Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Младограмматическая школа в языкознании.



14. Младограмматическая школа в языкознании.

Оформились в 70-е 19 века. Центр- Лейпцигский университет, затем распространились в Германии, затем стали преобладать в мире. В начале ироническое название (т.к. группа молодых учёных, представляла в корне отличное от других предыдущих наук течение.)

Представители: К. Бругман, Остгоф, Г. Пауль, Б. Дильбрюк.

Программа этого течения была сформулирована в книге Остгофа и Брумана, опубликованной в 1878 году, «Морфологические исследования».

Младограмматика – представляет собой историко– сравнительное психологическое языкознание. Отвергли то, что был до этого, и своё внимание сосредоточили на эмпирическом языкознании. Главный принцип – историзма и атомизма.

Принцип историзма предполагает рассматривать язык как исторически развивающееся эволюционное явление и, следовательно все факты языка следует рассматривать в истории, в историческом развитии.

Принцип атомизма предполагает изолированное рассмотрение отдельных языковых фактов.

Синхронический и диахронический атомизм.

Установление инвентаря,                           изучение изменений, которым подверглись

Изолированных фонетических,                   эти факты с течением времени.

Грамматических и лексических

Факторов для состояния языка.

На первое место младограмматисты выдвигали изучение живых языков и диалектов. Со 2-й половины 19 века появились лингводиаграфия и диалектология.

Наиболее основательно они изучили фонетику, обосновали объективные законы, под ними они понимали изменения , которым подвергается звук, под влиянием соседних звуков, позиции и ударения. 

У звуковых законов -2 главных признака:

1) Материальный (звук) характер;

2) Регулярность (единообразие звуковых изменений).

Законы аналогии действуют не только в области фонетики, но и в словообразовании и грамматики. Согласно этому закону речевая деятельность людей в ряде случаев основывается на ассоциативных явлениях в результате чего новые формы образуются по сходству с имеющимися в языке фактами. (Например детская речь , дети не зная правил грамматики образуют по аналогии с существующими в языке формами).

Исходной точкой при исследовании языка были говорящие индивиды. По их мнению реальным свидетельством считается только речь отдельного лица и именно такую речь исследовать, изучать, исходя из индивидуализма младограмматисты искали причины эволюции языка не в изменениях общего характера, а в изгибах психики отдельных индивидов.

Недостатки:

 - они изучали язык, его факты и категории изолированно не рассматривая их во взаимодействии, а это свидетельствовало об отсутствии у младограмматистов понимания системности языка.

- мало уделяли внимания языку в синхронии (т.е. занимались историей)

- слабо исследовали лексику и синтаксис.

- в ряде работ допускали терминологические неточности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.