|
|||
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАСтр 1 из 2Следующая ⇒ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Джамалетдинова Эльзара Серверовна студентка 2 курса, кафедра специального (дефектологического) образования, факультет психологии и педагогики Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова РФ, г. Симферополь E-mail: dzhamaletdinova.el@yandex.ru
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS Dzhamaletdinova Elzara Serverovna Student, Department of Special (Defectology) Education, Faculty of Psychology and Pedagogy Crimean engineering and pedagogical Fevzi Yakubov University Russia, Simferopol АННОТАЦИЯ В данной статье содержится информация об особенностях психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями аутистического спектра. В связи с тем, что распространенность аутистических расстройств растёт, в статье указывается важность изучения РАС. Рассматривается необходимость диагностики и дальнейшей психокоррекционной и коррекционно-педагогической помощи, которые являются обязательными для абилитации детей с РАС. ABSTRACT This article contains information about the features of psychological and pedagogical work with children with autism spectrum disorders. Due to the fact that the prevalence of autistic disorders is growing, the article indicates the importance of studying ASD. The article examines for diagnostics and further psychocorrectional and correctional-pedagogical assistance, which are compulsory for the habilitation of children with ASD.
Ключевые слова:расстройства аутистического спектра, диагностика, коррекция, обучение, социальная адаптация. Key words: autism spectrum disorders, diagnostic, correction, education, social adaptation.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу коплексных дезинтегративных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социальной дезадаптации. Проявления заболевания сильно различаются в зависимости от тяжести аутизма, уровня развития и хронологического периода, поэтому используется термин «спектр».[5, с.6] Понятие «аутизм» придумал швейцарский психиатр Эйген Блейлер для описания «ухода» от действительности больных шизофренией. В 1943 г. американский психиатр Лео Каннер для определения детей со схожими симптомами использовал термин «ранний детский аутизм». В 1944 г. независимо от Каннера австрийский терапевт Ганс Аспергер опубликовал диссертацию об аутистической психопатии у детей. Удивительно то, что и Каннер, и Аспергер использовали термин «аутистический» для описания пациентов. Они оба были сходны в том, что характерным нарушением расстройства является врожденный социальный дефект.[1] Современные исследования РАС направлены на изучение особенностей психофизического развития личности и индивидуальные особенности детей с аутизмом. Особую роль играет необходимость изучения РАС специалистами разных областей, поскольку недостаточная осведомлённость данной патологии приводит к ошибочной диагностике, неправильному пониманию аутизма и сказывается на эффективности абилитационных программ. Из-за недостаточных знаний врачей, психологов и педагогов о расстройствах аутистического спектра упускаются сензитивные периоды развития ребенка, а его аутистическая симптоматика закрепляется и прогрессирует. Большое значение для коррекционно-педагогической работы с аутичными детьми имеет своевременная диагностика РАС.[5] На сегодняшний день диагностика аутизма опирается на оценку трёх ключевых нарушений, охватываемых триадой Лорны Уинг: 1) нарушения в сфере социального взаимодействия; 2) нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения; 3) существенно ограниченный спектр деятельности и интересов.[1, с.35] Основными задачами психологов и педагогов являются раннее выявление отклонений в поведении ребёнка, своевременное направление к детскому психиатру для постановки диагноза, а также помощь аутичному ребёнку в социальной адаптации и создание условий для возможности обучения. Психологические особенности аутичных детей требуют особой коррекционной программы для социальной адаптации. Как правило, этот процесс у ребенка с РАС длительный и нестабильный. Работа с аутичными детьми должна продолжаться годами, что предполагает как периоды успеха, так и периоды неудач и разочарований. Необходимо помнить, что в такие моменты важна психологическая поддержка и помощь родителям в организации общего режима ребёнка. Большую роль играет взаимодействие между специалистами и семьёй. Невозможно помочь ребёнку, если его семья заняла пассивно-страдательную позицию. Хороший результат не может быть достигнут без выработки общего языка и согласия в оценке проблем ребёнка, без определения общих целей работы. Нескоординированность действий взрослых может очень повредить ребёнку, привести к появлению у него новых страхов и усугублению его расстройства.[2] Для развития способностей к эмоциональному контакту необходима психологическая помощь. Ребёнок с РАС нуждается в поддержке психолога на протяжении всего взросления, особенно в периоды возрастных кризисов, при переходе к более сложным условиям жизни. Важной фигурой в жизни аутичного ребёнка является педагог, который помогает развивать моторику, речь, навыки учебной деятельности. Он подготавливает ребёнка к получению адекватного образования, что является одним из основных и неотъемлемых условий социализации. Успешность обучения аутичного ребёнка во многом зависит от ощущений и эмоционального настроя, поэтому в работе с такими детьми очень важны положительные эмоции и похвала со стороны взрослых. Наказание при аутизме в большинстве случаев неэффективно, оно может привести к отгороженности и уходу от контакта. При нежелательных реакциях полезно их игнорировать, если это не опасно для самого ребёнка, при этом подкрепляя социально адекватные варианты поведения.[3,4] В период обучения ребёнка с РАС в школе особое значение имеет взаимодействие со школьным преподавателем. В обстановке благожелательности и терпения со стороны учителя процесс адаптации для ребёнка проходит легче. Для успешной адаптации аутичного ребёнка в школе необходимо: 1) создание комфортных условий; 2) особый режим занятий в соответствии с возможностями ребенка; 3) организация сопровождения другими специалистами; 4) включение родителей в образовательный процесс; 5) оценка результатов деятельности. Необходимо организовывать условия, в которых ребёнок с РАС будет чувствовать себя более уверенно. Можно за счёт чёткой функциональной организации жизненного пространства аутичного ребёнка приспособить среду к его нуждам. Подобный способ позволяет организовать поведение ребёнка и избежать аффективных срывов, побуждая его самостоятельно переключаться с одного занятия на другое с помощью расписания. Этот метод является эффективным в уменьшении зависимости аутичного ребёнка от посторонней помощи, однако вследствие есть вероятность возникновения социальной депривации. Как уже было сказано, коррекционная работа требует много времени и усилий. Главной целью не должно стать стремление к тому, чтобы сделать ребёнка «удобным», стоит задуматься, поможет ли такой подход в преодолении аутизма. Коррекция аутичного ребёнка – это лечебное воспитание, постепенное осмысление вместе с ребёнком его каждодневной жизни, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность будет реализована.[3] Таким образом, можно прийти к выводу, что в психолого-педагогической коррекции ребёнка с РАС важна терпимость и понимание. Благодаря взаимодействию с близкими аутичного ребёнка, психологической поддержке и доброжелательному подходу со стороны педагогов можно достичь социальной адаптации даже достаточно «трудных» детей.
|
|||
|