Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе детского сада.



  Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе детского сада.

Автор: Коньякова Наталия Вадимовна

учитель – логопед

муниципального казенного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 8»

Коркинского муниципального района.

Тема. Звук [Р].

Режим проведения: подгруппа.

Речевой статус: дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.

Количество детей: 8-10 человек.

Продолжительность НОД: 22-25 минут.        

Цель.                     

Формировать правильное звукопроизношение у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи.

1. Коррекционно-образовательные.

ü Автоматизировать звук [Р].

2. Коррекционно-развивающие.

ü Развивать артикуляционную моторику.

ü Развивать речевое дыхание.

ü Развивать мелкую моторику пальцев рук.

ü Развивать речеслуховое внимание.

ü Развивать фонематические процессы.

ü Развивать и обогащать активный словарь по лексической теме «Праздник весны и труда».

ü Развивать фразовую речь.

ü Формировать и развивать связную речь.

ü Формировать навыки чтения.

ü Развивать координацию речи с движением.

ü Развивать психические процессы.

3. Коррекционно-воспитательные.

ü Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

ü Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

ü Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Дидактическая игра «Рыжий город»; авторская сигнальная схема «Характеристика звуков»; касса букв; картинки: предметы, похожие на букву Р; колонка с записью трека «Рыжий, рыжий, конопатый» (м/ф «Веселая карусель»).

Предварительная работа. Чтение рассказа «Рыжий город» из книги Юдина Г. «Букварёнок»; просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый», «Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку!» из серии м/ф «Веселая карусель».

План занятия.

I Организационный момент.

 1. Психогимнастика «Животные».

II Основная часть.

1. Упражнение на развитие речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Сообщение темы занятия. Определение первого звука в слове рыжий. Артикуляция, характеристика, символ звука.

4. Игра «Кто внимательный» (ряды звуков, слогов, слов).

5. Автоматизация звука в слогах. Чистоговорки.

6. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук«Посадилизернышко».

7. Автоматизация звука в словах. Игра «Рыжий город». Согласование прилагательного рыжий с именами существительными. Определение позиции звука [Р] в словах.

8. Автоматизация звука во фразовой речи. Игра «Рыжий город». Согласование прилагательного рыжий с именами существительными.

9. Буква Р.

10. Чтение. Слоги, слоговое лото.

11. Упражнение на координацию речи с движением «Мы весной сажали сад».

12. Автоматизация звука в связной речи. Проговаривание стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться».

III Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап Слова и действия логопеда Слова и действия детей
I Психогимнастика. Фонетическая зарядка. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как он грозно рычит. Изобразите дятла, стучащего по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р.) Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском… (кар-р-р), а мама – ворона отвечает ему низким голосом… (кар-р-р, кар-р-р).  
II 1. Упражнение на развитие речевого дыхания.Дифференциация ротового и носового дыхания: а) вдох через нос, выдох через рот; б) вдох через рот, выдох через нос. 2. Артикуляционная гимнастика. 3.Сообщение темы занятия. Определение первого звука в слове рыжий. Артикуляция, характеристика, символ звука. Звучит трек «Рыжий, рыжий, конопатый» (м/ф «Веселая карусель»). -Это Антошка (картинка). Какого цвета волосы у Антошки? Логопед объясняет, что рыжий цвет то же, что и оранжевый. Дети выделяют первый звук в слове рыжий. Кстати, в словах рыжий и оранжевый слышится звук… ([Р]). -Вы догадались, с каким звуком будем играть? Логопед обращает внимание детей на сигнальную схему «Характеристика звуков»: -Какой характер у звука [Р]? 4. Игра «Кто внимательный». -Помогите Антошке «поймать» звук [Р]. Выделение звука Р из ряда звуков: п, р, х, с, р, к, р. Выделение слогов со звуком Р из ряда слогов: ру, за, ры, ра, со, рэ, га, ро. Выделение слов, в названии которых слышится звук Р из ряда слов: труд, весна, работа, мир, май, радость. 5. Автоматизация звука в слогах. Чистоговорки. -Антошка, ты куда собрался? -Я иду в Рыжий город. Хотите со мной? Идет Рыжий Антошка, песенки распевает, чистоговорки сочиняет. Встали рано поутру-…              Стоит высокая гора-…                          В путь-дорогу нам пора-…       Растет сладкий виноград-…                 6.Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук. Посадили зернышко,          (ведущий кладет в ладони каждому                                                                                    ребенку «зернышко») Выглянуло солнышко,                                   (кисти сжимать и Солнышко, свети – свети!                     разжимать по очереди)                   Зернышко, расти – расти!               (ладони вместе, руки вверх)                                                  Появляются листочки,     (руки вверху, пальчики «здороваются»)                                                                                    Распускаются цветочки.     7. Автоматизация звука в словах. Игра «Рыжий город». Определение позиции звука [Р] в словах. -Стоит знак, а на нем надпись: «Поверните, в ту сторону, в названии которой слышится звук [Р]». Куда повернем? -Вот и Рыжий город. Педагог выставляет картинки из игры «Рыжий город». -Назовите слова, в которых звук [Р] слышится в начале (конце, середине). Педагог раздает картинки детям, ответившим правильно (у каждого ребенка должно быть по одной картинке). 8. Автоматизация звука [Р] во фразовой речи. Игра «Рыжий город». Согласование имени прилагательного рыжий с именами существительными. -В Рыжем городе все… (рыжие). Логопед показывает свою картинку: «Это рыжий таракан». -Маша, расскажи, какой повар? 9.Буква Р. Элементы буквы. На что похожа буква Р.                            Р согнула ручку:                            -С кем пройтись под ручку? 10.Чтение. Слоги, слоговое лото. 11.Упражнение на координацию речи с движением. -В нашем Рыжем городе трудятся все, только Антошка не хочет работать. Мы весной сажали сад,                                     (наклоны вперед) А Антон сидел у гряд…                (присесть, ладони под щеку) Вот мы яблоки едим,                                  (наклоны в стороны) А Антону не дадим.                 (поворот головы вправо – влево) Нам лентяев                                    (грозят пальцем правой руки) Здесь не надо,                                               (то же левой рукой) Выходи, Антон, из сада!                                  (топают ногами) 12. Автоматизация звука в связной речи. Проговаривание стихотворения Елены Благининой «Не мешайте мне трудиться». -Антошка, послушай стихотворение о том, как мы любим трудиться. Написала стихотворение Елена Благинина. Не мешайте мне трудиться. Я водицы притащу И колодезной водицей Всех, конечно, угощу. Пейте, Пейте, Не жалейте! А хотите, В лейку лейте - Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьёт!   -[Р]. -Согласный, звонкий, твердый.     Хлопают, если услышат звук (слог/слово) [Р].     Топают в такт: -Ру-ру-ру…   Показывают рукой: «Направо»   Ребенок показывает свою картинку: «Это рыжий повар» и т.д.   Встают, сгибают правую руку, проговаривают стихотворение.     Проговаривают хором, мальчики, девочки, индивидуально 2-3 ребенка.
III Рефлексия. -Что понравилось на занятии?               -Что не понравилось? -Попрощаемся с Рыжим Антошкой. Звучит трек «Антошка, пойдем копать картошку». Дети уходят в группу.  

 

 

Литература.

Юдин Г. Букваренок. М.: Детская литература, 1980.

Благинина Е. Не мешайте мне трудиться. М.: Детская литература, 1985.

Интернет-ресурсы: http://muzogig.net/gig/рыжий%20конопатый , http://muzogig.net/gig/антошка


Приложения.

Приложение №1.

Картинный материал: предметы, похожие на букву Р.

      

Интернет-ресурсы:

http://sreyleak.info/bukvy-s-glazami-svoimi-rukami.html ,

http://z-sobranie.ru  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.