Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тараканова Е.М.. Иоганнес Брамс (1833-1897)



Тараканова Е.М.

Иоганнес Брамс (1833-1897)

Брамс - выдающийся немецкий композитор, пианист, дирижер, представитель музыкального романтизма.

Родился в Гамбурге. Отец происходил из крестьян, был городским музыкантом (валторнистом, затем контрабасистом), отец был первым учителем. Семья жила бедно. С 13 лет Брамс выступал тапером на танцевальных вечерах, давал уроки. Много сочинял (ранние сочинения уничтожил).

В 20-летнем возрасте совершил концертную поездку вместе с венгерским скрипачом Э. Ременьи. Познакомился с Листом, скрипачом Иоахимом, Робертом и Кларой Шуман. Шуман под впечатлением от таланта Брамса написал свою последнюю критическую статью, прервав 10-летнее молчание. Статья в «Новой музыкальной газете» называлась «Новые пути». В ней Шуман замечал, что появилось много новых молодых интересных композиторов, и чувствовалось, что должен появиться кто-то один, кто сможет выразить устремления целого музыкального поколения. «Имя ему Иоганнес Брамс». Во время болезни Шумана Брамс был около Клары, поддерживал ее, присматривал за детьми, когда она концертировала. Но после смерти Шумана они расстались. Клара Шуман играла в своих концертах произведения Шумана и произведения Брамса. Глубокая личная драма связывает эти имена. У Брамса никогда не было семьи.

В 1862 он переехал в Вену, выступал как пианист, затем хоровой дирижер в Певческой капелле и Обществе друзей музыки. В середине 1870-х много путешествовал, выступал как пианист и дирижер.

В творчестве Брамса классическая традиция соединяется с романтическим содержанием. Наследие его обширно (нет оперы). В симфониях развивает принципы симфонизма Бетховена и Шуберта. Инструментальные концерты - своего рода симфонии с солирующим инструментом.

 

Сочинения: для хора с оркестром - Немецкий реквием (1868), «Песнь судьбы», Триумфальная песнь (1871), кантата «Ринальдо» (1868), Рапсодия (1869), «Песнь парок» (1882); для оркестра - 4 симфонии (1876-1885), 2 серенады, Вариации на тему Гайдна (1873), Академическая и Трагическая увертюры (1881), 2 фп. концерта, Скрипичный концерт, двойной концерт для скрипки и виолончели, камерные инструментальные ансамбли, для фп. - фп. сонаты, вариации на тему Шумана, баллады, фантазии, рапсодии, интермеццо, каприччио, для фп. в 4 руки - 4 тетради венгерских танцев, Песни любви - вальсы, Новые песни любви - вальсы, 11 хоральных прелюдий для органа, ок. 60 смешанных хоров, вокальные ансамбли с фп., 4 строгих напева (1896), св. 100 обработок нар. песен.

 

Среди произведений Брамса особое место занимают 2 последние симфонии № 3 (F-dur, 1883) и № 4 (e-moll, 1885) - лирико-драматическая и лирико-трагическая. Широкую известность получила 3 часть симфонии №3 Poco allegretto (c-moll).Эта музыка - концентрация стиля Брамса, выражение господствующих настроений его творчества (пронзительная печаль, окрашенная мерцанием мажоро-минора).

Симфония № 4 основана на бетховенской модели - с «центром тяжести» в финале цикла. 1 часть (Allegro non troppo) - элегическая, с чертами балладности. Выделяются мягкие ходы на терции и сексты, характерны смены настроений. Появляется энергичная тема-призыв - она звучит около 10 раз на протяжении части.

2 часть - медленная (Andante moderato) с чертами фригийского лада вначале. В эту часть также вторгается преобразованная тема-призыв. Кода - 8-голосный «хор» струнных divisi.

3 часть - скерцо - шумное карнавальное веселье.

4 часть - Allegro energico e passionato. Тему (8 тактов) провозглашает хорал деревянных духовых. Форма части - 32 вариации (символическое число говорит о связи с Бахом, эпохой барокко, но и с Бетховеном). Использован старинный жанр пассакалии. Тема в основном находится в басу (старинные вариации на basso ostinato). Грани между вариациям стерты. 1-10 вариации - экспозиция трагедии, 11-15 лирический центр (монолог флейты - 12), переход от драмы к идиллии отмечен появлением одноименного мажора (E-dur - 13-15). 16-я вариация - начало расширенной репризы и разработки, трагическая развязка.

 

Литература:

1. Друскин, М.С. История зарубежной музыки. Вып. 4. М., 1983.

2. Зарубежная музыкальная литература. Вып. 4. М., 2019.

3. Царева, Е.М. Брамс. М., 1986.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.