|
|||
Тема: «Детство, опалённое войной» в изображении современных писателей о Великой Отечественной войне
03.06. 2020 г. ЗБ-РНО-41. Дисциплина «История русской детской литературы». Практическое занятие. Преподаватель: д.п.н., профессор Беньковская Т.Е. Тема: «Детство, опалённое войной» в изображении современных писателей о Великой Отечественной войне Задание 1. Произведения, которые вы читали и анализировали, были написаны писателями, которые уже были взрослыми людьми, когда началась война. В 1960-1980-е годы публикуются рассказы и повести писателей, чье детство было опалено войной. Им важно рассказать «свою» правду о войне. Тем пронзительнее и искреннее звучит эта тема. Вот наиболее значительные произведения писателей-детей войны: А. Алексин «В тылу как в тылу» (трилогия), «Третий в пятом ряду», «Сигнальщики и горнисты»; А. Лиханов «Последние холода», «Детская библиотека»; А. Приставкин «Ночевала тучка золотая», «Кукушата, или жалобная песнь для успокоения сердца». Прочитайте одну из этих повестей. Какие акценты в решении темы расставляют писатели? Что особенно их тревожит, волнует, что стремятся они донести современным юным читателям о войне, которую пережили сами, будучи детьми? Обратите внимание, от какого лица ведется повествование, каким предстает ребенок войны, какие проблемы особенно волнуют автора, какова его концепция в решении проблемы «война и дети». 2. Прочитайте в предложенных вам материалах пособия-навигатора по современной литературе для детей (см. файл-приложение) Н. Кутейниковой главы, посвященные осмыслению и анализу темы «война и дети» в произведениях российских писателей. Подумайте над следующими вопросами: - На какие черты, подходы современных писателей к решению данной темы обращает внимание исследователь? - Каким предстает юный герой в условиях военного времени? - Как решается проблема трагического в произведениях для детей последних десятилетий? - Как развивается сюжет в современных произведениях о Великой Отечественной войне для детей? Где происходят события? - Чем отличаются произведения на тему «война и дети», написанные в последние годы от произведений периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия? 3. В пособии Н. Кутейниковой представлена таблица, включающая рекомендательный список произведений о детях войны для детей и подростков. Какие, на ваш взгляд, произведения из указанных можно рекомендовать для чтения учащимся начальных классов? Комментарии по выполнению задания Каждому из вас нужно кратко написать, в чем вам видится общее и отличительное в изображении детей войны в произведениях, созданных непосредственно в военные годы, и в произведениях, написанных спустя много лет, как закончилась война. Подтвердите ссылками на конкретные примеры для аргументации своих наблюдений и выводов.
|
|||
|