Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





o История создания



o История создания

· Роман-эпопея был написан во время пребывания автора в станице Вешенской. Начав работу в 1925 году, автор приостановил её, осознав, что необходимо начать с предыстории жизни кубанской станицы, а не с военных событий. Он планировал охватить в художественном повествовании исторический период с 1917 года по 1922. Однако переработав замысел, Шолохов решил изменить обозначенный период: действие в романе начинаются с 1912 года.

· Ещё не оконченный роман стал издаваться благодаря протекции А. Серафимовича уже в 1928 году отдельными частями. Книга имела огромный успех, она сразу же принесла популярность автору. Однако печатать полную версию романа издательства не спешили, было много спорных вопросов в плане цензуры и освещения автором действительности. Благодаря ходатайству Максима Горького перед И. В. Сталиным роман издали в 1935 году целиком. Резонанс в литературной среде был настолько грандиозен, что у некоторых писателей возникли сомнения в том, что Шолохов мог сам за такой небольшой срок написать столь талантливое сложное произведение весьма масштабного объёма.

· Всё дело в том, что писатель был слишком молод (25 лет), не имел богатого жизненного и литературного опыта. Многие, не будучи знакомы с биографией автора, засомневались в его творческих способностях. Молодой, но очень талантливый, целеустремлённый и крайне работоспособный автор знал суть жизни и истории донского казачества до самых мелочей. Была назначена комиссия, которая проводила расследование по факту авторства книги (оно включало анализ образов “Тихого Дон”, а также анализ произведения в целом), в итоге завистливые писатели и критики получили официальное подтверждение того, что Шолохов – настоящий автор произведения.

· В 1928 году Шолохов находится на пике своей популярности, его приглашают на литературные вечера, встречи и выступления по всей России, где он делится литературными планами и читает новые главы “Тихого Дона”. Позже, когда меняются многие редакторы издательств и руководство литературных ведомств, у М. Шолохова возникают проблемы с публикацией 3 тома романа. Только после встречи автора со Сталиным на даче М. Горького, вождь вынес окончательный приговор: отдать в печать, несмотря на противоречивый образ главного героя, идея романа служит правому делу. В 1958 году М. Шолохов получает Нобелевскую премию за своё бессмертное детище.

· Тема

· Смысл романа можно сформулировать следующим образом: в переломные годы для России меняется не только политическая ситуация и жизнь людей, меняются взгляды и принципы людей, война ломает судьбы и создаёт новый уклад. Тема и идея произведения – показать жизнь донского казачества в сложные для родины времена, дух и законы, уклад и философию их жизни, вечные ценности этого свободного народа. Эта тема настолько разнообразна и масштабна, что охватить все её аспекты крайне сложно.

· Анализ 1 тома позволяет раскрыть все ключевые образы и идейную направленность произведения. Извечные проблемы взаимоотношений, уважения к старшим, любви к женщине, родине, земле и труду отражены в романе Шолохова.

· Проблематика книги подчинена идее романа – жизненный уклад казачества в связи с историческими событиями – это то, что является сюжетообразующим и смысловым центром романа.

· Чтобы обозначить смысл названия романа (изначально автор хотел назвать его “Донщина”), нужно увидеть скрытую антитезу в смысловом плане произведения и образе тихой спокойной реки. Она была и будет, её течение спокойно и неспешно, а жизнь людей (которая тесно связана с матушкой-рекой) бурная, стремительная и неспокойная. У тихого Дона стремительно меняются поколения, идёт братоубийственная война, меняются устои и традиции. Философская суть книги: жизнь человека и течение реки очень похожи, но люди уходят, а стихия остаётся. 

· Композиция

· Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.

· Жанр

· Роман-эпопея Шолохова получил такое жанровое определение именно за охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя. Таким образом, в книге Шолохова жанровое своеобразие обусловлено широким размахом, раскрывающим судьбы народов и общечеловеческие проблемы.

· Сочинение «Образ простого русского солдата» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» )

· Без сомнения, творчество М.Шолохова известно во всем мире. Его роль в мировой литературе огромна, ибо этот человек в своих произведениях поднимал самые проблемные вопросы окружающей действительности. На мой взгляд, особенностью творчества Шолохова является его объективность и умение передать события во всей их сложности. Во время Великой Отечественной войны автор стремился передать реалии того, очень сложного, времени и показать истинного человека, человека-патриота, свою любимую Родину.

· Рассказ «Судьба человека» является примером этих идей писателя. Надо отметить, что в основе произведения лежит подлинная история жизни человека из народа. Весной 1946 года Шолохов встретил человека, чей рассказ-исповедь и лег в основу «Судьбы человека». Но только лишь в 1956 году это произведение было закончено.

· Главным героем рассказа-эпопеи Шолохова является Андрей Соколов, который сам рассказывает о своей жизни. Судьба его полна страшных испытаний, которые способен выдержать не каждый человек. До войны Андрей жил так же, как и многие другие: «Изучил автодело, сел за баранку на грузовой». Затем женился, были у него дети: две дочки и сын. Главное – герой работал не покладая рук «и день и ночь», «зарабатывал хорошо, … жили… не хуже людей».

· Но война разрушила все его мечты и желания. С болью в сердце вспоминает Соколов момент прощания с женой. Она прижалась, «как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может». Оттолкнул ее тогда герой, и теперь простить себя не может за тот поступок, ибо это была последняя их встреча…

· Уже в самом начале войны Андрей Соколов был дважды ранен, контужен и попал в плен. Но стойкость характера и душевную силу проявил он и здесь. Главный герой убивает предателя, который был готов выдать взводного командира, пытался бежать из плена, хотя и неудачно.

· Особое место занимает своеобразный поединок Соколова с Мюллером. Он выпил три стакана водки, ничем не закусывая. Герою захотелось «им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давится ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

· Своей стойкостью обычный русский солдат поразил Мюллера. Получив буханку хлеба и кусок сала, Андрей Соколов поровну поделил ее между пленными «без обиды».

· Выбравшись из плена, герой узнает о гибели жены и дочерей. Даже смерть близких не ожесточила его. Война отняла у Соколова все, только чувства собственного достоинства не смогла лишить.

· В послевоенные годы Андрей Соколов ведет борьбу с самим собой. Временами многие вопросы заставляют его приходить в отчаяние: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь, за что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке».

· Но Соколов все же нашел в себе силы стать счастливым несмотря ни на что и подарить это счастье другому человеку. Герой усыновляет мальчика Ванюшу, который остался после войны сиротой: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

· Таким образом, Андрей Соколов наполняет свою жизнь смыслом. Теперь она не пуста, а полна стремления «поставить на ноги» маленького мальчика и научить его настоящему, тому, что делает человека человеком. «И хотелось бы думать, - пишет А.М.Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

· На мой взгляд, следует говорить об исключительности и типичности главного героя рассказа «Судьба человека» Андрея Соколова. Этот человек - носитель самых лучших качеств: любви, душевной силы, доброты, несгибаемости и стремления к жизни, несмотря ни на что. Но при этом, без сомнения, Андрей Соколов является собирательным образом. Тысячи русских людей поступали так же, как он.


·

·
 

· Пятовский Янис. 16-тм                                                                                                                                                      



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.