Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Творческое задание на тему: «Педагог с такими качествами станет хорошим научным руководителем!»



Эссе.

Творческое задание на тему: «Педагог с такими качествами станет хорошим научным руководителем!»

Многие преподаватели в университетах в какой-то момент становятся научными руководителями-кто-то по своему желанию, а кто-то по назначению. Но у всех, особенно у тех, кто занимается этим в первый раз, возникает вопрос: какими качествами должен обладать преподаватель, принявший решение стать наставником студентов в их начинаниях научной практико-исследовательской деятельности?

В начале рассмотрим научного руководителя с трёх позиций (так как важно понимать всю специфику его деятельности):

· С социально-педагогической точки зрения, научный руководитель - это специалист, обладающий определенными правами, обязанностями, функциями, ответственный за организацию научного исследования, обеспечивающий его качество в соответствии с государственными стандартами.

· С психолого-педагогической точки зрения - он авторитетный ученый, обеспечивающий качественную подготовку научно-педагогических кадров в определенной области научных знаний, несущий морально-нравственную ответственность за результаты своей деятельности.

· С функционально-педагогической точки зрения научный руководитель - это ученый, который создает условия для организации нормальной деятельности диссертационного совета, представляя результат своей деятельности - диссертацию соискателя учиненной степени  - на авторитетную и объективную экспертизу компетентного диссертационного совета.

Такие определения свидетельствуют о том, что руководство студентами- это больше, чем личная научная деятельность ученого, это уже другая, управленческая деятельность, менеджмент. Это значит, что научный руководитель должен обеспечить планирование работы подопечного, организовать его деятельность, т.е. создать ему условия для научной работы, мотивировать его работу, координировать работу и, наконец, контролировать результаты работы обучающегося над ВКР или диссертацией. Научная квалификация, наличие докторской степени для руководителей студентов, имеют весомую роль, но требуются еще знания и умения, профессионализм в том, как руководить научной деятельностью других людей. Именно в этом проявляются менеджерские способности научных руководителей. Немаловажной составляющей при этом являются организаторские качества научного руководителя, которые проявляются в сфере взаимодействия с людьми. Был проведён опросник на заданную тему и, по мнению опрошенных, первые места среди личных качеств научных руководителей занимают: их профессиональные знания, эрудированность и креативность, аналитический склад ума, организаторские способности, тяга к инновациям, а также требовательность и ответственность, т.е. во многом, именно эти качества характеризуют развитую профессиональную компетентность научных руководителей.

Анализируя вышесказанное, прихожу к выводу, что педагогу решившему посвятить себя наставничеству студентов в их начинаниях научной деятельности, следует вырабатывать в себе данные качества.

Выделим знания и умения, которые в особой мере требуются от научных руководителей. В частности, научные руководители должны знать: новейшие методы, средства и практику планирования, организации, проведения и внедрения научных исследований и разработок, а также правила и порядок оформления диссертационных работ, авторефератов и представления их к защите; иметь: глубокие научные знания по своей специальности и богатый опыт научной работы, ее организации; уметь: консультировать студента по теоретическим, методологическим, стилистическим и другим вопросам написания диссертации, ВКР или курсовых работ, а также владеть научными методами проведения исследовательских работ, технических разработок и их экспериментальной проверки.

Был проведен опрос непосредственно среди научных руководителей по выявлению качеств, необходимых для успешного выполнения возложенных обязанностей. Во-первых, обязательно нужно больше уделять внимания планированию, организации и самоконтролю личной деятельности; стремиться завоевать авторитет в научном сообществе; лучше координировать подготовку подопечных для получения необходимых знаний и навыков; тщательно формировать график работы и следить за его выполнением; совершенствовать свое владение иностранными языками. Интересно, что на вопрос: «Нужно ли обучаться искусству научного руководства?», - 55,9% научных руководителей ответили, что нужно, как и любому виду деятельности. 36,8% руководителей считают, что целенаправленно этому обучаться не нужно, такое умение приходит само по себе с приобретением опыта руководства аспирантами. Затруднились ответить на подобный вопрос 7,3% респондентов. Практически поровну («да» - 44%, «нет» - 42%) разделились ответы научных руководителей на вопрос: «Читали ли Вы какие-то методические книги по диссертационному менеджменту?». 13,8% руководителей затруднились ответить на данный вопрос. Это при том, что в последние годы в помощь аспирантам и диссертационным советам появилось немало методических пособий и рекомендаций. В определенной мере, эта литература полезна и для научных руководителей, ее роль заключается в оказании помощи сотрудникам образовательного учреждения органично вписываться в систему государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров.

