Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сократ в «Пире»



 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования.

«Курский государственный университет».

 

Факультет: Филологический.

Кафедра: Русского языка

 

Конспекты по риторике

 

 

Выполнила: студентка 2 курса заочного отделения Ковалёва Юлия Сергеевна.

Проверила: Константинова Светлана Кимовна.

 

 

Курск,2020


Риторика: понятие о науке, ее цели и задачи

Целью риторики как науки стало обучение свободной, целесообразной и убедительной речи.

 

Современная риторика, аккумулирующая все достижения психологии, лингвистики текста, социолингвистики, логики, культуры речи, представляет собой науку о целесообразной, эффективной и гармоничной речи.

 

Главная цель изучения риторики – практическая (владение искусством целесообразного убеждающего слова). Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому изучение его требует очень серьёзного труда. Освоение риторики невозможно без свободного владения литературным языком, без знания истории, философии, литературы, основ права, без знакомства с другими отраслями знания, другими словами - без всесторонней эрудированности. В противном случае риторика превращается в самое обыкновенное никому не нужное пустословие. Для повышения же степени эрудированности каждый желающий стать серьёзным должен предпринимать активные личные усилия, направленные на самообразование также и вне рамок изучения данного курса.

 

Чтобы действительно научиться строить грамотную и убедительную письменную и устную публичную речь, необходимо: 1) понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; 2) читать и разбирать произведения являющихся своего рода образцом классических авторов, чтобы развить в себе умение понимать произведение слова; 3) упражняться в построении различного рода устных и письменных текстов, то есть усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; 4) говорить и писать публично в реальных обстоятельствах общественной жизни.

 

Первые три задачи решаются в учебном курсе риторики, а четвертая, главная задача, - в ходе профессиональной деятельности ритора. Учебный курс риторики – это всего лишь основа профессиональной компетентности оратора.

 

Древнегреческая риторика (о Демосфене)

Великий оратор Демосфен обладал сотнями приёмов обращения к аудитории, некоторые из них дошли и до наших дней. Данные речевые техники обладают такой силой, что несколько тысяч лет назад подталкивали народ на политические перевороты в государстве. На сегодняшний день одними из самых известных речевых техник Демосфена стали:

· Обращение к слушателям напрямую. Большинство своих выступлений Демосфен начинал с фразы «граждане афинские», что усиливало внимание аудитории.

· С техникой вопрос-ответ текст кажется ярким и насыщенным, тем самым заставляя слушателя слушать дальше.

· Демосфен в свои выступы вставлял несколько риторических вопросов, чтоб аудитория могла быстро осознать о чём именно идёт речь и что хочет донести оратор.

· Большое значение в тексте имеет грамотно вставленная антитеза. Противопоставление мощно действует на человека, который на подсознательном уровне сравнивает как было и как стало и так далее.

· Биография оратора гласит, что иногда, речи Демосфена длились целый день, но на протяжении всего времени он мог удержать внимание аудитории. Например, сочетания таких синонимов, как «Слушайте и решайте» делают речь динамичнее, оживляют её и направляют слушателя на конкретные действия.

· По окончании своих блистательных речей, Демосфен зачастую не делал выводов, оставляя эту привилегию своим слушателям, но стоит сказать, что этот приём один из самых сложных и требует постоянной работы.

· Чтоб поддерживать интерес аудитории, попробуйте использовать восклицательные слова. Резкий переход от монотонной речи к восклицанию подобен ощущению внезапного укола.

· Для разнообразия используйте в тексте метафоры, но не стоит злоупотреблять этим приёмом.

· Используйте приём олицетворения, и вы увидите, что огромная толпа слушает вас как один.

· Призывы к богам или клятвы позволяют проложить невидимый мост, сотканный из доверия от выступающего к его аудитории.


 

                    Речи Сократа в диалогах Платона

 

Образ Сократа сформировался благодаря дошедшим до нас «Диалогам» Платона. К сожалению, теперь трудно отделить философию Сократа и идеи самого Платона, высказанные в диалогах. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ. В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины.

