|
|||
Налоговая система представляет собой совокупность методов и принципов построения налогов, устанавливаемых законодательной и взимаемых исполнительной властью.Налоговая система представляет собой совокупность методов и принципов построения налогов, устанавливаемых законодательной и взимаемых исполнительной властью.
Виды налогов. 1. По характеру использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги предназначены для общегосударственных мероприятий, поэтому они обезличиваются и поступают в единую кассу государства, например, налоги на прибыль, НДС и др. а) в унитарном государстве — государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и, соответственно, поступающие в государственный бюджет; местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты; б) в федеральном государстве — федеральные (государственные) налоги, которые устанавливаются законодательством страны и являются едиными по всей ее территории, хотя зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней; налоги субъектов федерации (региональные) устанавливаются законодательными органами субъектов федерации в полном и обязательном соответствии с законодательством страны в целом; местные налоги вводятся местными органами власти также в полном и обязательном соответствии с законодательством страны. 3. По объектам обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги являются результатом непосредственной связи между государством и плательщиком налога, например налог на имущество. В случае косвенных налогов прямая связь между государством и плательщиком отсутствует, к ним относятся налоги, включаемые, например, в цену или тариф. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. В данном случае связь между плательщиком налога (потребителем) и государством опосредована через объект обложения. В основу российской налоговой системы положены следующие принципы: - однократность налогообложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период; - универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения; - определенный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот; - четкая классификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которой положена компетенция соответствующей власти; - стабильность ставок налогов в течение достаточно длительного периода и простота исчисления платежа. Перечень принципов, положенных в основу действующей в РФ налоговой системы, может быть дополнен следующими положениями: - обеспечение возможности процесса капитализации части вновь создаваемой стоимости для обеспечения роста объемов производства; - сокращение числа налогов и оптимизация ставок налогообложения; - механизм изъятия налогов должен исключать возможность массовых злоупотреблений, т.е. массового уклонения от их уплаты. По налогам могут устанавливаться следующие виды льгот в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами: - необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта, которая исключается из обложения; - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; - освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц или плательщиков; - понижение налоговых ставок; - целевые налоговые льготы, включая отсрочку взимания налогов; - прочие льготы. Государство не только вводит налоговые льготы, но и применяет определенные санкции к нарушителям налогового законодательства. В настоящее время налогоплательщики несут ответственность: · за сокрытие или занижение дохода (прибыли) - взыскание всей суммы сокрытого дохода (прибыли) и штрафа в размере той же суммы; · за сокрытие или неучет иного, кроме дохода (прибыли), объекта налогообложения - взыскание суммы налога и штрафа в размере той же суммы; · за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка — штраф в размере 10 % доначисленной в результате проверки суммы; · за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты суммы налога — штраф в размере 10% сумм налога, причитающихся к уплате; · за задержку уплаты налогов — взыскание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа. Ниже перечислены налоги, действующие на территории Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ: 1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы на отдельные группы и виды товаров. 3. Налог на доходы от капитала. 4. Налог на операции с ценными бумагами. 5. Таможенная пошлина. 6. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 7. Платежи за пользование природными ресурсами. 8. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. 9. Налог на прибыль предприятий. 10. Подоходный налог с физических лиц. 11. Государственная пошлина. 12. Экологический налог. 13. Водный налог. 14. Налог на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. 15. Единый социальный налог (взнос). РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ (СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ): 1. Налог на имущество предприятий. 2. Налог на недвижимость. 3. Транспортный налог. 4. Дорожный налог, 5. Налог на игорный бизнес.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ: 1. Налог на имущество физических лиц. 2. Земельный налог. 3. Налог на рекламу. 4. Налог на наследование или дарение. 5. Местные лицензионные сборы. Финансовые результаты деятельности предприятия непосредственно зависят как от действующей системы налогообложения юридических и физических лиц, так и от умения предприятия осуществлять грамотно налоговое планирование.
|
|||
|