Теория к заданию 20 по русскому языку ЕГЭ 2020
Теория к заданию 20 по русскому языку ЕГЭ 2020
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы.
Виды сложных предложений:
1. Союзные
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.
Сложноподчинённые предложения
Ставим запятую
| - между простыми предложениями, входящими в состав сложного
- при использовании составных союзов. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них.
- между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения.
| Не ставим запятую
| - между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так.
- если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не.
- если придаточную часть составляет одно союзное слово.
- перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно.
- перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
|
В бессоюзных сложных предложениях
Запятую ставим
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Двоеточие ставим:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что: Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
- второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
- второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что...”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
- второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире ставим:
- при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
- если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
- при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
- если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.
Выводы:
1. Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
2. Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
3. Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
4. Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
5. Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
6. Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
7. Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
8. Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.
|