Реформа
| Начало
Окончание
| Содержание реформы
| Итоги +
| Итоги –
| Особенности
|
Административная
| 1699 – 1722 гг.
| Упразднение Боярской Думы (1704 г.).
Учреждение Сената с законодательными и контрольно-финансовыми функциями (1711 г.).
Замена старых управленческих органов-приказов на новые коллегии (1718 – 1721 гг.).
Реформа местного самоуправления – образование губерний (1708 – 1710 гг.).
Создание карательных государственных органов тотального контроля за функционированием общества – фискалов и прокуратуры (1714 г., 1720 г.).
Изменение системы престолонаследия. Монарх сам назначает себе преемника (1722 г.).
Провозглашение России Империей.
| Принятие Табели о рангах (свод законов о порядке государственной службы).
Система государственного управления стала более регламентированной, коллегии имели чётко очерченную область деятельности.
Были созданы контролирующие органы.
| Эта реформа не оправдала ожиданий. Непонятное положение со столицей (Петербург ею еще не стал, Москва перестала уже быть ею). Северная война затягивалась, денег не хватало.
Историк Уланов В.Я. писал: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим … не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнётом, мало чем уступавшим войне…»
| Сложилась единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.
Значительно выросло число чиновников.
|
Судебная
| 1697 г.
1719 г.
1722 г.
| Петром I были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегии, гофгерихты, нижние суды. Был отменён суд целовальников, утрачен принцип неприкосновенности неосуждённой личности.
Суды отделили от администрации.
Судебные функции исполняли все коллегии, кроме Иностранной.
Прежнее судопроизводство было запрещено под страхом каторги.
| Реформа централизовала и усилила судебную систему России.
| Отмена суда целовальников, который мог обеспечить какое-то подобие справедливого и независимого суда.
Судебная реформа не была удачной. В ней не было последовательности, она была противоречивой.
Большим шагом назад было увеличение значимости розыска.
Частые злоупотребления судьями из-за рассмотрений дел в единой розыскной системе.
| Полная замена суда розыском.
Путался порядок прохождения дел по инстанциям. Некоторые категории дел решались иными учреждениями соответствии с их компетенцией.
Идея отделения суда от администрации была заимствована с Запада и не соответствовала российским условиям начала 18 века.
|
Финансовая
| Почти всё царствование Петра I.
| Введение новых налогов, в том числе косвенных; монополизация продажи дёгтя, алкоголя, соли, мела, рыбьего жира, сала, дубовых гробов.
Переход к подушной подати.
Уменьшение веса монеты.
Копейка становится основной монетой.
| Доходы казны увеличились в несколько раз.
Создание единой национальной денежной системы.
| Увеличение доходов казны было достигнуто за счёт обнищания основной массы населения; большая часть этих доходов разворовывалась.
Инфляция в стране.
| Финансовая реформа была вызвана нехваткой средств в государственном бюджете, который находился в критическом состоянии.
Доход в казну увеличился за счёт изменения таможенной пошлины в результате проведения протекционистской политики.
|
Военная
| С 1699 г.
| Введение рекрутской повинности; создание военно-морского флота; учреждение военной коллегии, ведавшей всеми военными делами; введение воинских званий, единых для всей России; создание военно-промышленных предприятий и военных учебных заведений; введение армейской дисциплины и воинских уставов.
| Пётр I создал грозную регулярную армию (212 тыс. чел. В 1725 г.) и сильный военно-морской флот.
Было одержано множество воинских побед.
Эти реформы создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.
Появление талантливых полководцев ( А. Д. Меньшиков, Б. П. Шереметьев, Ф. М. Апраксин).
| Рост военных расходов и покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств за счёт простого народа.
Рекрутские наборы легли прежде всего на русскую деревню, так как срок службы не был определён, человек, отправленный в армию не надеялся на возвращение к обычной жизни.
| Экипировка на западный манер.
После открытия соответствующих военных школ потребность нанимать иностранцев отпала.
Создание военных школ (артиллерийская, навигационная, инженерная, медицинская, …) позволило обеспечить армию и флот квалифицированными офицерами.
|
Экономическая
| 1714 —1724 гг.
| Создание мануфактурной промышленности (17 век – около 30 мануфактур, первая четверть 18 века – 200 мануфактур).
Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда.