 

Сократ в «Пире»

 

Фактически, у "Пира" нет вступления - мы сразу врываемся в бурный поток действий и диалогов. Действие начинается с беседы некоего Апполодора (из Фалера) и его друга. Друг просит рассказать о том пире у Агафона, где были Сократ, Алкивиад и другие, и узнать, что же это за речи там велись о любви.

Присутствующие на «пире» (Агафон, Сократ, Алкиавид, Федр, Эриксимах, и др.) сходятся с мыслью о том, чтобы допьяна не напиваться, а пить лишь для собственного удовольствия, а также провести беседу и "как можно лучше сказать похвальное слово Эроту" (пример в древнегреческой мифологии – бог любви).

В диалоге содержится семь речей, в каждой из которых трактуются разные аспекты одной темы – темы любви. Эта тема истолковывается участниками по-разному. Некоторые считали что "Эрот - древнейший бог", другие - "что он молод и юн". Одни - что он "беден и бос", другие – что он, наоборот, "безгранично богат".

Речь Сократа занимает в пире особое, если не сказать, почётное место. Она имеет свою особенность, так как он сразу говорит, что скажет об Эроте правду. Получается, что все остальные говорили неправду.

В начале беседы Агафон, соглашаясь с одним из замечаний Сократа, говорит: «Я не в силах спорить с тобой, Сократ». На что Сократ отвечает: "Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое".

Далее Сократ переключает свой речь об Эроте на рассказ о женщине по имени Диотима, чьи речи очень нравились Сократу. Сократ соглашается с Диотимой, считая, что цель Эрота - овладение благом, но не каким-либо отдельным, а всяким благом и вечное обладание им. А так как вечностью нельзя овладеть сразу, возможно только овладевать ею постепенно, т.е. зачиная и порождая вместо себя другое, значит, Эрот есть любовь к вечному порождению в красоте ради бессмертия, а ради него и существует любовь. Люди одержимы желанием сделать громким своё имя. Другой способ достичь бессмертия – оставить потомство телесное, то есть размножить себя. Многие говорят: "Я живу ради своих детей", эти люди стремятся утвердить себя в генах и мыслях, ради этого и существует любовь.

Несмотря на наличие разных версий, все сходятся в том, что путь любви – это стремление к прекрасному.

                         Риторика Аристотеля

Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

Ораторское искусство в Древнем Риме: политическое красноречие Цицерона

В письме к Сервию Сульпицию («К близким») он пишет, что философия с раннего детства привлекала его более других наук. Философии среди необходимых оратору наук Цицерон уделял особое место. В «Бруте» он называет ее матерью всего, что хорошо сделано и сказано .

Цицерон считает, что ближе других наук с философией соприкасается красноречие. Он говорит: «Меня сделали оратором — если я действительно оратор, хотя бы в малой степени, — не риторские школы, но просторы Академии». «Хоть и кажется, — поясняет Цицерон далее , —что одно дело — речь, а другое — спор и что держать речь и вести спор — вещи разные, однако суть и в том, и в другом случае одна, а именно рассуждение. Наука о разбирательстве и спор — область диалектиков. Наука же о речи и ее украшениях — область ораторов». Он приводит образное сравнение философии с красноречием, принадлежащее основателю Стой Зенону: «...сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика, а раскрывая руку и раздвигая пальцы — что такую ладонь напоминает красноречие» .

И далее, как бы раскрывая это сравнение и ссылаясь на Аристотеля, Цицерон приводит его слова из «Риторики» о том, что красноречие «представляет как бы параллель диалектике, и они отличаются друг от друга только тем, что искусство речи требует большей широты, искусство спора — большей сжатости».

