Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа №4.. Прочитайте предложенные ниже тексты статей. Напишите рецензию.. На основе данных текстов и анализа информации по теме в сети Интернет составьте алгоритм создания виртуальных экскурсий.. Выберите интересующую вас тему и разработайт



Практическая работа №4.

Задания:

1. Прочитайте предложенные ниже тексты статей. Напишите рецензию.

2. На основе данных текстов и анализа информации по теме в сети Интернет составьте алгоритм создания виртуальных экскурсий.

3. Выберите интересующую вас тему и разработайте виртуальную экскурсию.

Текст 1.

В настоящее время, благодаря развитию информационных технологий и росту пользователей Интернет в мире и в частности в России, появляется альтернативный вариант посещения тех или иных туристических объектов. Помимо обычных экскурсий, побывать, например, в музее или на выставке сегодня можно дистанционно, не выходя из дома. Данное явление получило название «Виртуальная экскурсия». Виртуальной называется такая форма экскурсии, при которой не происходит непосредственного контакта с реально существующим объектом, но создается его модель/схема/изображение для дистанционного наблюдения и изучения. Целью виртуальной экскурсии является формирование условий для самостоятельного исследования и сбора необходимых фактов.

В режиме виртуальной экскурсии можно, например, «прогуляться» по улочкам испанского города Мерида [1], рассмотреть красоты Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове [2], совершить «путешествие» по Республике Карелия [3] или посетить Пензенский областной драматический театр [4].

Наиболее простой, но при должном исполнении не менее качественный и наглядный способ создания виртуальной экскурсии – с использованием средств электронной презентации. Такая экскурсия разрабатывается в приложении PowerPoint от Microsoft и впоследствии с помощью некоторых программ (iSpringFree, PowerPointtoFlashConverter и т. д.) может быть переконвертирована в формат flash (.swf), что позволит осуществлять просмотр непосредственно на сайте в Интернете. Ощутимый минус конвертации – значительная потеря качества изображений из-за сжатия исходного файла. Можно сразу сделать flash-презентацию в специальных рабочих средах, что позволит сохранить хорошее качество(AdobeFlashProfessionalCS6, FlashDevelop), но при этом необходимо знать объектно-ориентированный язык программирования ActionScript.

Для того чтобы создать хорошую экскурсию с помощью PowerPoint, нужно учесть ряд факторов.

Во-первых, ее создание проходит в несколько стадий. Определившись с объектом экскурсии, нужно поставить цель, которая в перспективе должна быть достигнута, а так же задачи, которые будут решаться по ходу. Исходя из этого, выбирается вид экскурсии.

Затем в различных источниках (книги, журналы, газеты, Интернет и т. д.) собираются данные об объекте, они анализируются и компонуются.

Далее следует написать план и «разложить» найденную информацию по его разделам и пунктам. Следующий шаг – сбор фото-, аудио- и видеоматериала и оформление слайдов презентации. Когда все готово, работа сохраняется и конвертируется.

Во-вторых, важно помнить, что создание такой виртуальной экскурсии – процесс творческий, позволяющий воплотить многие идеи автора, несмотря на ограниченность инструментов приложения. Поэтому кроме информативности, отдельное внимание стоит уделить наглядности и интерактивности. Это обеспечит возможность для виртуального туриста самостоятельно рассмотреть все интересующие его детали, а так же ощутить эффект присутствия на экскурсионном объекте.

Технология создания экскурсии не представляет никакой сложности. В презентацию добавляется необходимое количество слайдов, выбирается фон. Слайды заполняются фотографиями, изображениями, схемами, картами и т. д. Затем набирается текст, который может изначально располагаться поверх других объектов или появляться в виде всплывающего окна, чтобы экскурсант сперва уделил внимание визуальной составляющей.

Чтобы сделать презентацию более выразительной, в нее нужно добавить звук, например музыку, речевое сопровождение, звуковые фрагменты и другие элементы, а так же встроить видео. Все действия по добавлению и редактированию (изменению размеров изображения, длинны аудиозаписи и т. д.)мультимедиа файлов, символов, иллюстраций и ссылок выполняются во вкладке «Вставка».

После заполнения слайдов содержимым настраиваются переходы между ними, анимация объектов каждого слайда и порядок воспроизведения для поэтапного представления информации. Так же можно устанавливать триггеры, чтобы задать условия для запуска анимации. Работа в данном случае ведется с вкладкой «Анимация» и разделом «Расширенная анимация».

