Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УРОК ЛИТЕРАТУРЫ



УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

11 класс

Тема урока: «Начать с себя! (литературный анализ текста романа Ч.Айтматова «Плаха»)

 

ПРОЧИТАЙТЕ

Эпиграф:

Я человек, но так ли я велик,

Но так ли безупречен, совершенен?

Так много набирается улик,

Что сам себе я делаюсь мишенью.

Корю себя, сужу своим судом,

Пускаю в ход безжалостные розги.

Вооружаю тело над крестом,

Вбивая в кисти рук Христовы гвозди.

В.Ф.Боков

 

Ход урока

I. Слово учителя. ПРОЧИТАЙТЕ

Каждый новый шаг в литературе подготовлен предыдущим развитием – он так или иначе опирается на традиции и, будучи новым, указывает людям на то, что они раньше не осознавали. Вслед за Достоевским, Толстым, Булгаковым Чингиз Айтматов в своем творчестве пытается распутать тот же узел, в котором туго стянуты воедино добро и зло, благородство и низость, милосердие и жестокость, ум и глупость, интеллигентность и бездуховность.

Его роман «Плаха» продолжает тему апокалипсиса, которая также интересовала его великих предшественников – русских классиков.

Все произведения Айтматова полны трагизма, но такого обнаженного, жестокого изображения смерти и убийств, как в романе «Плаха», не было еще в творчестве писателя.

«Плаха» - крик души человека, увидевшего, «что всё летит в тартарары, низвергается в пропасть, над которой мечется в тоске и страданиях Бог-Завтра, рожденный мыслью Авдия».

Этот обвал, который ощутил писатель как состояние человечества в данный момент истории, является следствием утери нравственных идеалов, духовности. Айтматов точно знает, что так дальше жить нельзя.

А как надо жить?

И на этот вопрос отвечает Великий Мастер: «Хочешь изменить этот мир? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к Храму, проходит через нашу собственную душу».

«Начни с себя!» - такова тема нашего урока. Я предлагаю вам провести свое исследование романа «Плаха» и вместе с писателем ответить на вопрос, как сохранить в себе духовность. Айтматов думает о человечестве, мы же присмотримся к себе, к своему внутреннему миру: не начать ли это великое совершенствование человека с себя.

Наш разговор мы построим как интеллектуальную игру-блиц. Вы работаете по группам (6 групп). Вместе обсуждая предложенные вам вопросы, попробуйте понять, что же главное говорит нам писатель своим романом. Свои гипотезы подтверждайте текстом романа. Думаю, что предыдущий видеоурок вам в этом поможет. Итак, в добрый путь. И пусть эпиграфом к нашему уроку прозвучат слова поэта В.Бокова.

(Ученица читает наизусть стихотворение В.Бокова «Я человек»)

 

 

Ответьте на данные вопросы, анализируя текст романа, рассуждайте самостоятельно (!!!), своими словами, подтверждайте примерами из текста.

 

Вопросы:

 

1.В романе «Плаха» Ч.Айтматов выражает тревогу за все человеческое в мире. Как этой мысли подчинена композиция произведения?

 

Возможно в этом вопросе говориться о, так называемой, закольцованности произведения.

Если конкретно, в начале романа нам показывается некая гибель природы в Маюнкумской степи, а в конце разрушение мира уже человека — Бостона. Скорее всего этот прием использован для того, чтобы показать связь человека с природой и его место в этой природе.

 

2.Почему Ч.Айтматова волнует дисгармония между природой и человеком? Прочитайте эпизод, где уничтожение человеком животных звучит как конец света. Какие детали, синонимы повторяет в этом эпизоде писатель?

 

Опять же, здесь применен похожий прием, на примере волков, как мне кажется, нам показывается идеальная картина человеческого мира, демонстрируются такие чувства как: любовь, преданность и т. п. Чувства, которые по мнению автора многие люди утратили. Самое главное в этом эпизоде это то, что именно человек разрушает этот мир. (И слова: апокалипсис, ад, человекобоги и конец света)

 

3.Два главных героя романа, семинарист Авдий Каллистратов и бригадир овцеводов Бостон, вступают в борьбу со злом. Лики у этого зла разные. Назовите их. Каких героев автор относит к «нелюдям», к «темным силам»?

 

К «нелюдям» скорее всего относятся: Обер-Кандалов — глава «охотников», Гришан — главарь банды и Базарбай — пьяница и тунеядец

«Темными силами» названы различные пороки человека, по типу наркомании, жестокости, пьянства, бездуховности и др.

 

4.Рассказать о жизни, судьбе Авдия Каллистратова. Какова его жизненная позиция?

