Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Развитие детской литературы в первой половине XX века.



 

03.06.2020. ЗБ –РНО-41. 2,3 пара.

Дисциплина «История русской детской литературы»

Преподаватель: д.п.н., проф. Т.Е. Беньковская

 

Тема: Развитие детской литературы в первой половине XX века.

Тенденции. Темы. Проблемы. Герои.

Лекция

Основные тезисы

1. Смена социального уклада. Требуется новый герой, деятельный, активный борец за народное счастье, за социализм. Этой задаче уже не отвечает созданная до октября 1917 года детская литература, которую следует подвергнуть ревизии, «освободить от яда, грязи и мусора» (газета «Правда», 1918 г. Статья «Забытое оружие»)  и создать новую литературу, отвечающую новым задачам:

- связь литературы с жизнью; основное содержание детской книги – современная жизнь во всем её многообразии;

- юный герой находится в гуще происходящих событий, участником которых он является;

- детская литература не должна быть изолирована от взрослой, она должна ставить и решать те же темы, проблемы.

2. Впервые в детскую литературу врываются социальные темы и проблемы:

- революции и гражданской войны и активного участия детей в этих событиях (П. Бляхин «Красные дьяволята», Д. Фурманов «Красный партизан», А. Гайдар «Р.В.С.», «Школа», А. Неверов «Ташкент-город хлебный» и др.);

- проблема беспризорничества и заботы государства о судьбах детей, оставшихся без родителей ( Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД», Л. Пантелеев «Лёнька Пантелеев» и др.);

- тема счастливого детства, преемственности поколений, передачи эстафеты идеалов и убеждений (А. Гайдар «Тимур и его команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Горячий камень», «Военная тайна» и др.);

- тема школьной жизни, социалистического строительства (А. Гайдар «Дальние страны», «Пусть светит» и др.);

3. Жанровое разнообразие детской литературы:

- развитие жанра литературной сказки (Ю. Олеша «Три толстяка», Е. Пермяк «Сказка о стране Терра-Ферро», В. Катаев «Дудочка и Кувшинчик», «Цветик-семицветик», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Л. Лагин «Старик Хоттабыч», Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». К. Паустовский «Теплый хлеб», «Стальное колечко» С. Маршак «Теремок», «Двенадцать месяцев», А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказки К.И. Чуковского и др).;

- жанр юмористического рассказа и повести, роль юмора в детской литературе (М. Зощенко «Рассказы о Миньке и Лёле», Н. Носов «Мишкина каша», «Огородники», «Затейники», «Телефон», «Тук-тук-тук», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», В. Драгунский «Денискины рассказы», В. Голявкин «Наши с Вовкой разговоры» и др.)

4. Тема Великой Отечественной войны, проблемы: война и дети, несовместимость войны и детства, детский подвиг на войне и в тылу, ответственность взрослых, государства за судьбы детей войны, проблема трагического в детской литературе  (В. Катаев «Сын полка», А. Платонов «Маленький солдат», М. Зощенко «Бедный Федя», Л. Пантелеев «На ялике», Л. Кассиль «Улица младшего сына» и др.).

5. Состояние и развитие поэзии для детей (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, С. Михалков, Е. Благинина. В. Серова. Э. Мошковская, Я. Аким и др.)

 

Литература:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2008.

2. Русская литература для детей / под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 2000.

3. Беньковская Т.Е. Детская литература – Оренбург, 2009.

4. Ковакина Л.А. Литература для детей: конспект лекций. – М., 2010.

5. Минералова И.Г. Детская литература. – М.: Владос, 2002.

6. Гриценко З.А. Детская литература: методика приобщения детей к чтению. – М.: Академия, 2004.

 

  

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.