Одним из главных и необходимых инструментов является гиперссылка. Она осуществляет связь между слайдами внутри презентации или с адресом электронной почты, веб-страницей или файлом. К ней может быть добавлено пояснение. Гиперссылки создаются из текста или объекта, например, из изображения, графика, фигуры и т. д. При создании экскурсии в слайды лучше всего включать управляющие кнопки, которые позволят возвращаться назад, к интересующему разделу и в начало. Важно объединить и сделать доступными все слайды. Гиперссылки и действия настраиваются разделом «Ссылки» во вкладке «Вставка».

По завершении работы, экскурсию нужно предварительно просмотреть, чтобы убедиться в отсутствии ошибок. После чего она сохраняется либо как файл презентации PowerPoint (.ppt или .pptx), либо как файл flash. Существует вариант сохранения презентации в формате видеофайлов (.wmv, .avi, .mov), но при этом пропадает возможность использования гиперссылок.

 

Текст 2.

Экскурсия как форма организации учебного процесса используется в педагогической практике еще с девятнадцатого века. В двадцатом веке она получает широкое распространение, в частности, в области предметов естественнонаучного цикла. Особую роль экскурсионная деятельность приобретает в географии, позволяя учащимся непосредственно рассматривать изучаемые объекты, процессы и явления, формируя у них представления и понятия о географическом пространстве [6].

Несмотря на исключительную важность, в настоящее время экскурсии в обучении применяются значительно реже. Это вызвано рядом причин, в числе которых стоит особенно выделить материальные и временные затраты.

Выход из сложившейся ситуации найден благодаря активно развивающимся в мире и России информационным технологиям. Он связан с организацией нового вида экскурсий – виртуального. Виртуальные экскурсии первоначально появились в сфере туризма и выполняли в основном рекламную функцию для туристических объектов. Совсем недавно, за счет замеченного педагогами образовательного потенциала, данный вид экскурсий стал применяться в учебном процессе [17, 19].

Анализ литературы по исследуемой теме показал, что употребляемый в разных областях термин «виртуальная экскурсия» имеет несколько определений:

1. Виртуальная экскурсия – 3-х мерная сцена, размещенная в сети Интернет, которая позволяет потенциальному клиенту получить представление о каком-либо реальном объекте [16].

2. Виртуальные экскурсии – это экскурсии с применением всех видов информационного восприятия – текста, звуков, графики, анимации, видео, символов – способствуют наиболее быстрому, качественному восприятию, запоминанию экскурсантами подаваемого материала [4].

3. Виртуальная экскурсия представляет собой педагогическое средство, направленное на организацию профессионально-учебных взаимодействий студентов в процессе проектирования ими турпродукта с использованием разнообразных источников информации, в том числе Интернет-ресурсов [5].

4. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [13].

В указанных выше определениях есть как схожие черты, так и различия, но ни одно из них не отражает в полной мере сущности виртуальной экскурсии. В первом акцент делается на рекламном аспекте экскурсии; во втором – на средствах передачи информации и качестве усвоения экскурсантами предлагаемого материала; в третьем она рассматривается как вид проектной деятельности; в четвертом – как форма обучения и изучения экскурсантами объектов. В действительности, данному виду экскурсии присущи все перечисленные черты, а так же некоторые другие, не названные авторами определений.

Можно выделить несколько особенностей, свойственных исключительно виртуальному виду экскурсий:

1. Изучаемый объект рассматривается отдаленно, без непосредственного контакта.

2. Существует возможность свободного перемещения; наличие нелинейного маршрута, позволяющего изучать элементы объекта экскурсии в любой последовательности и возвращаться к ним по несколько раз.

3. Для создания образа объекта используются компьютерные технологии.

4. На экскурсии происходит только аудиовизуальное восприятие объекта.

5. Объект экскурсии может быть как реально существующим, так и вымышленным.

6. При использовании в учебных целях, виртуальные экскурсии могут организовываться как в классно-урочной, так и в дистанционной форме.

7. При дистанционной организации экскурсии количество экскурсантов не ограничено.

8. Экскурсия может проходить без участия экскурсовода (учителя).

В остальном для виртуальной экскурсии характерно большинство признаков традиционной экскурсии.

С учетом перечисленных особенностей, можно предложить следующее определение термина «виртуальная экскурсия» применительно к образовательному процессу:

Виртуальная экскурсия – это особый вид учебной экскурсии, направленный на организацию самостоятельной или коллективной деятельности учащихся по дистанционному исследованию экскурсионного объекта, через его виртуальную модель, созданную средствами информационных технологий.

