|
|||
Ценности и смыслы деятельности учителя русского языка
Зражевская И.А. Проткова А. А. ФГБОУ ВО «ОГПУ» г. Оренбург Попова В.И., д.п.н., профессор
Ценности и смыслы деятельности учителя русского языка Деятельность современного педагога (учителя русского языка в том числе) связана со многими требованиями, которые предъявляет к нему государство, общество, родители и социальные службы, которые заинтересованы в том, чтобы подрастающее поколение соответствовало нормам морали и нравственности. Учитывая это, мы обратились к исследованиям Климова Е.А., Колесниковой И.А., Поповой В.И., Щурковой Н. Е. Сначала потребовалось выяснить, каковы особенности самоопределения человека и характеристики типов профессионалов. Особое внимание уделено представителям профессии типа «Человек-человек». Обнаружено, что, прежде всего, необходимо обратить внимание не только на окружающий мир, но и особенно важно познать окружающих нас людей, группы (разновозрастные в том числе), сообщества, организации (то есть их сложные взаимоотношения). Какие же еще типичные характеристики и особенности могут и должны интересовать педагога (то есть, с какими он может столкнуться в своей работе)? Это духовные потребности населения (в сфере досуга в том числе); настроение и душевное состояние (другого, даже стороннего человека); особенности поведения (то есть осмысливать разные социальные роли); соблюдение правил поведения (особенно подростков как проблемного возраста обучающихся). Особую значимость приобретают ценностные основания профессии педагога, которые связаны с осмыслением таких понятий, как «народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов». Отношение к базовым ценностям «жизнь», «человек», «природа», «общество», по мнению Н.Е.Щурковой, характеризует не только содержание воспитательного процесса, но и жизнь любого человека. Приобщение школьников к освоению культурных ценностей – первостепенная задача учителя русского языка, который владеет словом, чему, на наш взгляд, он должен научить и школьников (привлечь внимание к лингвистическим нормативам употребления слов, словосочетаний, предложений). Кроме того, важна ценностно-смысловая коммуникация, которая обеспечивает взаимопонимание участников коммуникации [4]. Отсюда и возникает проблема способности учителя: слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека; иметь достаточный кругозор в области гуманитарного знания; умения сопереживать другому человеку, быть отзывчивым и доброжелательным. К примеру, можно использовать высказывания писателей и поэтов и интерпретировать их (в совместной работе с учащимися): «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». (А.С. Пушкин, отрывки из писем, мысли и замечания, 1827 г.). Задание – алгоритм: 1)прочитать высказывание, соблюдая интонацию; 2)определить его основную мысль; поразмышлять, о каком качестве речи сказано; 3) соотнести свое мнение с мнением автора. Возможны и другие формы работы: работа в микрогруппах (по анализу микротекстов), составление кластера «Коммуникативные качества речи», решение познавательных задач (игровые задания в том числе) [3]. Таким образом, для выявления и обоснования ценностей профессии учителя русского языка необходимо учитывать современные требования к профессиональной деятельности типа «Человек-человек», развивать умение работать в условиях высокого уровня информатизации, не забывая о коммуникативных качествах педагога, обучающихся, родителей и всех, кто заинтересован в воспитании подрастающего поколения. Список литературы: 1.Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова ; под ред. В.А. Слстениена. – М.: Издательский цент «Академия», 2007. – 336 с. 2. Климов Е.С. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведенй / Е.А. Климов. – 2-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия, 2005. – 304 с. 3.Левушкина О. Н. Коммуникативные качества речи (VII класс). // Рус. язык в школе 2016 г. - № 10. – С.21- 25. 4. Попова В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2019. –Вып. 63, Ч.3. – С. 114-116. 5.Попова В.И. Пути и средства развития коммуникативно-ролевого опыта студента педвуза // Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань»: материалы научно-практической конференции. – Севастополь: ФГАОУ ВО «СевГУ», 2019. – С.131-136с. 6.Щуркова Н. Е. Речь педагога. – М.: Издательство ИТРК, 2019. – 114 с.
|
|||
|