|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальные. внутренние). системы цен. Системы. внешнеторговых. Система цен в международном. совместном бизнесе. Системы цен на международных региональных. рынках. Система мировых цен
10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 10. 1. Основные понятия
Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить. Цена конкретного количества товара составляет его стоимость, цена – денежная стоимость товара. При обмене товара на другое количество другого товара используется товарная цена. Ценообразование–это процесс формирования цен на товары или услуги. Основные задачи ценообразования: 1) покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли достаточной для нормального функционирования производителя (посредника); 2) учет взаимозаменяемости товаров при формировании цены; 3) решение социальных вопросов; 4) реализация внешнеполитических вопросов. Различают два вида ценообразования: 1) рыночное, при котором цены устанавливают преимущественно производители; 2) централизованное (государственное), при котором цены устанавливают преимущественно специальные государственные органы и учреждения. В реальной экономике любого государства (региона) всегда используют оба этих вида. Однако в рыночной экономике доминирует первый вид ценообразования, а в планово-распределительной – второй. Рыночная цена формируется под влиянием таких факторов как спрос, предложение, издержки производства, конкуренция, вмешательство государства в процессы ценообразования. В общем случае рыночный спрос на товар определяет его максимальную цену, то есть ту, которую могут установить предприятия, распространяющие товар (продавцы). Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную цену товара, ту, которую могут установить предприятия производители. Существенное влияние на формирование цены оказывает рыночное поведение конкурентов, их политика и стратегии в области ценообразования, потребительские характеристики, предлагаемого ими товара и цены на конкретную продукцию. Важнейшим фактором рыночного ценообразования является также государственное регулирование цен и механизмов ценообразования. В общем случае существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на процессы формирования цены товара. Прямые (административные) способы – это установление определенного порядка ценообразования на определенный товар (товарную группу). Косвенные (экономические) способы – направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда и т.п. В рыночной экономике цена и процессы ее формирования занимают одно из главных мест. Это определяется множеством факторов. Например, цена является значимым параметром конкурентоспособности товара. Ценовая политика, ценовая стратегия предприятия, цена товара являются мощными инструментами конкурентной борьбы. Цена товара определяет такие экономические показатели деятельности предприятия как доход и прибыль и т.д. Однако главным является то, что цена по своей природе способна реализовывать ряд важнейших функций, без которых нормальное существование экономической системы невозможно. Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присущи цене как экономической категории. Принято выделять пять основных функций цены. 1. Учетно-измерительная функция определяет сущность цены как денежного выражения стоимости товара. Цена в данном случае выступает тем инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет любых хозяйственно-экономических процессов, как на отдельном предприятии, так и в целом в экономической системе. Таким образом цена позволяет сопоставить или соизмерить затраты и результаты предпринимательской деятельности любого хозяйствующего субъекта. 2. Стимулирующая функция проявляется в воздействии цены на производство и потребление товаров. Так, цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли, а именно высокий уровень прибыли ведет к росту объемов производства товаров. Соотношение цены и потребительских свойств товара стимулирует изменение объемов потребления. 3. Распределительная (перераспределительная) функция обусловлена тем, что в реальной жизни цена, как правило, не равна стоимости товара. Она либо завышена, либо занижена, как под воздействием совокупности рыночных факторов (объективно), так и осознанно со стороны конкретных субъектов рынка (например, государства). Разность между действующей ценой и объективной стоимостью товара может быть направлена на решение каких-либо проблем. В общем случае перераспределительная функция цены может проявляться в двух формах: – через изъятие части цены товара (в виде различных налогов) в пользу государства с последующим использованием накопленной суммы денег на макроэкономические и социальные нужды (например, содержание армии, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.п.); – через регулирование цен на различные товары с последующей поддержкой одних производителей за счет других (например, фиксация цен на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных предприятий перед началом сельскохозяйственных работ) или потребителей за счет производителей (например, фиксация цен на социально значимые товары). 4. Балансирующая функция проявляется в таком колебании рыночных цен на товары, которое, в конечном счете, приводит к равновесию спроса и предложения. 5. Функция размещения капитала и производства проявляется в переливе капитала (создании новых хозяйствующих субъектов) в те сектора экономики, географические и/или экономические регионы, где наблюдается высокая норма прибыли. Таким образом, целенаправленно (а в отдельных случаях и стихийно) может быть создана рациональная экономическая структура национальной экономики. Современное развитие производства и других видов хозяйственной деятельности привели к необходимости использования большого многообразия цен, учитывающих специфику определенных экономических отношений и условий торговых сделок. Система цен –это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения всех участников рынка. В наиболее общем виде система цен представлена на рисунке 10.1.
