебной физкультуры. 3. Логопедические занятия, основной целью которых является выработка четких и быстрых речевых движений. 4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, развитие речевой и общей моторики, внимания, памяти). Большой эффект дают занятия с быстрой маршировкой и бегом под музыку, частые переключения движений в зависимости от изменения характера музыки, разнообразные подвижные игры, сопровождаемые речью.  
Тахилалия Тахилалия – это речевое расстройство с характерной неестественно быстрой речью, скорость которой не контролируется человеком, в отличии от заболевания брадилалия. Для того чтобы сказанные слова были поняты собеседником, в минуту должно произноситься 9-14 звуков. При данной патологии это число доходит до 20-30. Тахилалия лечится с помощью комплекса мероприятий – медицинских, логопедических, а также психологического воздействия. Коррекция тахилалии включает целый комплекс мероприятий, который способствует укреплению нервной системы, корректировке соотношения возбудимости и торможения, исправлению патологических привычек в речи. Он состоит: · прием лекарственных препаратов – успокаивающие средства, в зависимости от состояния, ноотропные, седативные – Глицин, Пантогам; · аппаратные физиопроцедуры – электросон, гальванический воротник; · грязелечение и прием ванн; · ЛФК; · массаж; · занятия с психологом и логопедом. Коррекционная работа при тахилалии требует длительных усилий. Занятия с детьми проводятся на протяжении от полугода до года. Нередко необходим повторный курс. Комплексы лечебных упражнений при тахилалии должны выполняться в медленном темпе под спокойную тихую музыку. Тренируется выдержка, занятия требуют сосредоточенности и точности. Комплекс должен способствовать формированию тормозных функций, умению контролировать движения. Все упражнения выполняются под счет и с заданным темпом, который нельзя нарушать. Даются задания на тренировку моторики и расслабление.
Заикание Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. азличают три степени заикания: - легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются; - средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; - тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями. Выделяются следующие типы течения заикания: - постоянный— заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.; - волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; -рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи. При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход,который подразумевает два аспекта. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Во-вторых, комплексный подход предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.  
Дислалия Дислалия — это неправильное произношение звуков. Чаще всего лечение дислалии предполагает проведение комплексного использования различных методов. Хороший эффект дает использование логопедического массажа и гимнастики, которые сочетаются с игровыми формами обучения. Устранение дислалии проводится в несколько этапов: · Подготовительный этап предполагает устранение дефектов в речевом аппарате и проведение работы по улучшению речевой моторики. Для того чтобы подготовить ребенка к правильному произношению звука, важно выработать у него правильное направление воздушной струи и развить мелкую моторику. · На втором этапе проводится формирование начальных способностей произношения звуков. Сначала специалист учит ребенка произносить звук изолированно, после чего проводится работа по авторизации его в слогах, словах, предложениях и фразах. · Работа на заключительном этапе направлена на безошибочное использование отработанных звуков в общении со сверстниками и взрослыми.  
Дизартрия Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.
Алалия, афазия Алалией называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов. Афазия — потеря уже имевшейся речи при сохранности периферических органов речи. Афазия отличается от алалии тем, что возникает у ребенка всегда вследствие органического поражения определенных участков коры больших полушарий мозга (патологические «очаги»), притом в период более или менее сложившейся речи, в возрасте не ранее 2,5—3 лет. Наряду с органическими поражениями под их воздействием возникают заторможенные очаги в речевых системах. При растормаживании их речь в той или иной мере восстанавливается (нередко без специального обучения). Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка. Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний, эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).  
 Дисграфия, дислексия Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон КГМ, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия. Дисграфия (от греческого «графио» - писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Дислексия и дисграфия поддаются коррекции, но её эффективность зависит от степени нарушения, от своевременности обращения родителей к специалистам. Наиболее эффективной оказывается комплексная помощь с медикаментозным подкреплением. Статистика показывает, что чем раньше будет выявлена проблема и оказана помощь, тем быстрее и эффективнее она будет решена. Дислексик, выявленный ещё в дошкольном возрасте, при правильном обучении в 85% случаев выходит на уровень нормы. Если диагноз поставлен в 1-2 классе – этот процент снижается до 70%, а в 3 классе – до 60%, по окончаню начальной школы – уже только 30 – 35%. Запомните, если вашему ребёнку было предложено посещение логопедической группы, а вы по той или иной причине отказались, знайте – проблем в школе не избежать!  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.