Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованных источников



 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОСНОВНАЯ ШКОЛА – ПРОСТРАНСТВО ВЫБОРА»

Суменкова Евгения Павловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Карагайская средняя

 общеобразовательная школа №1»

В процессе обучения школьник, развивая свои способности, склонности и интересы, должен получать возможность самореализоваться в определенных областях деятельности, а, следовательно, строить жизненные планы и профессиональные перспективы.

В 2018-2019 учебном году наша школа приступила к реализации проекта «Основная школа – пространство выбора», что, несомненно, расширило возможности профориентационной работы. В связи с этим организация учебной деятельности по некоторым дисциплинам, в том числе и по литературе, стала проводиться посредством поточно-группового метода обучения.

Не у каждого из нас есть возможность узнать изнутри о нескольких профессиях. Получив специальность, многие всю жизнь посвящают одной профессии. Литература, как один из важнейших видов искусства, выступает своеобразной формой отражения жизни, чутко реагирует на изменения действительности. В произведениях русских писателей зачастую ярко представлены определенные профессиональные типы, содержащие в себе характеристики профессии. Кроме того, многие писатели пришли в литературу случайно, имея совершенно другую профессию. На мой взгляд, анализ литературных образов и изучение биографий писателей дает возможность обучающимся повысить уровень знаний о профессиях. В связи с этим в 2019-2020 учебном году для параллели 5-ых классов мною было выбрано направление «Литература и мир профессий».

Необходимо отметить, что времени, отведенного для изучения вводимого компонента, очень мало (всего 10% от количества всех часов), с учетом резерва, их получается всего 10. Для наполнения содержания вводимого компонента в данном направлении мною были выбраны следующие уроки. 

Урок по теме «Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества» был дополнен сведениями о профессиях, связанных с литературой. На данном занятии был проведен обзор таких профессий, как писатель, корректор, библиотекарь, литературовед, редактор, журналист, учитель литературы, литературный критик, копирайтер, литературный переводчик.

Следующая тема, которую я выбрала для наполнения вводимым компонентом «М.В.Ломоносов  «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение». На уроке по изучению данной темы анализ стихотворения и биография автора проводились с точки зрения отражения профессиональной деятельности Ломоносова.

Урок по теме «Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» включил в себя обзор военных профессий нашего времени и профессий, отраженных в стихотворении «Бородино».

Изучая героев произведения И.С.Тургенева «Муму», быт и нравы крепостной России в рассказе, внимание учащихся также было обращено к занятиям крепостных крестьян. Была проанализирована деятельность прачки и дворника в крепостной России и в наше время.

Уроки, посвященные изучению биографии А.П.Чехова и рассказа «Хирургия» были дополнены сведениями о деятельности Чехова-доктора.

Урок «Вася и его отец. Развитие их отношений» в рамках изучения повести  В.Г.Короленко «В дурном обществе», наполнился размышлениями о том, легко ли быть судьей?

Изучая творчество П.П.Бажова и «Малахитовую шкатулку», конечно, обратились к анализу горнодобывающих профессий: узнали об особенностях профессии горнорабочего.

О профессиях, связанных с изготовлением хлеба, вспомнили при изучении сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» и анализе образа мельника.

Обзор профессий, связанных с железной дорогой, проводился при изучении творчества А.П.Платонова и рассказа «Никита».

Изучение поэтической летописи Великой Отечественной войны и стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» стал первым этапом проекта «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках…», посвященного писателям-военным корреспондентам.

После изучения указанных выше произведений и биографий авторов, пользуясь материалами уроков и дополнительными источниками информации, ученики составляли паспорта профессий. В них необходимо было отразить назначение профессии, качества, необходимые человеку для работы в этой профессии, школьные предметы, необходимые для освоения данной профессии, место, где человек может получить данную профессию, место, где человек данной профессии может работать, плюсы и минусы профессии, интересные факты о профессии. По завершении курса созданные паспорта профессий вошли в «Атлас профессий».

Кроме того, чтобы у обучающихся была возможность узнать об изученных профессиях не только по учебникам, были организованы встречи с живыми представителями данных профессий. Так при изучении темы «Профессии, связанные с литературой» обучающиеся стали участниками мастер-класса «Библиотекарь» в МБУК «Карагайская межпоселенческая библиотека» и побеседовали с бывшим главным редактором газеты «Приобвинский край» А. Ракусовой.

Помимо ПГМО внедряются в школе и КСК (краткосрочные курсы), цель которых научить ребенка самостоятельно делать выбор, но, я думаю, что и эта форма дает большие возможности для профориентационной работы.

Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного творчества. Вышивка крестом – мое хобби, но есть люди, которые сделали это занятие своей профессией. Для того чтобы привлечь ребят к вышиванию и познакомить с профессией вышивальщицы, я разработала программу краткосрочного курса «Французская кривулька». Программа курса была разработана для обучающихся 5-6 классов и рассчитывалась на 8 часов. Занятия проводились в группах постоянного состава по 8-10 человек, сформированных по желанию учащихся. Целью курса было знакомство с профессией вышивальщицы, а также создание пендибуля своими руками. В рамках курса обучающиеся узнали об истории и видах бискорню, познакомились с приемами вышивки, материалами, необходимым оборудованием. После этого обучающимся было предложено выбрать изготовляемый предмет, подобрать схему, нитки, канву, рассчитать рисунок на ткани. В результате учащимися были созданы свои бискорню и проведена выставка работ, на которой были представлены получившиеся изделия.

Во время работы над созданием продукта обучающиеся приобрели личный опыт, получили первые навыки и компетенции в профессии, а также смогли оценить, интересны ли им ежедневные задачи, которые решают люди данной профессии, и комфортно ли было работать.

В заключение хочется отметить, что те обучающиеся, которые делают свой выбор осознанно, с учетом своего интереса и склонностей к какому-либо виду деятельности, в процессе обучения действительно получают возможность самореализоваться.

Список использованных источников

1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Литература – часть 1. 5 кл. М. «Просвещение» 2014.

2. Программа для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2009г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.