Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструменты межкультурной коммуникации



Инструменты межкультурной коммуникации

1. Анализ процесса коммуникации в моделях Р. Якобсона, Ю. Лотмана

2. Аргументация как инструмент коммуниканта

3. Роль имиджа в межкультурной коммуникации

4. Пропаганда в процессе коммуникации

 

1 Вопрос

Модель Романа Якобсона.

В своей работе "Лингвистика и поэтика" Р. Якобсон представил речевую коммуникацию в виде шести факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка.

1) Эмотивная функция.

2) Конативная функция.

3) Фатическая функция.

4) Метаязыковая функция.

5) Поэтическая функция.

6) Референтивная (денотативная, когнитивная) функция.

· Эмотивная (экспрессивная) функция имеет целью выражение его отношения к тому, что говорит адресант, поскольку одно и то же содержание может меняться в зависимости от интонации (сожаление, одобрение, извинение, осуждение и т.д.).

· Конативная функция выражает непосредственное воздействие на собеседника. И отражает ориентацию на адресата. Это такие формы речи, как звательный падеж и повелительное наклонение. Внимание сосредоточивается на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение).

· Фатическая функция ориентирована на контакт, для нее важно поддержание контакта, а не передача информации. Сюда можно отнести разговоры во время празднования дня рождения, разговоры о погоде, т.е. все те разговоры, где важнее процесс поддержания контакта, а не новизна и содержание информации. Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения.

· Метаязыковая функция связана с колом: не зная слона, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета. Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса.

· Поэтическая функция направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Бытовая речь ориентирована на содержание.

· Референтивная (денотативная, когнитивная) функция ориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении. Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса.

Работы Р. Якобсона составили отдельную эпоху в развитии изучения коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий. Почепцов относит данную модель к семиотическим моделям коммуникации.

Модель Юрия Лотмана.

Ю. Лотман считал модель коммуникации, предложенную Р. Якобсоном, слишком абстрактной. Он отмечал, что у говорящего и слушающего не может быть абсолютно одинаковых кодов, как не может быть и одинакового объема памяти.

Для литературной коммуникации Ю. Лотман предложил структуру смены деавтоматизации автоматизацией, заимствуя эти идеи у русских формалистов. Художественное произведение характеризует процесс отстранения, создания нового взгляда даже на старый и известный объект. Но как только деавтоматизация восприятия сменяется автоматизацией, так автор текста должен предложить новую деавтоматизацию. Структура текста тогда будет состоять из цепочек деавтоматизация 1 — автоматизация 1, деавтоматизация 2 — автоматизация 2, деавтоматизация 3 — автоматизация 3 и т.д.

Феномен чтения уже известного текста приводит Лотмана к формулировке двух возможных типов получения информации. Например, записка и платок с узелком. Если в первом случае сообщение заключено в тексте и может быть оттуда изъято, то во втором случае сообщение нельзя извлечь из текста, который играет чисто мнемоническую роль.

Лотман выделяет также две коммуникативные модели "Я — ОН" и "Я — Я". Последний случай он именует автокоммуникацией. Передачу сообщения самому себе Лотман трактует как перестройку собственной личности.

 

2 Вопрос

Понятие аргументации как коммуникативный термин используется в различных видах наук и научного знания. Он может одновременно принадлежать и риторике - искусству хорошо и красиво изустно изъясняться, и искусству "убеждающего воздействия" - убеждать или влиять на других людей.

Искусная аргументация в арсенале профессионального коммуникатора является мощным и надежным инструментом убеждения. В процессе коммуникации важно правильно оценивать как содержание, так и форму аргументирующей информации. Аргументация, использующаяся для убеждающего воздействия на реципиента, может основываться на различных приемах манипулирования исходными фактами или сведениями. И не обязательно для этого будут использоваться прямые ложные данные. Наоборот, всевозможные комбинаторы от коммуникаций в своем арсенале используют прямую ложь исключительно в редких случаях - это невыгодно. Гораздо чаще используются, например, прием двусмысленных терминов, противоречивых положений, которые сами требуют предварительных доказательств; в процессе аргументации могут использоваться утверждающие безапелляционные заключения, выдвинутые на основании неполного перечисления фактов или приема умолчания; либо на смешении случайных и важных явлений. Поэтому для понимания, сопротивления и успешного противодействия неправомерным коммуникациям убеждающего характера в нашем случае необходимо рассмотреть все основные особенности, по которым строится система аргументации.

