|
||||||
тема урока: Основные единицы синтаксиса
Дисциплина: русский язык Преподаватель: Соловьева Ольга Васильевна Группа: №10 ПРМПИ, 1 курс тема урока: Основные единицы синтаксиса Видео: https://www.youtube.com/watch?v=ALgeAwigHPo
Сегодня на уроке мы изучим основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст, их основные признаки и функции. Основное содержание урока Синтаксис — (от греч. syntaxis — «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения. Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому: надеяться (на что?) на удачу. Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Но более точно, детально, конкретно, чем одно слово. Сравните: сестра — родная сестра. Словосочетания, объединяясь по смыслу, являются строительным материалом для предложения. Предложение – это одна из основных единиц синтаксиса, которая отражает фрагмент окружающей действительности, имеет смысловую и интонационную законченность. Например: Завтра ко мне приедет моя родная сестра. Предложение выполняет коммуникативную функцию, то есть оно предназначено для того, чтобы служить сообщением. Текст — речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Сегодня к нам в гости приехала моя родная сестра. С ней мы очень весело провели время: гуляли на улице, катались на аттракционах в парке, кушали мороженое. Мне хотелось остановить время, чтобы этот счастливый день с моим родным человеком не заканчивался. Текст также выполняет коммуникативную функцию. В синтаксисе изучаются и слова, но не как лексические единицы или части речи, а как члены предложения. Слово – основная единица языка, служащая для наименования предметов и их признаков, явлений и их отношений. В речи слова соединяются между собой в словосочетания и предложения. Ключевые слова: Словосочетание, предложение, текст Основные понятия: o Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи. o Предложение – это одна из основных единиц синтаксиса, которая отражает фрагмент окружающей действительности, имеет смысловую и интонационную законченность. o Текст — речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Практическое задание: 1.Укажите все словосочетания в данном предложении. Скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. (А.И. Куприн) 1) скворцы расселись 2) уже расселись 3) расселись на ветках 4) на высоких ветках 5) расселись и начали 6) начали концерт 7) свой концерт
2. Укажите единицы синтаксиса, выполняющие коммуникативную функцию. 1) словосочетание и предложение 2) предложение и текст
3. Какую функцию выполняет словосочетание? 1) Номинативную 2) Коммуникативную 4. Синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение – это: 1) Текст 2) Предложение 3) Словосочетание 4) Фразеологический оборот
5. Распределите примеры по группам.
1) Распустить волосы 2) В багряном лесу 3) Принеси воды, пожалуйста 4) Плавать в пруду 5) Нечто замечательное 6) Светает в лесу 7) Лес прекрасен
6. Вычеркните слово так, чтобы получилось верное предложение. Текст – это высказывание, представляющее собой два или несколько словосочетаний, предложений, связанных по смыслу, расположенных в определенной последовательности.
7. Установите соответствие. 1) Текст 2) Словосочетание 3) Предложение
A. Высоко над скворечниками B. Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (А. И. Куприн) C. Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые. (А. И. Куприн)
Практическое задание необходимо отправить на электронную почту до 28.05.2020. coloveva.olga@gmail.com или https://vk.com/id63858820
|
||||||
|