Специфика виртуальной экскурсии заключается в ее главных свойствах: вариативности, позволяющей создавать самые разнообразные экскурсионные продукты с помощью прикладного программного обеспечения компьютера; доступности, дающей возможность получения информации через мультимедийное оборудование, персональный компьютер или смартфон; и интерактивности, подразумевающей разную степень взаимодействия между учащимися и всеми элементами изучаемого объекта, причем в произвольном порядке.

За счет этих свойств в настоящее время виртуальные экскурсии широко используются учителями разных предметов, в том числе тех, для которых организация традиционных экскурсий затруднена или невозможна. Так, например, создаются экскурсии по информатике, литературе, химии и т. д. [1, 7, 13]. Существующий опыт необходимо учитывать для развития и совершенствования методики проведения данного вида экскурсий.

Использование виртуальных экскурсий в географии обусловлено особенностями данного учебного предмета. Зрительное восприятие изучаемых объектов, их подробный анализ и обобщение полученной информации способствуют формированию географической картины мира. Наличие четкой структуры (плана организации и маршрута), разнообразие форм работы с материалом экскурсии и наглядность позволяют оптимизировать учебный процесс, что приводит к повышению качества обучения [10, 11].

В своей педагогической практике автор статьи применяет виртуальные экскурсии как форму организации образовательного процесса и как один из видов проектной деятельности учащихся.

Подготовка учебной виртуальной экскурсии с геоэкологическим содержанием – процесс трудоемкий и творческий. Алгоритм ее организации включает три основных этапа:

1. Подготовительный этап.

2. Этап проведения экскурсии.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

На первом этапе происходит выбор темы, определение экскурсионных объектов, постановка целей и задач экскурсии, подбор материалов (текстового, графического, аудио и видео контента), их обработка, построение маршрута и составление самой виртуальной экскурсии. Технология создания данного вида экскурсий была подробно описана ранее [15].

Следующий этап заключается в организации деятельности учащихся по исследованию объектов экскурсии. Виртуальная экскурсия, проводимая во время урока, демонстрируется через мультимедийный проектор, сопровождается рассказом учителя и проходит по выбранному им маршруту. Работа детей при этом часто сводится к зрительному и слуховому восприятию учебного материала и фиксации ключевой информации.

Такая форма реализации не раскрывает потенциала виртуальной экскурсии, так как в ней не принимаются во внимание индивидуальные особенности учащихся. Темп, выбранный учителем, лишает возможности отстающих учеников получать информацию в полном объеме, а так же приводит к снижению интереса у преуспевающих. Отчасти эта проблема может быть решена, если урок проводится в компьютерном классе, где каждый ребенок, работая за компьютером, получает непосредственный доступ к данным и может изучать объекты в удобном ему порядке (принцип нелинейности маршрута), варьируя время на их рассмотрение.

Наиболее благоприятные условия для восприятия учащимися предлагаемого материала создаются при дистанционной организации экскурсии. Ее содержание рассылается учителем через Интернет или передается на электронные носители информации, а ученики в удобное время (но в определенный срок) выполняют самостоятельное «путешествие» по заданным объектам. Такая форма проведения учитывает все особенности виртуальных экскурсий, но не может осуществляться, если хотя бы у одного участника образовательного процесса отсутствует персональный компьютер или смартфон [19, 20].

Последний этап направлен на контроль деятельности учащихся и подразумевает оценку усвоения информационного компонента экскурсии. Способом проверки может выступать как устный, так и письменный опрос. Кроме того, на этом этапе важно дать ученикам возможность проанализировать проделанную ими работу, высказать мнение о степени удовлетворенности собой и одноклассниками, обсудить изученный материал. Это делается для того, чтобы выявить эмоциональное состояние детей и установить организационные недочеты, допущенные учителем.

При отборе геоэкологического содержания необходимо учитывать современные тенденции в образовании, в том числе, внедрение ФГОС нового поколения, где прописаны требования к результатам освоения образовательной программы. В рамках виртуальных экскурсий по географии могут и должны формироваться и развиваться социально значимые личностные компетенции, универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), предметные умения (анализ и обобщение географической информации, составление описания объектов, оценивание особенностей взаимодействия природы и общества и т. д.). Тематика экскурсии может быть самой разнообразной и подразумевает рассмотрение как природных (элементы геосферы, геосистемы), так и социально-экономических (населенные пункты, промышленные предприятия и т. д.) объектов на разном уровне (от локального – до глобального). Это позволяет учителю использовать данную форму организации образовательного процесса во всех курсах школьной географии.