Компонентами рациональной информации являются тезис и аргументы, а также связывающие их слова. Тезис - это та идея (мысль, положение, точка зрения, позиция), которую должен принять партнер по общению. Аргументы служат для обоснования, почему этот тезис можно (и нужно) принять. Будет ли сформулированный аргумент приниматься собеседником априори или не будет, зависит, прежде всего, от того, насколько содержание аргумента объективно и соответствует действительности. Аргумент должен соответствовать действительности и должен иметь логическую связь с тезисом, когда тезис вытекает из аргумента. Если существует формальное противоречие, высказываемое собеседником, то на этот аспект обычно сразу же обращают внимание. В условиях, когда необходимо определить наличие или отсутствие в сообщении собеседника искажения информации, необходимо обращать внимание на то, насколько он убедителен и логичен.

Люди легче соглашаются с тем, принимают то, что удовлетворяет какое-то их сильное желание. Если некий предмет (идея, вещь) представляет для человека ценность, - он будет стремиться к достижению этого предмета. Следовательно, сила аргумента - в силе потребности, которая будет удовлетворена. Именно поэтому при прочих равных условиях аргумент, в котором представлен и психологический фактор "личный интерес" реципиента, более действенен, чем тот, в котором такой интерес не представлен.

Итак, аргументы должны:

· соответствовать действительности;

· иметь связь с тезисом;

· включать личный интерес;

· соответствовать индивидуальным ценностям.

 

3 Вопрос

Процессы культурного обмена и межкультурных коммуникаций непосредственно связаны с восприятием одной культуры представителями другой. Для обозначения подобных представлений, формирующихся в процессе взаимодействия между различными народами и государствами, существует ряд терминов: "образ", "имидж", "стереотип".

Образ – адекватно отраженная в человеческом сознании реальность, формирующаяся естественным путем в процессе познания и восприятия объективной действительности; результат стихийно складывающихся в сознании людей представлений о каком-либо объекте.

Имидж (от лат. imago – образ, отражение) – целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

В целом имидж можно назвать комплексной формой коммуникации, обеспечивающей человеку максимально возможно полное впечатление об объекте и способствующей достижению стратегических целей коммуникации.

Фундаментальным свойством имиджа является его целесообразность. В имидже не должно быть ничего удачного или неудачного самого по себе – в нем удачно то, что целесообразно, т.е. обеспечивает продвижение к заданной цели. Особо нужно подчеркнуть такое качество имиджа, как социально-культурная целесообразность, т.е. он не должен противоречить глубоким традициям общества.

Другое важнейшее свойство имиджа – проективность. Это свойство подразумевает, в свою очередь, что имидж должен обладать экономической целесообразностью, обладать такими качествами, как планируемость, организуемость, руководимость, контролируемость, быть надежным и показывать, выполнит ли он свое предназначение. И еще одно важное качество имиджа – узнаваемость.

 

4 Вопрос

Под пропагандой обычно понимается односторонняя массовая коммуникация, не имеющая обратной связи за исключением финальной, происходящей непосредственно во время выборов.

Развитие социальных медиа позволило политикам получать и анализировать отклик аудитории в режиме реального времени; публикации и комментарии избирателей, а также аналитиков в социальных сетях в последние годы стали оказывать сильное влияние на политиков. Это является ярким подтверждением того, что политические коммуникации больше не являются односторонними.

С точки зрения методики политические коммуникации так же, как и любые другие, различаются:

· по целевой аудитории (избиратели, граждане, политические стейкхолдеры и т.д.);

· каналам коммуникации (СМИ, социальные сети, политические события и т.д.);

· инструментам коммуникации (решения, заявления, назначения, отставки и т.д.);

· ключевым сообщениям (послания, программы и т.д.);

· методам оценки эффективности коммуникаций (опросы, исследования, мониторинги и т.д.).

В рамках политических коммуникаций принято выделять политический маркетинг как вид маркетинга, который применяет свои методы к целям и задачам политических процессов. Целью политического маркетинга обычно является победа на выборах разного масштаба, удержание власти, повышение и сохранение лояльности избирателей и граждан.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.