Рисунок 10.1. – Общая система цен Национальные (внутренние) цены призваны обслуживать потребности национальной экономики. Они формируются с учетом особенностей отраслевой структуры и внутренней конъюнктуры рынка конкретной страны. Внешнеторговые цены отображают оборот импортируемой в страну и экспортируемой из страны продукции. Цены в международном совместном бизнесе обслуживают товарооборот в пределах деятельности предприятий, созданных с участием иностранного капитала и/или в рамках международных совместных соглашений. Мировые цены призваны обслуживать международный рынок в целом. Они наиболее полно отображают конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рыночного пространства. Цены международных региональных рынков – это форма реализации мировых цен. Они обслуживают международные региональные (базовые, специализированные) рынки. В соответствии с системными принципами изменение уровня и/или структуры одного вида цен (в пределах одной из подсистем) неизбежно влечет за собой изменение и других видов цен. Кроме того, изменение условий формирования цен в одной из подсистем приведет к аналогичным изменениям в других подсистемах. Для любого государства с развитой экономикой центральное место занимает система внутренних цен, многообразие которых дифференцируется по ряду признаков. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики. Они формируются с учетом особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включают следующие виды цен: 1) оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности; 2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств) государству и перерабатывающим предприятиям; 3) цены на продукцию строительства – представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1 кв. м малярных работ и/или жилой площади); 4) тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и с населения; 5) цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; 6) тарифы на услуги – это система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их любым потребителям. Все вышеназванные цены призваны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям. Кроме того, различают экспортные и импортные цены. Экспортные цены – это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Импортные цены – это цены, по которым предприятия закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость). Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования включает следующие виды цен: 1) рыночная цена – это цена, складывающаяся на рынке в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры. Первоначально рыночная цена устанавливается продавцом и может меняться в процессе торгов. Рыночные цены по условиям их формирования могут быть свободными и монопольными (в рамках действующего законодательства); 2) регулируемая цена – это цена, образованная в процессе прямого государственного воздействия. Уровень и пределы изменения цены устанавливаются соответствующими государственными организациями по определенной методике. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные. Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения; товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают следующие виды цен: 1) цена изготовителя – это затраты предприятия-производителя, связанные с производством данного товара, включая его прибыль; 2) цена отпускная – это цена изготовителя плюс налоги (оптовая цена производителя); 3) цена закупки – это отпускная цена производителя плюс стоимость посреднических услуг (оптовая цена посредника); 4) цена розничная – это оптовая цена посредника плюс затраты (включая прибыль) розничного продавца.
