Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе детского сада.
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе детского сада.
Автор: Коньякова Наталия Вадимовна
учитель – логопед
муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 8»
Коркинского муниципального района.
Тема. Звук [Р].
Режим проведения: подгруппа.
Речевой статус: дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.
Количество детей: 8-10 человек.
Продолжительность НОД: 22-25 минут.
Цель.
Формировать правильное звукопроизношение у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи.
1. Коррекционно-образовательные.
ü Автоматизировать звук [Р].
2. Коррекционно-развивающие.
ü Развивать артикуляционную моторику.
ü Развивать речевое дыхание.
ü Развивать мелкую моторику пальцев рук.
ü Развивать речеслуховое внимание.
ü Развивать фонематические процессы.
ü Развивать и обогащать активный словарь по лексической теме «Праздник весны и труда».
ü Развивать фразовую речь.
ü Формировать и развивать связную речь.
ü Формировать навыки чтения.
ü Развивать координацию речи с движением.
ü Развивать психические процессы.
3. Коррекционно-воспитательные.
ü Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
ü Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ü Преодолевать негативизм к занятиям.
Оборудование. Дидактическая игра «Рыжий город»; авторская сигнальная схема «Характеристика звуков»; касса букв; картинки: предметы, похожие на букву Р; колонка с записью трека «Рыжий, рыжий, конопатый» (м/ф «Веселая карусель»).
Предварительная работа. Чтение рассказа «Рыжий город» из книги Юдина Г. «Букварёнок»; просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый», «Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку!» из серии м/ф «Веселая карусель».
План занятия.
I Организационный момент.
1. Психогимнастика «Животные».
II Основная часть.
1. Упражнение на развитие речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Сообщение темы занятия. Определение первого звука в слове рыжий. Артикуляция, характеристика, символ звука.
4. Игра «Кто внимательный» (ряды звуков, слогов, слов).
5. Автоматизация звука в слогах. Чистоговорки.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук«Посадилизернышко».
7. Автоматизация звука в словах. Игра «Рыжий город». Согласование прилагательного рыжий с именами существительными. Определение позиции звука [Р] в словах.
8. Автоматизация звука во фразовой речи. Игра «Рыжий город». Согласование прилагательного рыжий с именами существительными.
9. Буква Р.
10. Чтение. Слоги, слоговое лото.
11. Упражнение на координацию речи с движением «Мы весной сажали сад».
12. Автоматизация звука в связной речи. Проговаривание стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться».
III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Этап
| Слова и действия логопеда
| Слова и действия детей
| I
| Психогимнастика. Фонетическая зарядка.
Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как он грозно рычит. Изобразите дятла, стучащего по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р.) Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском… (кар-р-р), а мама – ворона отвечает ему низким голосом… (кар-р-р, кар-р-р).
|
| II
| 1. Упражнение на развитие речевого дыхания.Дифференциация ротового и носового дыхания:
а) вдох через нос, выдох через рот;
б) вдох через рот, выдох через нос.
2. Артикуляционная гимнастика.
3.Сообщение темы занятия. Определение первого звука в слове рыжий. Артикуляция, характеристика, символ звука.
Звучит трек «Рыжий, рыжий, конопатый» (м/ф «Веселая карусель»).
-Это Антошка (картинка). Какого цвета волосы у Антошки?
Логопед объясняет, что рыжий цвет то же, что и оранжевый. Дети выделяют первый звук в слове рыжий. Кстати, в словах рыжий и оранжевый слышится звук… ([Р]).
-Вы догадались, с каким звуком будем играть?
Логопед обращает внимание детей на сигнальную схему «Характеристика звуков»:
-Какой характер у звука [Р]?
4. Игра «Кто внимательный».
-Помогите Антошке «поймать» звук [Р].
Выделение звука Р из ряда звуков: п, р, х, с, р, к, р.
Выделение слогов со звуком Р из ряда слогов: ру, за, ры, ра, со, рэ, га, ро.