Совершенный оратор, по мнению Цицерона, должен знать искусство спора в той мере, в какой оно полезно для искусства речи . Из этих слов видно, что как бы ни была любима Цицероном философия, однако она для него рядом с главной его наукой — красноречием, имеет прикладное значение. Философию Цицерон изучал также у Филона, представителя Новой Академии, у философа-эклектика Антиоха Аскалонского. У всех школ он взял то, что было ему близко по духу и могло практически пригодиться в его ораторской практике: этику у стоиков, скептицизм у Новой Академии и больше всего у перипатетиков: в философии, как и в красноречии, Цицерон был эклектиком. В красноречии его учителями были: в Афинах — Деметрий, в Азии — Менипп Стратоникейский, Дионисий Магнет, Эсхил Книдский, Ксенокл Адрамиттийский . Он совершенствуется как оратор на Родосе под руководством известного учителя красноречия — Аполлония Модона, основавшего там свою школу. Аполлоний и помог Цицерону

 

 

окончательно сформироваться как оратору и выработать свой особый, отличный от всех современных ему ораторов, стиль, позволяющий ему быть то простым и безыскусным, то блестящим, страстным и патетическим. Сам Цицерон отмечает свой долг Молону , однако в настоящее время невозможно показать, в чем он выражается конкретно.

Для успеха у римской публики необходимо было, кроме того, умение держать себя на ораторской трибуне, и Цицерон учился этому у известных актеров Эзопа и Росция; последнего из них он в свое время защищал. Таков в общих чертах тот комплекс знаний, которые получил Цицерон и которые, по его твердому убеждению, требовались каждому оратору. Необходимость этих знаний для оратора он со страстной убежденностью обосновывал в своих теоретических трудах.

 

Ораторское искусство в Древнем Риме:политичекое красноречие Квинтилиана

Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан - автор обширного сочинения в двенадцати книгах „Риторические наставления". Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. В этой работе философ отмечает, что труд оратора обширен и разнообразен, и никогда о нем не сказано все, тем не менее он попытается изложить из традиционных правил самое лучшее, а кое-что неважное изменит, кое-что добавит или отбросит.

В конце предисловия автор намечает план, которому и следует: первая книга посвящена первоначальному воспитанию мальчиков в семье и у грамматика до их занятий риторикой; вторая - занятиям в риторической школе и природе риторики как науки; третья - девятоя книги - своего рода энциклопедии традиционной теории ораторского искусства; десятая посвящена критическому разбору греческой и римской литературы по жанрам и характеристике образцов, интересных и полезных для будущего оратора; одиннадцатая излагает внешние приемы оратора; двенадцатая рисует моральный и общественный образ оратора.

Это хорошо систематизированное сочинение по ораторскому искусству: в нем анализируются теория и практика римского красноречия, рассматриваются проблемы педагогики, этики, дается характеристика риторических школ, стилей. Труд Квинтилиана - вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия.

Сначала Квинтилиан рисует образ идеального оратора, продолжая разрабатывать эту тему вслед за Цицероном: „Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но совершен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия".

Развитие риторики в средние века. Гомилетика

Достижения античной риторики были унаследованы теориями словесности средних веков и Возрождения. Средневековые риторики были написаны по-латыни, обращены не только к устной, но и к письменной форме речи. В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии. Италии. При этом происходило переосмысление античного наследия. Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие (гомилетика) и жанр так называемой схоластической риторики. Происходило постепенное формирование логического и стилистического направлений в риторике. Это определяло, с одной стороны, ее тяготение к грамматике, с другой - к поэтике. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой.

В первом столетии нашей эры появляется гомилетика - христианская проповедь и искусство проповеди. Теоретические, моральные и социальные основы гомилетики даны в главе X Евангелия от Матфея.

Развитие риторики в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения происходят очень важные изменения в культуре. Именно в этот период христианство перестает быть ведущей идеологией, в сфере мысли, науки и искусства развивается свобода (по крайней мере, от религиозных догм). В эпоху Возрождения формируется совершенно новый для европейской культуры тип человека; меняются экономика, государственность, образование, культура. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Средние века — бог, то в период Возрождения на это место становится человек. По этой причине говорят об антропоцентризме философии Возрождения.