 На научного руководителя возлагается выполнение следующих функций:

- определение темы, целей и задач научно-исследовательской деятельности аспиранта, направленной на подготовку НКР на соискание ученой степени кандидата наук;

- составление, оформление, представление для утверждения на заседании выпускающей кафедры, корректировка индивидуального плана работы аспиранта в соответствии с выбранной темой, рекомендации в поиске научной литературы;

- руководство практикой по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической практикой) аспиранта;

- руководство практикой по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательской практикой) аспиранта;

 - осуществление контроля выполнения утвержденного индивидуального и учебного плана работы аспиранта;

- проведение консультаций аспиранта по теоретическим, методологическим, другим вопросам написания НКР;

 - проведение консультаций аспиранта при подготовке к кандидатским экзаменам;

- обеспечение своевременного прохождения текущей, промежуточной и ежегодной аттестации аспирантов;

- контроль формирования электронного портфолио, в том числе сохранение работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- посеместровая оценка научно-исследовательской деятельности аспиранта, направленной на подготовку НКР на соискание ученой степени кандидата наук в соответствии с утвержденными учебными планами;

- оценка готовности НКР аспиранта к государственной итоговой аттестации, проводимая в осеннем семестре выпускного курса, в соответствии с распоряжением проректора по учебно-методической работе;

- проверка НКР и научного доклада на объём заимствования, выявление неправомочных заимствований с использованием программного продукта «Антиплагиат–ВУЗ» в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации;

- подготовка отзыва на НКР аспиранта в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации, принятие решения о допуске к защите научного доклада;

- организационное сопровождение подготовки заключения по диссертации.

Стоит отметить, что при поиске руководителя следует руководствоваться сложным, неоднозначным перечнем критериев, приоритетов. Если исходить из критерия весомости, значимости, влиятельности научного руководителя, то предпочтительны следующие варианты: председатель или заместитель председателя диссертационного совета, на котором предстоит защита, — лучший вариант с высоким уровнем гарантированности положительного исхода вашей программы проникновения в общество ученых, член экспертного совета ВАК —  хороший вариант со столь же высоким уровнем надежности, участник диссертационного совета института, в котором предстоит защита, — вариант, дающий весьма значительные шансы на успех, видный ученый, имеющий научное имя, но не входящий в состав диссертационного совета- вариант, как один из возможных.
Однако, обязательно нужно иметь в виду, что чем выше научный рейтинг вашего руководителя, тем меньше шансов на то, что он сможет и пожелает уделить вам много времени  и внимания. Обычно у таких руководителей много студентов  и еще больше других дел, вследствие чего рассчитывать на 50 часов ежегодных контактов не приходится, даже 5 часов уже можно считать за благо. В других случаях надо принимать во внимание способность и желание руководителя плотно заниматься вами.

Как видим из выше описанных качеств, функций, задач, выполняемых научным руководителем его деятельность состоит в подготовке
выпускных работ обучающихся. Педагогам еще на начальных ступенях обучения следует развивать в себе такие качества как научная увлеченность, остроумие, контактность, коммуникабельность  трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, ораторские способности, умение ставить цели (целеполагние), избрание пути ее достижения, умение распределять время, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда, обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком. Педагог должен обладать высокими моральными качествами, быть духовно развит, настойчив, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, так же ему должны быть присущи гуманизм, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям, широкий культурный кругозор, педагогический такт, техника, мастерство, адекватность самооценки и уровня притязаний. Искренне хочется надеяться, что преподаватель с данными качествами станет уважаемым наставником будующих гениальных умов страны!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.