Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ценности и смыслы деятельности учителя русского языка



 

                                                                  Зражевская И.А.

                                                                  Проткова А. А.

                                                                       ФГБОУ ВО «ОГПУ»

г.  Оренбург

                                                                 Попова В.И., д.п.н., профессор   

                                                                     

Ценности и смыслы деятельности учителя русского языка

Деятельность современного педагога (учителя русского языка в том числе) связана со многими требованиями, которые предъявляет к нему государство, общество, родители и социальные службы, которые заинтересованы в том, чтобы подрастающее поколение соответствовало нормам морали и нравственности.

Учитывая это, мы обратились к исследованиям Климова Е.А., Колесниковой И.А., Поповой В.И., Щурковой Н. Е. Сначала потребовалось выяснить, каковы особенности самоопределения человека и характеристики типов профессионалов. Особое внимание уделено представителям профессии типа «Человек-человек». Обнаружено, что, прежде всего, необходимо обратить внимание не только на окружающий мир, но и особенно важно познать окружающих нас людей, группы (разновозрастные в том числе), сообщества, организации (то есть их сложные взаимоотношения).

Какие же еще типичные характеристики и особенности могут и должны интересовать педагога (то есть, с какими он может столкнуться в своей работе)?  Это духовные потребности населения (в сфере досуга в том числе); настроение и душевное состояние (другого, даже стороннего человека); особенности поведения (то есть осмысливать разные социальные роли); соблюдение правил поведения (особенно подростков как проблемного возраста обучающихся).

Особую значимость приобретают ценностные основания профессии педагога, которые связаны с осмыслением таких понятий, как «народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов». Отношение к базовым ценностям «жизнь», «человек», «природа», «общество», по мнению Н.Е.Щурковой,  характеризует не только содержание воспитательного процесса, но и жизнь любого человека.

Приобщение школьников к освоению культурных ценностей – первостепенная задача учителя русского языка, который владеет словом, чему, на наш взгляд, он должен научить и школьников (привлечь внимание к лингвистическим нормативам употребления слов, словосочетаний, предложений). Кроме того, важна ценностно-смысловая коммуникация, которая обеспечивает взаимопонимание участников коммуникации [4].

Отсюда и возникает проблема способности учителя: слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека; иметь достаточный кругозор в области гуманитарного знания; умения сопереживать другому человеку, быть отзывчивым и доброжелательным.

К примеру, можно использовать высказывания писателей и поэтов и интерпретировать их (в совместной работе с учащимися): «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». (А.С. Пушкин, отрывки из писем, мысли и замечания, 1827 г.).

Задание – алгоритм: 1)прочитать высказывание, соблюдая интонацию; 2)определить его основную мысль; поразмышлять, о каком качестве речи сказано; 3) соотнести свое мнение с мнением автора.

Возможны и другие формы работы: работа в микрогруппах (по анализу микротекстов), составление кластера «Коммуникативные качества речи», решение познавательных задач (игровые задания в том числе) [3].

Таким образом, для выявления и обоснования ценностей профессии учителя русского языка необходимо учитывать современные требования к профессиональной деятельности типа «Человек-человек», развивать умение работать в условиях высокого уровня информатизации, не забывая о коммуникативных качествах педагога, обучающихся, родителей и всех, кто заинтересован в воспитании подрастающего поколения.

Список литературы:

1.Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова ; под ред. В.А. Слстениена. – М.: Издательский цент «Академия», 2007. – 336 с.

2. Климов Е.С. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведенй / Е.А. Климов. – 2-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия, 2005. – 304 с.

3.Левушкина О. Н. Коммуникативные качества речи (VII класс). // Рус. язык в школе 2016 г. - № 10. – С.21- 25.

4. Попова В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2019. –Вып. 63, Ч.3. – С. 114-116.

5.Попова В.И. Пути и средства развития коммуникативно-ролевого опыта студента педвуза // Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань»: материалы научно-практической конференции. – Севастополь: ФГАОУ ВО «СевГУ», 2019. – С.131-136с.

6.Щуркова Н. Е. Речь педагога. – М.: Издательство ИТРК, 2019. – 114 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.