Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





o законодательная инициатива;



 

Тема 5. Законодатели и законодательный процесс

1. Понятие и значение законодательного процесса в РФ

Понятие: Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Значение: Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного правового государства обеспечивает наиболее характерное направление деятельности одной из ветвей власти российского государства – законодательной власти.

Цель законодательного процесса – создание управомоченными субъектами совместного продукта сопряженной интеллектуальной деятельности – закона.

Законодательному процессу характерны следующие признаки: состоит из структурных компонентов организационно - процессуальной деятельности, последовательность и обязательность которых установлены законами и нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы – закона.

Законодательный процесс это обязательный признак правового государства. В теории и на практике возникают определенные сложности в понимании законодательного процесса. В первую очередь это связано с отсутствием единого подхода в отечественной правовой науке к понятию законодательного процесса, это позволяет сделать вывод о многогранности и сложности данного процесса.


2. Принципы законодательного процесса

Опираюсь на мнение авторитетных ученых, как В. К. Бабаев, А. Б. Венгеров, А. В. Малько, Н. И. Матузов, а также А. С. Пиголкин, которые выделяют следующие принципы:

ü Научность. Данный принцип выражается в том, что, что в процессе подготовки нормативно-правовых актов должны анализироваться и изучаться социально-экономическая, политическая и иная конъектура, а также объективные условия и потребности развития общества. Примером такого оперативного обоснованного реагирования может быть принятое в этом году Постановление правительства Алтайского края от 27 марта 2018 года № 103 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края» в связи паводком. Иными словами, анализируя социальную, климатическую и природную обстановку в регионе, законодатель субъекта принимает нормативно-правовой акт, который поможет предотвратить и минимизировать последствия от негативного явления – паводка;

ü  Профессионализм. Также чрезвычайно важный принцип законодательного процесса, который заключается в том, что правотворчеством должны заниматься компетентные люди, обладающие специальным уровнем познания и образованием: управленцы, юристы, экономисты и др. В правотворчестве нужно использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, социологов, экономистов, философов, психологов, т. е. и других ученых различных специальностей;

ü Законность. Принцип законности означает, что законодательный процесс должен осуществляться строго в тех пределах, которые установлены Конституцией Российской Федерации, а также другими законами и подзаконными актами. Кроме того, принимаемые правовые акты не должны противоречить ратифицированным международно-правовым актам в области прав и свобод человека и гражданина;

ü Федерализм. По мнению Фатеева А.Н., принцип федерализма это основная мера для установления уровня авторитета федерального законодательного процесса на организацию данного процесса в субъектах РФ. Механизм реализации принципа федерализма в законодательном процессе должен формироваться и осуществляться при взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий;

ü Демократизм. Данный принцип направлен на отражение степени участия граждан в законодательном процессе, а также уровень развития процедурных норм и институтов в обществе;

ü Гласность. Данный принцип тесно связан с предыдущим и заключается в открытости законодательного процесса для широкой общественности.


3. Стадии законодательного процесса

Процесс принятия и вступления в силу законов в России проходит следующие стадии:

 

o законодательная инициатива;

Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.