Осуществление в экономической сфере политики меркантилизма и протекционизма.
Активное вмешательство государства в торговую деятельность русского купечества.
Введение государственной монополии на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лён, железо …)
Принудительное переселение купцов в новую столицу – Санкт-Петербург.
Большие подати в пользу государства.
| Была создана промышленность, способная полностью обеспечить все важнейшие военные и государственные нужды страны, ни в чём не зависящая от иностранного экспорта.
Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю, способствовало росту внешней и внутренней торговли.
Строятся каналы и дороги.
| Владельцы заводов стали усиленно распространять крепостнические порядки на мануфактуры.
Закон не определял размера крестьянских повинностей, её устанавливал сам помещик.
| Принятие таможенного тарифа. (Пётр стремился оградить молодую отечественную промышленность от конкуренции западноевропейской промышленности).
Экономические преобразования диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. С началом Северной войны Россия лишилась поставок шведского железа и государство было вынуждено спешно развивать свои отрасли промышленности.
В конце войны Пётр I приступил к частичному поощрению предпринимательства.
|
Социальная
|
1724 гг.
| Произошли изменения в положении социальных групп и в социально-сословной структуре российского общества.
Завершение процесса формирования дворянского сословия.
Новые иерархические деления внутри дворянского сословия на основании Табели о рангах.
Ведение обязательной службы для дворян.
Учреждение майората, то есть запрета на дробление поместий при наследовании. Указ 1714 г. о единонаследии. Окончательное правовое слияние вотчин и поместий.
| Сложилась новая структура общества, в которой чётко прослеживается сословный принцип, регулируемы государственным законодательством
| Недовольство дворян в связи с введение для них обязательной службы.
В 1724 г. Пётр издал указ, запрещающий крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения.
| Было положено начало паспортной системе.
Реформа была нацелена на сбор средств.
|
Культурная
| 1700 —1724 гг.
| Открылся первый публичный театр, первая газета «Ведомости», музей (Кунсткамера), Академия наук.
Новое летоисчисление.
Стали строиться светские образовательные учреждения.
Создание новых типографий.
Новая форма общения между людьми.
Изменение внешнего облика подданных.
Запрет выдавать женщину замуж без её воли.
Вводится западное платье для дворян, бритьё бород, курение, ассамблеи.
| Культура страны в высших слоях общества была европезированна, что способствовало дипломатическим связям между Россией и Западом.
Россия постепенно зарабатывала авторитет среди стран Европы.
Хорошо развивалась живопись и скульптура, что дало начало серьёзному искусству в нашей стране.
| Все преобразования исходили исключительно «сверху», потому были достаточно болезненны и для высших, и для низших слоёв общества. Насильственный характер некоторых этих преобразований внушал отвращение к ним и вёл к неприятию остальных.
| В России усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции.
|
Образовательная
| 1701 — 1724 гг.
| Возникновение системы высшего профессионального образования.
В 1701 г. были созданы Навигацкая, Пушкарская, Госпитальная и другие школы.
Основана первая библиотека и создана Академия наук.
Изменение содержания образования: на первом месте не церковные, а светские науки.
| 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигационных наук», обучение в которой было бесплатным.
В 1714 году – указ о всеобщей повинности для детей всех сословий, кроме крестьян. Все должны были получить образование.
Учёба стала одним из видов государственной службы.
| Организация школ натолкнулась на препятствия. Образование многими воспринималось как тяжёлое бремя.
Местные власти нередко отказывались предоставлять помещение для школ и выделять средства на содержание учителей.
Возникли трудности с набором учащихся, так как родители отказывались отдавать детей в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места жительства.
| Молодых дворян отправляли учиться за границу.
Преобразования носили политический характер и вводились обычно насильственными методами.
|
Церковная
| 1700 – 1701 гг., 1721 г.
| В 1701 году было реформировано управление церковно-монастырскими землями.
Был фактически ликвидирован институт патриаршества.
В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности.
Создан Священный Синод.
| Средства, ранее принадлежащие церкви, пошли на поддержание огромной армии и флота.
Монастыри стали использоваться в качестве своеобразных приютов.
| Церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии.
Священный Синод стал своеобразным ведомством идеологического и религиозного контроля.
| Церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемого государством.
Все члены Синода назначались Императором.
|