|
|||
Семинарское занятие. Онтология – философское учение о бытии.Семинарское занятие Онтология – философское учение о бытии. План.
1. Предмет онтологии и ее место в структуре философского знания. 2. Основные онтологические категории: бытие, субстанция, реальность, материя, объективная и субъективная реальность. 3. Эволюция онтологических знаний: аспекты, уровни и виды бытия. 4. Современные онтологические теории в единстве с научной картиной мира. 5. Материя и ее атрибуты. Идеальное и проблема сознания. Соотношение материального и идеального. Диалектический материализм и его критики. Онтологию – учение о бытии – уже в древности считали важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире. Наблюдая разнообразие и изменчивость вещей в окружающем среде, древние философы искали в них нечто «истинно сущее» - бытие, которое не возникает и не исчезает, которое является их всеобщей и непреходящей основой. Онтология – самая абстрактная область философского мышления. Онтологическое знание всеохватно, универсально, относится ко всему, что существует, является всеобщим. Любое действие имеет предварительный план, программу, общие представления. В отличие от отдельных наук философия рассматривает в единстве, как специфические особенности, так и всеобщие свойства разных сфер бытия. Онтология (пер. с греч. ontos – сущее, logos – понятие, учение) - раздел философии, философское учение о самых общих определениях, свойствах и закономерностях бытия, существует в единстве с другими учениями философии, прежде всего, с гносеологией и логикой. Бытие – одна из центральных философских категорий, обозначающая основу всего существования как для мира в целом, так и для отдельных предметов, явлений. Формы бытия: Материальное бытие –существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; Идеальное бытие –существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и/или объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; Человеческое бытие –существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; Социальное бытие,которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Есть явления или возможно будут новые явления духовные или физические. Поэтому среди бытия можно выделить: Ноуменальное бытие(от слов "ноумен" – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; напр, рождение нового человека. Каково его будущее мы не знаем. Феноменальное бытие(от слова "феномен" – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Проявление новых форм бытия. Материальное бытие Из всех форм бытия наиболее распространенной и изученной является материя. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": 1.Материалистический подход (диалектический материализм),согласно которому материя есть основа бытия,а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие, а сознание вторично. Бытие определяет сознание – формула материализма; К.Маркс. В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее. Автор концепции В.И. Ленин. 2.Объективно-идеалистический подход – материя объективно существуеткак порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; Материя есть выражение абсолютной идеи. Сам дух создает форму для своего существования. Эта форма и есть материя. 3.Субъективно-идеалистический подход– материи как самостоятельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; 4.Позитивистский – понятие "материя" ложно,поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. Понятие “материя” есть философское понятие и поэтому оно не имеет смысла. Все философские понятия с позиции позитивизма смысла не имеют. Элементами структуры материи являются: 1. Неживая природа; Каждый элемент структуры материи имеет несколько уровней. Уровнями неживой природы являются: Атомарный (атомы); молекулярный (молекулы), уровень единичных вещей; и далее по степени обобщения – уровень планет, галактик, Вселенная (субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом). 2. Живая природа; К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки), клеточный (клетка); уровень видов; биосфера. (доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов; уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.). 3. Социум (общество). К уровням социума относятся: Отдельный индивид; семья; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; государства, человечество в целом. (отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом). Характерными чертами материи являются: 1. Наличие движения; 2. Самоорганизация; 3. Размещенность в пространстве и времени; 4. Способность к отражению (свойство приписываемое в материализме материи). Сущностьможно определить как внутреннюю, устойчивую, основную сторону действительности. Это глубинный слой всякого бытия.
Действительность — это наличное, непосредственное бытие; это то, что существует реально, что уже наступило, проявилось; это осуществленная возможность. Возможность— это то, чего еще нет, но что может наступить, появиться; это совокупность условий, предпосылок, причин появления нового, способность действительности порождать новое. Возможность — это потенциальная действительность. Возможность существует реально, но лишь как способность вещи при соответствующих условиях превращаться из одного качественного состояния в другое. Категории (пер. с греч. kategoria – определение, высказывание) – наиболее общие понятия в системе человеческого мышления. Формулирование и анализ категорий – одна из основных задач философии.
Тестовые задания.
1. Учение о бытии – это: а) онтология; б) гносеология; в) аксиология, г) логика.
|
|||
|