|
|||
КП_ВАФиГ_ТЗ№75_21.05.2020. Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса)19-11-3 КП_ВАФиГ_ТЗ№75_21.05.2020 Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса) Цель: рассмотреть понятие микроклимат класса как совокупность факторов; охарактеризовать требования, которые предъявляются к школьной мебели и оборудованию. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Теоретические сведения Микроклимат помещений характеризуется совокупностью таких факторов, как атмосферное давление, температура, влажность, скорость движения воздуха и тепловое излучение. Влияние микроклимата на организм человека определяется характером отдачи тепла в окружающую среду. Отдача тепла в комфортных условиях происходит за счёт теплоизлучения (до 45%), теплопроведения – конвекции и кондукции (30%), испарения пота с поверхности кожи (25%). Наиболее часто неблагоприятное влияние микроклимата обусловлено повышением или понижением температуры, влажности и/или скорости движения воздуха. Температура воздуха в зависимости от климатических условий и должна составлять: - в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24°С; - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20°С; - игровых комнатах, пришкольного интерната, – 20–24°С; - медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22°С; - душевых – 25°С. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °С. Влажность воздуха зависит от количества в нём водяных паров. С увеличением содержания водяных паров, упругость их возрастает до некоторого предельного значения, при котором пары насыщают пространство. Превышение предела насыщения приводит к выделению влаги в виде росы, инея, тумана и пр. Влажностный режим воздуха оценивается по относительной влажности, т.е. проценту насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40–60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется по погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Системы общеобменной искусственной вентиляции в школах носят лишь вытяжной характер и устраиваются для помещений кухни-столовой и физкультурных залов школ. Допустимо установление вытяжных вентиляторов в вентиляционных отверстиях (форточках). Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10°С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут. При достижении температуры воздуха плюс 14°С проветривание в спортивном зале следует прекращать. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест. Под солнечной радиацией понимается интегральный поток радиации корпускулярной и электромагнитной природы, идущий от Солнца. Практически вся жизнь человека, кроме периода сна, проходит в световых условиях. Светоощущение через орган зрения обеспечивает человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире. Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы, оптимальную общую работоспособность, благоприятствует здоровью и хорошему самочувствию человека. Недостаточное и нерациональное освещение ухудшает функцию зрения, уменьшает умственную и физическую работоспособность, влияет на эмоциональное состояние, самочувствие, способствует развитию близорукости, создаёт травмоопасные ситуации и пр. Не менее важное значение для человека имеет цветоощущение, т. е. цветное восприятие окружающего мира. Цвет оказывает воздействие на общее психофизиологическое состояние человека и, в известной мере, влияет на его трудоспособность. Поэтому большое значение придают цветовому оформлению помещений, оборудования, приборов и других предметов, окружающих людей на производстве и в быту. Наиболее благоприятное влияние на зрение оказывают малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (жёлто-зелёно-голубые), так называемые оптимальные цвета. Для цветовой сигнализации используют, наоборот, насыщенные (предохранительные) цвета (оранжевый, красный). Инсоляция (т. е. освещения рабочего места прямыми солнечными лучами) также играет большую роль в поднятии статуса здоровья человека, поскольку прямой солнечный свет губительно действует на микроорганизмы, содержащиеся в воздухе, осуществляет ионизацию воздуха помещений, тонизирующе действует на нервную систему человека. Увеличение времени прямого солнечного облучения рабочих помещений достигается их правильной ориентацией по странам света (оптимальная для нашего региона – юг, юго-восток или восток). Все помещения, предназначенные для длительного пребывания людей, должны освещаться прямым солнечным светом (инсолироваться) и иметь удовлетворительное искусственное освещение. Независимо от источника, освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, должно обеспечивать: - количественно достаточную степень освещённости, оптимальную для работы и самочувствия человека; - качественно постоянную во времени, равномерную в пространстве освещённость и отсутствие теней; - отсутствие чрезмерной яркости в пределах рабочей зоны; - отсутствие прямой и отраженной блёсткости; - максимальное приближение спектра искусственного освещения к естественному свету. При оценке организации освещения необходимо установить, насколько