, (10.1) , (10.2)
где С – полная себестоимость продукции; П – прибыль; Н – налоги; А – акцизы, если товар подакцизный. Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения. Товар от предприятия-производителя может поступать: 1) непосредственно в торговую сеть; 2) в торговую сеть через посредника (оптовое звено или снабженческо-сбытовую организацию); 3) в торговую сеть через двух посредников (оптовое звено и снабженческо-сбытовую организацию). Торговая надбавка состоит из трех элементов – издержки обращения, прибыль торговой организации и налог на добавленную стоимость (НДС). Начисляется торговая надбавка к свободно-отпускной (оптовой) цене с НДС или к цене закупки с НДС. Структура цены будет следующая:
Рисунок 10.1 ‒ Структура цены Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены. Инвойсная (цена) – фактурная цена, цена по счету-фактуре, то есть указанная в счете-фактуре. Может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочным работам, страхованию, оплате экспортной пошлины, а также различные налоги и сборы. В Инкотермс[1] наименования внешнеторговых терминов и инвойсных цен объединены в четыре группы: Е, F, С, D (см. таблицу 10.1). Дифференциация цен с учетом специфики организации сбыта продукции и характера ценовой информации. Различают следующие виды цен. 1. Цены прямых контрактов – это согласованная цена продавца и покупателя в процессе свершения фактической сделки. Таблица 10.1 Группы инвойсных цен
Цены прямых контрактов могут иметь следующие модификации: а) твердые цены – неизменные цены на весь срок действия контракта; б) цены с последующей фиксацией – твердые цены на момент заключения контракта, которые пересматриваются в каждый согласованный участниками сделки момент фиксации (например, на 1.01.20.. г.) по установленной методике; в) цены скользящие – твердая цена, которая может меняться по отдельным составляющим ее элементам (например, включенные в цену затраты на сырье и материалы), если они подвержены серьезным изменениям в процессе исполнения контракта. 2. Цены биржевые – формируются в процессе биржевых торгов. 3. Цены аукционов – формируются в процессе аукционных торгов. 4. Цены торгов – так называемые тендерные цены, которые формируются в процессе проведения тендера по условиям, предусмотренным действующим законодательством. 5. Цены справочные – это ориентировочные уровни цен (как правило, цены продавца). Среди них выделяют: а) цены прейскурантов (каталогов, проспектов); б) цены предложений (так называемые прайс-листы); в) ценовые индексы – это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные и свободные. Уровень цен – это обобщающий показатель характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров, отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени, на конкретной территории и на конкретном предприятии. Для анализа уровня цен в практике текущего образования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам, которые показывают их обобщенные характеристики. Простая средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:
Цср. ариф.= , (10.3)
где Цi – цена товара; Оi – объем товара. Однако данная формула применяется редко, поскольку в ней не учитываются различия в составе товара. Для анализа уровня цен наиболее широко применяют среднюю хронологическую, среднюю хронологическую взвешенную, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю гармоническую взвешенную цены. Средняя хронологическая цена рассчитывается по следующей формуле:
Цср.хронолог.= , (10.4)
где Ц1, Ц2, Ц3, …, Цt – цены определенного периода (на начало (или конец) каждого месяца); Т – число месяцев в определенном периоде. Эта формула может применяться в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга (например, моменты регистрации цен фиксированы на начало или конец кадого месяц). Как правило, указанная формула используется в основном при расчете средней цены в целом за год (или полугодие). Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в основном в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:
Ц ср. хронолог. взвешан.= , (10.5)
где Цсрi – средняя цена за конкретный период; Тi – число месяцев в определенном периоде. Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):
Ц ср. ариф. взв.= , (10.6)
где Ц – среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; О – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.). Средняя гармоническая взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, т.е. в ечестве весов применяется стоимостный показатель (можно использовать, например, и число дней торговли). Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:
Ц ср. гарм. взв= , (10.7)
где Ц×О – товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продажи). Важно подчеркнуть, что, помимо изменения номинальных цен, на динамику средних цен значительно влияют неценовые факторы (изменения удельных весов и качества товаров, входящих в данную их группу, ассортимента, географической территории продаж и др.). Следовательно, средняя цена товарной группы отражает не только показатели изменения цен товаров, но и реальное потребление продукции улучшенного качества по более высоким ценам. Для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продаж, ассортимента товаров на изменение средних цен можно использовать постоянные веса и рассчитывать их в базисном и отчетном (текущем) периодах по следующим формулам:
Ц ср.б.= , (10.8) Ц ср. о.= , (10.9)
где Цб и Цо – цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах; Оо – объем проданных товаров в отчетном периоде.
[1] Инкотермс — документ, имеющий статус международного нормативного акта, изданный в форме словаря, содержащего перечень терминов, наиболее широко используемых при заключении договоров внешних поставок, и исчерпывающих определений к ним. Его основная задача — стандартизация и оптимизация условий международных договоров поставки для приведения их в соответствие законам всех стран-участников контракта. В настоящее время действуют правила толкования торговых терминов Инкотермс в редакции 2010 года
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|