Не случайным поэтому кажется и возрастающий интерес к античности. Если в Средние века наследие древнего мира интересовало мыслителей исключительно с точки зрения возможности обоснования догматов христианства, то с приходом Возрождения характер этого интереса кардинально меняется. Люди эпохи Возрождения могли посмотреть на философию и культуру античности иначе, менее предвзято: там они могли увидеть восхищение перед природой и красотой, в том числе и человеческой. Если Средневековье видело в античности авторитет, то для Возрождения она стала идеалом.

Какие же процессы происходят с риторикой в этот период?
1. До Возрождения риторика была связана с античной традицией и, в частности, с латынью. Несмотря на неприятие античной традиции, характерное для раннего Средневековья, античная традиция была достаточно быстро усвоена христианскими мыслителями. В период Возрождения национальные языки приобретают совершенно новый статус, активно развивается публичная коммуникация, не связанная с академической и церковной сферой. Развитие экономики и культуры становится причиной активного развития торгового красноречия, возрождаются красноречие парламентское и судебное.

                                 История развития риторики в России: риторика доломоносовского периода. Феофан Прокопович

Феофан Прокопович - личность очень разносторонняя. Известный оратор, публицист, драматург. Преподавал риторику в Киево-Могилянской академии. Создал два серьезных теоретических труда - «Де Арто Поэтика», курс по истории поэзии и «Де Арто Риторика Либрис». «Риторика» замышлялась как руководство по составлению проповедей, но автор далеко вышел за рамки обычного пособия. Он рассматривает пять видов красноречия: эпидектическое (торжественное), церковное, эпистолярное (письма), «способ писания истории» и судебное. Труд Прокоповича традиционен по композиции: общая и прикладная риторики. Общая - история, суть, выдающиеся представители. Прикладная - конкретные рекомендации по пяти видам красноречия. Опирается на собственный опыт. Сторонник реформ Петра Первого, выдающийся оратор. Многие отечественные и зарубежные риторики цитировали его речь на погребение Петра как классический образец. Очень эмоциональная речь, начинается с вопросительных и восклицательных предложений. Прокопович расширил круг традиционных жанров, привлек для анализа современные произведения. Требование соответствия стиля произведения его содержанию и тематике.

Михаил Васильевич Ломоносов - «отец русского красноречия»


«Красноречие», в понимании Ломоносова, - это активное человеческое слово, «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Ломоносов требует от оратора страсти и убежденности, которые бы увлекали и воспламеняли слушателей. «Хотя доводы и довольны бывают к удостоверению о справедливости предлагаемые материи, - писал Ломоносов, - однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной». Ломоносов понимал, что на многих людей доводы разума не производят никакого действия, если они не отвечают их вкусам, привычкам, или интересам. «Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось. Мало есть таких людей, которые могут поступать по рассуждению, преодолев свои склонности». Поэтому писатель и оратор должны привлечь на свою сторону человеческие страсти, для чего нужно быть тонким психологом, «знать нравы» и изведать «всю глубину сердец человеческих». Красноречие должно быть «велико, стремительно, остро и крепко, не первым только стремлением ударяющее и поэтому упадающее, но беспрестанно возрастающее и укрепляющее». Он предостерегает от пристрастия к заученным и шаблонным формам изложения и советует «разум свой острить чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов». Знание «Риторики» не должно служить пустому «извитию словес»: «Никакого погрешения больше нет в красноречии, как непристойное и детское пустым шумом, а не делом наполненное многословие». Писатели, выражающие свои мысли сбывчиво и запутанно, плохо знающие язык пренебрегающие его художественными средствами, не умеющие или не желающие работать над словом, приносят, по убеждению Ломоносова, огромный вред развитию национальной культуры. Ломоносов требовал от оратора и поэта, прежде всего идейности, служения родине, патриотической направленности.