Выделение слов, в названии которых слышится звук Р из ряда слов: труд, весна, работа, мир, май, радость.
5. Автоматизация звука в слогах. Чистоговорки.
-Антошка, ты куда собрался?
-Я иду в Рыжий город. Хотите со мной? Идет Рыжий Антошка, песенки распевает, чистоговорки сочиняет.
Встали рано поутру-… Стоит высокая гора-…
В путь-дорогу нам пора-… Растет сладкий виноград-…
6.Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони каждому
ребенку «зернышко»)
Выглянуло солнышко, (кисти сжимать и Солнышко, свети – свети! разжимать по очереди)
Зернышко, расти – расти! (ладони вместе, руки вверх)
Появляются листочки, (руки вверху, пальчики «здороваются»)
Распускаются цветочки.
7. Автоматизация звука в словах. Игра «Рыжий город». Определение позиции звука [Р] в словах.
-Стоит знак, а на нем надпись: «Поверните, в ту сторону, в названии которой слышится звук [Р]». Куда повернем?
-Вот и Рыжий город.
Педагог выставляет картинки из игры «Рыжий город».
-Назовите слова, в которых звук [Р] слышится в начале (конце, середине).
Педагог раздает картинки детям, ответившим правильно (у каждого ребенка должно быть по одной картинке).
8. Автоматизация звука [Р] во фразовой речи. Игра «Рыжий город». Согласование имени прилагательного рыжий с именами существительными.
-В Рыжем городе все… (рыжие). Логопед показывает свою картинку: «Это рыжий таракан».
-Маша, расскажи, какой повар?
9.Буква Р. Элементы буквы. На что похожа буква Р.
Р согнула ручку:
-С кем пройтись под ручку?
10.Чтение. Слоги, слоговое лото.
11.Упражнение на координацию речи с движением.
-В нашем Рыжем городе трудятся все, только Антошка не хочет работать.
Мы весной сажали сад, (наклоны вперед)
А Антон сидел у гряд… (присесть, ладони под щеку)
Вот мы яблоки едим, (наклоны в стороны)
А Антону не дадим. (поворот головы вправо – влево)
Нам лентяев (грозят пальцем правой руки)
Здесь не надо, (то же левой рукой)
Выходи, Антон, из сада! (топают ногами)
12. Автоматизация звука в связной речи. Проговаривание стихотворения Елены Благининой «Не мешайте мне трудиться».
-Антошка, послушай стихотворение о том, как мы любим трудиться. Написала стихотворение Елена Благинина.
Не мешайте мне трудиться. Я водицы притащу И колодезной водицей Всех, конечно, угощу.
Пейте, Пейте, Не жалейте! А хотите, В лейку лейте - Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьёт!
|
-[Р].
-Согласный, звонкий, твердый.
Хлопают, если услышат звук (слог/слово) [Р].
Топают в такт:
-Ру-ру-ру…
Показывают рукой: «Направо»
Ребенок показывает свою картинку:
«Это рыжий повар» и т.д.
Встают, сгибают правую руку, проговаривают стихотворение.
Проговаривают хором, мальчики, девочки, индивидуально 2-3 ребенка.
| III
| Рефлексия.
-Что понравилось на занятии? -Что не понравилось?
-Попрощаемся с Рыжим Антошкой.
Звучит трек «Антошка, пойдем копать картошку». Дети уходят в группу.
|
|
Литература.
Юдин Г. Букваренок. М.: Детская литература, 1980.
Благинина Е. Не мешайте мне трудиться. М.: Детская литература, 1985.
Интернет-ресурсы: http://muzogig.net/gig/рыжий%20конопатый , http://muzogig.net/gig/антошка
Приложения.
Приложение №1.
Картинный материал: предметы, похожие на букву Р.
Интернет-ресурсы:
http://sreyleak.info/bukvy-s-glazami-svoimi-rukami.html ,
http://z-sobranie.ru
|