оно удовлетворяет перечисленным требованиям, но главной задачей санитарного надзора в этом направлении является установление степени освещённости в рабочих помещениях, или непосредственно на рабочих местах. Школьная мебель и инструменты должны соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма детей с учетом их роста и возраста. В процессе учебных занятий при всех видах деятельности школьник должен соблюдать правильную рабочую позу, которую следует вырабатывать с первых дней пребывания в школе. Положение тела считается правильным, если сохраняются устойчивое равновесие при минимальных физиологических затратах, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. Ученик должен сидеть на стуле, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклоняться вперед при чтении и письме. Между краем парты (стола) и передней поверхностью туловища обязательно сохраняется свободное пространство в 4–5 см. Ноги ученика согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на крышке парты (стола), создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение. Несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы наклона звеньев корпуса и положение конечностей облегчают нагрузку на костно-мышечный аппарат, центральную нервную и вегетативные системы ученика. Важное условие поддержания физиологически рациональной позы – соответствие размеров мебели антропометрическим данным ученика, прежде всего его росту. На основе специальных исследований для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на ученическую мебель 6 номеров по ГОСТам 11015-93 и 11016-93 («столы ученические» и «стулья ученические») с соответствующей цветовой маркировкой. Мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, мебель больших размеров – дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поместить ближе к доске мебель больших групп, ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду. Следует стремиться к тому, чтобы каждому учащемуся было обеспечено рабочее место, соответствующее его росту. Для того чтобы правильно рассадить учащихся в классе, необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и состояние их здоровья. Рабочие места в учебных помещениях за первыми и вторыми партами (столами) в любом ряду отводятся школьникам с нарушениями слуха. Детям с пониженной остротой зрения предоставляют места также за первыми столами, но ближе к окну. Ширина проходов между рядами парт (столов) должна составлять не менее 0,6 м, арасстояние от последних парт до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, – 0,8 м. Сиденья ученических стульев должны быть жесткими, профилированными по форме ягодиц и бедер, с углублением 10–15 мм в переднем отделе, с закругленными углами и передним краем. Непрофилированные сиденья должны иметь наклон 3 градуса в сторону спинки. Спинка стула – жесткая (прямая или вогнутая). При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться размеры проходов и расстояния между предметами оборудования: - расстояние между партами в проходах не менее 60 см; - расстояние между рядами, стенами и шкафами вдоль стен не менее 50–70 см; - расстояние от первой парты до классной доски 2,4–2,7 м; - наибольшая удаленность места учащегося от классной доски не более 8 м; - высота нижнего края доски над полом 80–90 см. При гигиенической оценке среды обучения и воспитания (микроклимата класса) необходимо установить, насколько оно удовлетворяет перечисленным требованиям. Задание 2. Вставьте в предложения недостающие слова (цифровые выражения). 1. По гигиенической норме на одного ученика в классах должно приходиться___ кв.м. 2. Оптимальная температура воздуха в классной комнате____° С, а относительная влажность ___%. 3. _____- это частное от деления площади остекленных поверхностей окон на площадь пола. 4. Площадь остекленных поверхностей равна площади световых проемов минус ____% площади, приходящейся на переплет оконных рам. 5. ____- соотношение суммарной: мощности источников света (исходя из их чисел и мощности одной лампы) к общей площади пола. 6. Гигиенические нормы освещенности - ___ Вт /м2 - при пользовании люминесцентными лампами. 7. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с его____. 8. Парты расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ____ к доске, большие парты - ____. 9. Дети с нарушением слуха и зрения, независимо от номера их парты, размещаются _____, причем ученики с пониженной остротой зрения должны сидеть в _____ ряду от окон. 10. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживатъ ____ от наружной стены. 11. Соблюдаются следующие размеры проходов между предметами оборудования: - между рядами двухместных столов - ___см, между рядами столов и продольными стенами - не менее ____см; - от последних столов до стены, противоположной классной доске, - не менее ____см; - от задней стены, являющейся наружной, не менее _____ см; - от демонстрационного стола до первой парты - ____ см; - от первой парты до классной доски – ____ - ____ см; - наибольшая удаленность последнего места от учебной доски - ___ см.
|
|||
|