Академическое российское красноречие

В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке. Президент Российской Академии наук, в состав которой входил Академический университет,  Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих.

Академическое красноречие - высокое мастерство общения с учениками - является одним из самых древнейших. Это вид речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В его основе лежат четкие принципы: научная глубина излагаемого материала, точность, логика, знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень допустимости, интереса, мотивации, достигать ответственного развивающего эффекта. Отличительными чертами академического красноречия являются: научная терминология, аргументированность, логическая культура, доступность и так далее. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства. Основу любого академического выступления составляет стиль нейтральной литературной речи и специальный словарь (включая терминологию) того научно-профессионального направления, к которому относится речь лектора, преподавателя, профессора.

Русское судебное красноречие 19 века, филологическая риторика

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине 19 века, после судебной реформы 1864 с введения суда присяжных и присяжной адвокатуры. Этому способствует провозглашение новых принципов судоустройства и судопроизводства - гласности, устности, состязательности и других. Именно правильно, логично, доказательно построенное “слово” обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора.

Бурный расцвет судебного красноречия был порожден под влиянием не только внутренних факторов, но и внешних -имеется в виду воздействие специфических черт судебного красноречия других стран, среди которых первое место занимает Франция.

Русское судебное красноречие многое переняло из традиции французского судебного ораторского искусства, и это является объективным процессом, так как вплоть до конца XIX века в России не было ни одного комплексного исследования, которое могло бы использоваться как практическое пособие построения судебных речей. Россия XIX века не имела деятелей русской филологии, занимавшихся именно проблемами русского судебного красноречия и стилистики судебного слова.

Современное состояние риторики как науки: риторика 20 века, неориторика

Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она имела большую или меньшую значимость в развитии общества, но никогда не исчезала. В развитии риторики ощущаются преемственность традиций, влияние разных культур и национальный колорит.

Первое определение риторики как науки было дано в Древней Греции в работах Аристотеля и Цицерона. Ее описывали, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Римская традиция дает иной подход к риторике как к науке о «хорошей речи», где особое внимание уделяется словесной стороне, красивости и выразительности речи. Впоследствии данная наука претерпела множество изменений, и все-таки заняла подобающее место в ряду современных наук.

Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-е годы XX века сохранилась в некоторых университетах на факультетах классической филологии, в духовных академиях. Несколько поколений учителей-словесников фактически не знали риторики.

Аудитория: ее характеристики и виды

Объективная оценка не зависит от оратора и его речи, являясь неотъемлемым признаком аудитории: количество слушателей, их возрастные особенности, гендерный фактор, интеллектуальный уровень, профессиональные особенности. Учитывая данные характеристики, выделяют следующие типы аудиторий:

• молодежная, среднего возраста, старшего возраста;

• мужская, женская;

• подготовленная, неподготовленная;

• образованная, малообразованная;

• гуманитарная, техническая;

• доброжелательная, критически настроенная;

• заинтересованная, нейтральная, враждебная.

Виды ораторской речи

 1) Социально-политическое ораторское искусство предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.

2) Академическое ораторское искусство отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логичностью, то есть представляет собой научную речь. В данном виде представлены такие жанры ораторского искусства как научный доклад, лекция, сообщение, обзор.

3) Судебное ораторское искусство встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.

4) Социально-бытовое ораторское искусство имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида - это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;

5) Богословско-церковное ораторское искусство представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.

Инвенция: тема, цель, тезис

Инвенция - это первый этап подготовки речи. Во-первых, автор должен чётко определить, о чём именно он будет говорить.

Для этого ему нужно уточнить тему речи и сформулировать тезис (основную мысль), который следует донести до аудитории. Кроме того, оратор должен определить цель речи - тот результат, которого нужно дос­тичь. Цель речи напрямую связана с ораторским жанром. Здесь же решается вопрос о том, каким образом должна быть подана основная мысль речи и какие средства воздействия на аудиторию следует ис­пользовать. Все эти задачи входят в замысел речи.

