|
|||
Котлубей П. Л.. Практикум №1.Котлубей П. Л. Практикум №1. Задание №1. Изучите нормативный документ [Примерная программа регионального компонента содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «история Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века», - Мурманск. – 2017. – 10 с.] и выпишите требования регионального компонента к исторической подготовке учащихся общеобразовательных учреждений Мурманской области. Требования регионального компонента к исторической подготовке учащихся общеобразовательных учреждений Мурманской области: - овладение знаниями об историческом развитии края, представлениями о закономерностях развития Кольского Севера с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах: 1) даты, хронологические рамки, периоды наиболее значительных событий и процессов в истории края; 2) основные этапы ключевых событий Кольского Севера с древности до 2012 г.; 3) основные историко-краеведческие понятия, термины; 4) места, обстоятельства, участники, результаты важнейших событий в истории края; 5) важнейшие достижения культуры Кольского Севера. - формирование умений применения исторических знаний об истории края для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире: 1) читать историческую карту Кольского края с опорой на легенду; 2) проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках по истории Кольского Севера; 3) соотносить исторические события, процессы в развитии истории края с развитием страны в целом; 4) излагать оценки важнейших событий и личностей в истории Кольского Севера; 5) аргументировано высказывать свою точку зрения по наиболее значимым событиям, явлениям и процессам; - формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения истории края и его места в истории России и человечества; - развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; - использовать знания об историческом пути и традициях в истории края в общении с людьми другой культуры, национальной, религиозной принадлежности; - воспитание уважения к историческому наследию народов Кольского Севера; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе края. Задание №2. Проанализируйте содержание примерной программы регионального компонента содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «История Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века» и составьте характеристику образовательной программы по следующим вопросам: а) статус образовательной программы б) место и роль регионального курса в системе школьного исторического образования, объем учебного времени а) Статус примерной программы регионального компонента содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «История Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века» - региональный. б) В соответствии с Концепцией нового УМК по отечественной истории курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Таким образом, в общеобразовательных организациях, составляя рабочие программы с 5 по 10 класс (по ФГОС ОО), необходимо включить вопросы региональной истории в их содержание, используя данную программу. Возможно изучение истории края как отдельного элективного курса в предпрофильном или профильном классе. Объём учебного времени составляет 34 часа. Вопросы для контроля: 1. Когда и кем была предпринята разработка региональной концепции историко-краеведческого образования школьников в Мурманской области? Каковы ее главные идеи и положения? Автором «Концепции историко-краеведческого образования в учебных заведениях Мурманской области», положившей начало системной разработке регионального компонента содержания исторического образования на современном этапе развития школы явился Киселёв А. А. Данная Концепция содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий, событий и персоналий, трудных вопросов истории России. 2. Когда была выработана система требований РК ГОС по истории для школ Мурманской области? В чем их суть? 3. Какие варианты внедрения регионального компонента в учебный процесс по истории вы считаете наиболее предпочтительными? Важным, на мой взгляд, при внедрении регионального компонента в учебный процесс является посещение экскурсий с последующей беседой, анализом мероприятия. В городе Мурманске можно посетить Мурманский областной краеведческий музей, Областной центр художественных ремесел. В селе Ловозеро есть Музей истории Кольских саамов. Также возможно посещение музеев школ города. Нетипичным, но познавательным структурным элементом краеведческих уроков является приглашение различных «гостей», например историков – краеведов. Внедрение регионального компонента обязательно должно сопровождаться наглядным материалом. Особенно дети воспринимают натуральную (естественную) и изобразительную наглядность, так как эти виды наглядности вызывают у них множество конкретных ассоциаций, вызванных личным опытом, определенными знаниями о природных, климатических и др. особенностях края. 4. Каковы проблемы учебно-методического обеспечения краеведческих уроков истории в школах Мурманской области? Отсутствие в достаточной мере теоретической базы, специализированных изданий с информацией о Кольском крае. Учителя сталкиваются с проблемой поиска необходимой информации при подготовке к урокам краеведения. Любой краеведческий урок требует дополнительного материала, собранного и переработанного самостоятельно учителем. 5. Каковы особенности и проблемы реализации регионального компонента исторического образования в контексте ФГОС ОО? Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина. Программа должна обеспечить: - Приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности. - Приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа). Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. Изучение региональной истории в курсе предмета История России. Всеобщая история отражает лишь: - формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; - формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества. При реализации основных образовательных программ содержится положение о необходимости учитывать историко-культурную и этническую специфику региона. В документе ФГОС ОО не прослеживается чёткое описание и реализация регионального компонента исторического образования.
|
|||
|