 

Человек с довольно тяжелой судьбой. Авдий — сын дьякона, учился в духовной семенарии, позже был вышвырнут оттуда как еретик за свои высказывания по поводу поиска бога (если я не ошибаюсь). После этого устроился нештатным сотрудником в газету, чтобы через нее попытаться,так сказать, изменить мир к лучшему. Чуть после, он внедряется в наркокартель Гришана. Гришан имеет свои взгляды на бога и на человека, и когда Авдий пытается обернуть всю эту хунту к свету его избивают и скидывают с вагона. На этот раз все обходится и он выживает. Далее наступает относительно светлый период в его жизни — он встречает Ингу, которая становиться его единственной любовью, но и это длится недолго, поскольку она вскоре уезжает, и жизнь Авдия вновь наполняется темными красками.

После этого Авдий практически точно повторяет ситуацию с наркобизнесом Гришана, но на этот раз он вступает в ряды браконьеров под предводительством Обера-Кандалова. Вскоре он вновь пытается обратить этих людей к свету, но сквозь залитые спиртом глаза его слова до них не доходят, и он был избит ими до смерти.

 

5.В чем суть спора Авдия с Гришаном? Чем опасна идеология Гришана?

В разности их взглядов на добро, зло и Бога.

Слова Гришана «Я отвлекаю неутоленных, неустроенных. Я увожу людей черным ходом к Богу» Начнем с того, что Гришан — полнейший идиот, если он верит, что при помощи киргизской конопли он проводит людей «черным ходом к Богу», непонятно зачем так оправдывать свой бизнес, человек явно чего-то не понимает в этой жизни... Такая идеология как у Гришана — это следствие ничего иного, как деградации человечества, подобные взгляды на мир и на религию неприменно ведут к разрушению личности и общества в целом.

Аргументы Авдия:

добро – нравственное усовершенствование, а зло есть бездуховность, забвение или утрата нравственного начала.

 

6.Зачем в романе 3 часть – история Бостона? Связь ее с повествованием о жизни Авдия?

«все человечество в ответе за каждое преступление» - слова Авдия во время разговора с Гришаном.

В романе практически всегда применяется принцип «причина — следствие» Базарбай — некий антипод Бостона, он пьяница и тунеядец, а Бостон трудолюбивый колхозный рабочий. Своими действиями, вызванными не иначе как завистью, Базарбай порушил жизнь Бостона. Если в кратце, то Базарбай украл волчат, и чтобы отвести от себя гнев волков он прошел через дом Бостона, и волки как следствие остались там, в итоге Бостону пришлось убить Ташчайнара (волка), в отместку на это Акбара уносит сына Бостона. Пытаясь застрелить ее, Бостон случайно попадает в своего сына... После этого он решается на убийство Базарбая.

 

7.В чем суть религии Авдия?

 

Вопрос на который довольно приятно отвечать.

«Я пытался совершить путь через религию к человеку, не к Богу, а к человеку»

Основной принцип — Бог внутри каждого в виде совести.

Я даже знаю несколько людей с подобным вероисповеданием, и на мой взгляд это пожалуй самая здравая религия.

 

8.Что подчеркивает Айтматов легендой об Иисусе Христе?

 

«Жизнь в таком аду не хуже ли Страшного Суда?» «Конец света не от меня, не от стихийных бедствий, а от вражды людей грядет». Эта легенда введена как мне кажется для полного понимания читателем смысла романа. Суть в том, что страшный суд происходит не на небесах, а прямо на земле.

 

9.Почему роман называется «Плаха»?

Плаха-колода на которой встарину отсекалась голова приговоренного к смертной казни, а также помост, эшафот, на котором такая казнь производилась.

Самая здравая версия — роман назван так, для проведения некой аллегории, с жизненным путем Иисуса, которого в конце жизни распяли. Плаха — конец жизни, и от человека зависит каким путем он к ней придет, какие поступки он будет совершать на этом пути.

 

10.В чем смысл истории Бостона? Что хотел важного сказать ею автор?

 

Я уже пытался кратко пересказать его историю чуть выше, но я слегка дополню, до событий с Базарбаем Бостон был женат на другой женщине которая умерла, плюсом к этому у него погиб друг, которого он не смог спасти тогда. Смысл всей этой истории в том, чтобы показать как может постепенно умирать душа человека, как может рушится его внутренний мир.

11.О чем молятся верующие герои романа? Прочитать молитву монахини-детдомовки.

Они молятся за будущее людей, вряд ли можно сказать что-то более.

 

ИТОГ: В финале романа почти все доброе, что в нем есть, погибает. Это страшно. Что будет с нами? А это зависит только от нас.

Начать с себя – значит восходить на Плаху во имя высшей справедливости, гармонии, счастья. Каждый выбирает для себя, кому служить, чему верить. Вы, ребята, стоите на пороге взрослой жизни, выбора пути, поэтому помните, что все беды от бездуховности, что только любовь и саморазвитие спасут этот мир.

И почаще задавайте себе вопрос, звучащий в стихотворении В.Бокова: «Я человек, но так ли я велик?»

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.