Во-вторых, на стадии инвенции оратор должен собрать материал, то есть конкретные идеи, примеры и положения, которые станут наполне­нием речи, а также аргументы, которые могут быть использованы при доказательстве тезиса. Кроме того, оратору следует определить, будет ли тема интересной и важной для аудитории, и найти наиболее эф­фектный поворот темы. Вторую задачу можно охарактеризовать как

развёртывание темы и тезиса речи.


 

Топика: понятие, виды

Топика (греческое – место) – представляет собой технику пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Топику называют логикой мышления и логикой построения речи.

У древних греков и римлян так называлось учение о риторическом изложении какой-либо темы, в особенности систематическое соединение общих суждений (греческое τόποι, латинское loci communi), которые при диспутах, речах и тому подобное должны были способствовать выбору целесообразных доводов. В грамматике топика – учение о месте, которое должны занимать отдельные слова в предложении и отдельные предложения в периоде.

Происхождение понятия восходит к античности. Древнейшее сочинение о топике принадлежит Аристотелю «Топика» – одна из книг его труда «Органон». Цицерон писал о топике в своих сочинениях «De inventione» и «Topica». Топика Аристотеля посвящена вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях: в устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и тому подобное.

Топика является связующим звеном между мыслью и речью. Она дисциплинирует мысль, позволяет сделать процесс создания речи и предъявления её адресату сознательным. Топика обеспечивает не только линейное продвижение мысли, но и объёмность высказывания, его глубину, потому что отражает связи между объектами. Топика представляет собой ряд сложившихся в речевой практике обобщённых конструктов и может рассматриваться, с одной стороны, как система структурно-смысловых моделей сверхсинтаксического уровня, которые отвечают нормам логического построения речи в процессе естественного речевого общения; с другой стороны, – как система инвариантов высказывания, «вершинных» языковых категорий.

Аргумент: структура, виды, классификации аргументов

Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей:1) сильные,

2) слабые,3)несостоятельные.

1.Сильные аргументы Они не вызывают критику, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание. Это прежде всего: - точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения,

вытекающие из них; - законы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни; - экспериментально проверенные выводы; - заключения экспертов; - цитаты из публичных заявлений, книг признанных авторитетов; - показания свидетелей и очевидцев событий; - статистическая информация, если сбор ее, обработка и обобщение сделаны профессионалами-статистиками.

2.Слабые аргументы. Они вызывают сомнения ваших оппонентов, клиентов, сотрудников. К таким аргументам относятся: - умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; - уловки и суждения, построенные на алогизмах (алогизм — прием для разрушения логики мышления, применяется чаше всего в юморе. Например: «Вода? Я пил ее однажды. Она не утоляет жажды».); - ссылки (цитаты) на авторитеты, неизвестные или малоизвестные твоим слушателям; - аналогии и непоказательные примеры; - доводы личного характера, вытекающие из обстоятельств или

диктуемые побуждением, желанием; - доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений; - тенденциозно подобранные отступления, афоризмы, изречения; - выводы из неполных статистических данных.

3. Несостоятельные аргументы. Они позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их. Ими бывают: - суждения на основе подтасованных фактов; - ссылки на сомнительные, непроверенные источники; - потерявшие силу решения; - домыслы, догадки, предположения, измышления; - доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; - выводы, сделанные из фиктивных документов; - выдаваемые авансом посылы и обещания; - ложные заявления и показания; - подлог и фальсификация того, о чем говорится.

Элокуция и качества речи

Элокуция  (украшение) — это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее подготовке до логического конца. Содержание речи уже определено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только написать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.

В самом общем виде эту задачу можно определить как выбор языкового выражения. Качества речи:

1. Красота.

2. Правильность.

 

3. Уместность.

4. Ясность.

Диспозиция: структура речи, композиция



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.