Для того чтобы восприятие учащимися информации и последующая работа с ней не были отстраненными и обезличенными, в экскурсию необходимо заложить эмоционально-ценностную основу. Включение в содержание экологической составляющей делает материал значимым для каждого ученика, мотивирует его к осмыслению, а не пустому ознакомлению с исследуемым объектом [9, 18]. Экологизация позволяет преодолеть разрыв между изучением природы, населения и хозяйственной деятельности людей. Так реализуется принцип комплексности, формирующий целостную картину географического пространства как совокупности взаимосвязанных компонентов. Таким образом, например, учащиеся шестого класса, знакомясь в ходе экскурсии с понятиями «река» и «озеро» получают возможность не только увидеть водоемы, узнать их ключевые характеристики, но и оценить современное состояние и степень воздействия человека на различные элементы гидросферы [12].

Идеи коэволюции и устойчивого развития, отраженные в виртуальной экскурсии, устанавливают перед учащимися правильные культурные ориентиры, воспитывают нравственность, способствуют смене потребительского отношения к окружающей среде на созидательное. Для этого учебный материал обогащается такими геоэкологическими понятиями как «экологическая ситуация», «экологический каркас территории», «культурный ландшафт», «природосообразная деятельность» и т. д. Раскрытие сущности этих понятий в ходе изучения географических объектов на виртуальной экскурсии необходимо для формирования у учеников модели рационального взаимодействия природы и общества [3, 14].

Использование виртуальной экскурсии в качестве индивидуального или группового проекта учащихся целесообразно в виду ее широких образовательных возможностей. Такие проекты имеют практическую ориентацию и направлены на вовлечение учеников в творческо-конструктивную деятельность. По продолжительности подготовки и реализации они могут быть краткосрочными (до одной недели), среднесрочными (выполняются в течение четверти), долгосрочные (выполняются на протяжении учебного года) – в зависимости от поставленных целей и задач, степени сложности и размеров рассматриваемого объекта. Работа учащихся осуществляется в несколько этапов:

1. Исследовательский этап. Он посвящен изучению выбранного объекта: анализу различных источников информации, обобщению полученных данных, накоплению цифровой базы (аудио-, фото-, видеофайлов) по теме исследования. Объект при этом рассматривается как дистанционно (работа в библиотеке, архиве), так и непосредственно на местности (учащиеся прокладывают маршрут, проводят съемку для создания будущего виртуального образа и т.д.).

2. Созидательный этап заключается в составлении виртуальной экскурсии на основе накопленного материала. Эта работа осуществляется учащимися в классе или дома. С помощью компьютера и прикладного программного обеспечения обрабатываются цифровые данные, в программе Microsoft PowerPoint (или другой) набирается текст экскурсии, создается интерфейс (навигация, аппарат управления) и формируется виртуальный образ объекта. При создании экскурсии ученики должны руководствоваться принципами и рекомендациями и идеями, указанными выше.

3. Этап презентации и использования подразумевает защиту учащимися их проектов (показ созданного экскурсионного продукта с комментариями). Далее проделанная работа оценивается одноклассниками и учителем, подводятся итоги. После успешной защиты виртуальная экскурсия отправляется в банк экскурсий (сайт или электронный носитель информации, где накапливаются все подобные проекты) и сохраняется для дальнейшего использования.

Примером успешного выполнения виртуальной экскурсии может служить созданное учащимися одиннадцатого класса под руководством автора статьи «Путешествие по Соединенным Штатам Америки». В нем отражается история государства; характеризуется население и территориальная организация экономической жизни общества; описываются особенности окружающей среды, степень воздействия антропогенного фактора; рассматривается природоохранная деятельность, особо охраняемые природные территории США [8]. Кроме предложенного примера, учащиеся индивидуально или в группах могут создавать следующие проекты: виртуальные экологические тропы, виртуальные музеи, виртуальные заповедники и т. д. Электронная модель (виртуальный образ) в данном случае не обязательно должна дублировать настоящий объект, создаваться могут и новые, несуществующие в реальности объекты [2].

Такую форму работы наиболее логично применять для учащихся десятых-одиннадцатых классов, так как она требует серьезной подготовки и наличия определенных умений. Итоги этой деятельности могут демонстрироваться ученикам среднего звена. Это обеспечит своеобразную преемственность и облегчит работу учителя.

В завершении, стоит отметить, что отсутствие четко сформулированных общепринятых требований по созданию виртуальной экскурсии средствами Microsoft PowerPoint приводит к приравниванию ее некоторыми составителями к обычной электронной презентации. Это связано с тем, что при подготовке авторами не учитываются признаки, характерные для виртуальных и традиционных экскурсий, отсюда при проведении упор делается только на демонстрации изучаемого объекта или явления. Поэтому на данный момент методические основы организации виртуальных экскурсий нуждаются в уточнении и требуют дальнейшего исследования.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.