Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хрупкое счастье. Игорь СТУПНИКОВ. Ромео и Джульетта» на сцене Михайловского театра



Хрупкое счастье

Игорь СТУПНИКОВ

 «Ромео и Джульетта» на сцене Михайловского театра

Балет «Ромео и Джульетта» – визитная карточка хореографа Олега Виноградова. К музыке Сергея Прокофьева
он обращался неоднократно, всякий раз открывая в ней неизведанные глубины и новые краски.

Легендарная постановка балета Леонида Лавровского 1940 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова с участием Галины Улановой и Константина Сергеева надолго оставалась в истории как своего рода канон, как вершина хореодрамы. Авторы спектакля тогда создали яркое действо, не проецируя в настоящее дела минувших дней – опыт прошлого не распространялся на тревоги современности.

Понадобилось четверть века, чтобы Олег Виноградов поставил «Ромео и Джульетту» в Новосибирском театре оперы и балета, услышав в музыке Прокофьева биение пульса сегодняшнего дня. Новая редакция этого спектакля была осуществлена Виноградовым на сцене Ленинградского Малого театра в 1976 году, в ней еще сильнее зазвучал мотив современности благодаря режиссерским находкам. Труппа молодых танцовщиков, одетых в тренировочные трико, облачалась в костюмы шекспировских героев и рассказывала языком современного танца и пластики историю юных влюбленных, противостоящих беспощадному времени.

Нынешняя редакция, осуществленная на сцене Михайловского театра, обрела более философское звучание. Для хореографа трагедия Ромео и Джульетты лишь одна из тысяч «печальных повестей» о любви, разлуке и гибели. Балет – о вечном споре красоты и любви со смертью. Эта мысль близка Шекспиру, она не раз возникала в его сонетах, полных горьких раздумий о бессилии красоты перед смертью и о том, что трудно найти на земле убежище, способное предотвратить гибель любви.

Многие хореографы, ставившие балет «Ромео и Джульетта» – среди них Юрий Григорович, Николай Боярчиков – делали купюры в огромной партитуре Прокофьева, убирали эпизоды, тормозящие развитие хореографического действия и лишь иллюстрирующие чисто литературные фрагменты пьесы. Олег Виноградов также сократил партитуру, освободился от заданной литературности, избавился от ряда второстепенных персонажей, отчего спектакль приобрел компактность и напряжение.

Каждый дуэт Ромео и Джульетты в новой версии напоминает сонет, законченный по структуре и лирической наполненности. В дуэтах сосредоточено философское содержание спектакля, пронизанного поэзией хрупкого земного счастья. Партии влюбленных исполняют Семен Чудин и Сабина Яппарова. Молодые танцовщики, обладающие отличной техникой, новички в труппе Михайловского театра: Чудин – выпускник Новосибирского хореографического училища, Яппарова пришла из труппы Константина Тачкина. Благодаря работе репетиторов Аллы Осипенко и Евгения Неффа они, несмотря на разные школы и выучки, обрели единый петербургский стиль, тонкую обрисовку образов.

Меркуцио (яркая работа Николая Арзяева) – часть веселой и беспечной Вероны, словно живущей в ритме радостной тарантеллы. Танец Арзяева насыщен разными интонациями – от лирической буффонады до эксцентрической эскапады. Гордым рыцарем зла предстает в спектакле Тибальт в исполнении Александра Омара, он – черный человек солнечной Вероны, не знающий предела надменности и ненависти.

Аплодисменты раздались в зрительном зале, как только поднялся занавес. Аплодировали художникам Семену Пастуху и Галине Соловьевой, создавшим декорации и костюмы, которые ошеломляют разнообразием форм, изысканностью цветовой гаммы. Каждый костюм, изготовленный театрально-творческими мастерскими «Возрождение», дает законченный образ, каждый парик, головной убор и аксессуар – символ персонажа. Балетные мгновения хотелось остановить и рассмотреть детали оформления, словно перелистывая художественный альбом. Площадь Вероны окаймлена трехъярусными арками, в проемах которых на секунды застывали все участники действа, словно с гордостью демонстрируя роскошь своих нарядов.

Родился новый спектакль. Будет ли он долгожителем, покажет время. Дело в том, что правами на использование музыки Прокофьева обладает живущий в Париже племянник композитора, который требует, чтобы в спектакле была использована вся партитура балета, без единой купюры. Когда ему возражают, что и прежде музыку балета сокращали в зависимости от художественного замысла хореографа, он отвечает: «Так это было в советские времена, теперь все иначе».

Будем надеяться на энергию дирекции Михайловского театра и доводы балетмейстера Олега Виноградова, которые сумеют доказать свою точку зрения и сохранить спектакль для петербуржцев.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.