Виды писем
Навыки ведения деловой переписки
|
Пиши такие письма, которые ты хотел бы получать.
[Античный афоризм]
Условно разделим правила деловой переписки на правила этики и правила коммуникаций и обмена информацией.
Правила коммуникации управляются правилами обмена информацией в рамках бизнес-процессов и проектов. Правила же этики формируют стиль внутренних отношений сотрудников компании и неизбежно влияют на формирование вашего образа у собеседников.
Чтобы не «потерять лицо», ведя деловую переписку, необходимо соблюдать «золотые правила» этики деловой переписки:
1. 1. Письмо всегда начинаем с обращения.
| 2. Тема письма должна быть обязательно.
| 3. Перед отправлением необходимо проверить орфографические, пунктуационные, речевые ошибки.
| 4. Письмо должно быть структурировано. (Воде НЕТ!)
| 5. 5. В письме должны быть корректные формулировки.
| 6. Если отправляем в письме вложения, то обязательно пишем, что есть прикрепленные файлы (такой ход поможет избежать ситуаций, когда вы отправляете письмо, а файл не прикрепляется; получатель, прочитав письмо и не обнаружив вложенный документ, может оперативно отреагировать и написать вам, что прикрепленные документы, которые вы обозначили в письме, отсутствуют).
| 7. Никогда не удаляем переписку. Один из самых важных пунктов. Историю сообщений никогда не стоит удалять, так как письмо – это документ. В случае необходимости надо иметь возможность всегда поднять историю переписки.
|
Виды писем
Письмо-коммуникация (письмо-отказ, письмо-претензия, письмо-признание, письмо-оправдание и т.д.)
| Письмо-договоренности
| Все виды писем, которые используем в своей профессиональной деятельности
| Вид письма, который позволяет подвести итоги встречи, в письменном виде сформировать договоренности, обозначить время выполнения и внести ясность: правильно ли обе стороны поняли то, что должны выполнить?
| Тема письма должна содержать конкретное действие, которое вы ожидаете от респондента: «согласовать договор», «предложить вопросы для рассмотрения», «прислать отчет» и т.п.
По теме письма очень легко найти необходимое письмо в ежедневном потоке информации. Ни одно письмо не будет потеряно.
| Если вы отсылаете документы, то в теме должна быть четкая формулировка документов, которые содержатся во вложении письма.
| Шрифт у письма должен быть единый, курсивом можно выделить в тексте ключевые моменты, заголовки, но обязательно надо придерживаться единого стиля оформления.
Всегда следует помнить, что слова, написанные заглавными буквами, воспринимаются как повышение тона. Их стоит избегать.
| Каждую отдельную мысль желательно оформлять в отдельный абзац, чтобы текст воспринимался легче.
Абзацы не должны сливаться друг с другом. Чтобы письмо было более читабельным, отступы должны быть после приветствия, перед каждым абзацем и перед подписью
Чтобы визуально письмо выглядело более привлекательным, лучше ссылки в теле письма оформлять в гиперссылки
| В подписи должны быть указаны все ключевые данные адресата, чтобы в случае необходимости получатель письма мог легко с вами связаться.
С уважением,
Ф.И.О., должность.
Ссылки на сайт и социальные сети
P.S. Если мы хотим теплых отношений с партнером / клиентом, то стоит оформить личную подпись. Любому человеку приятно получить письмо с личностным отношением даже в формальной переписке.
Личная подпись всегда относится к телу письма. Пример: Хорошего дня / Благодарю Вас / Рада была пообщаться сегодня / Спасибо, что уделили время столь важному вопросу / Привет семье и детям и т.д.
|
Упражнение 1.Переформулируйте фразы из деловой переписки в корректные
1. Елена, мне нужны сканы договора на покупку снега зимой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Доброго времени суток, анон!
_____________________________________________________________________________
3.Глубокоуважаемый, А. М.
_____________________________________________________________________________
4.Утро! Ок. Пжлст, вышли отчёт до обеда, планёрка в 12.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Юлия, как говорится, на чужой роток не накинешь платок, поэтому пускай болтают, перемелется — мука будет.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Мария! Благодарю за оперативный ответ!!! Прошу внести в отчёт новые данные: в апреле 2018 года мы истратили на скрепки 3 миллиона рублей. И ещё 1 миллион на бумагу!
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Касаемо ситуации с отделом учёта и отчётности, нашими сотрудниками приняты все меры по обеспечению подразделения работающими устройствами для печати путём замены картриджей в принтерах.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Тема: важное письмо от Анны!
_____________________________________________________________________________
Упражнение 2.Напишите письмо-запрос. Вы хотели бы приобрести компьютер, поинтересуйтесь, какие модели есть в наличии и попросите выслать прайс-лист. А также уточните, есть ли доставка и каков срок гарантии.
|