|
||||||||||||||||||||
Эстетическая программа и живописная система импрессионизма»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Министерство образования молодежной политики Республики Коми Государственное профессиональное образовательное учреждение «Гимназия искусств при Главе республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова
Ю.А.Спиродонов нима «коми Республикаса Юралысь бердын искусство гимназия» уджавсикасö велöдан учереждение
художественное отделение
РЕФЕРАТ «Эстетическая программа и живописная система импрессионизма»
Автор: Ябс Александра Ивановна, обучающаяся 9 «в» Руководитель: Земская Светлана Владимировна, преподаватель
Сыктывкар,2019 Оглавление Введение. 3 Основная часть. 4 §1. История возникновения импрессионизма. 4 §2. Основные художественные принципы и эстетическая программа. 4 §3. Основные представители импрессионизма. 6 Заключение. 9 Источники. 10 Приложение. 11
Введение Тема:Эстетическая программа и живописная система импрессионизма Актуальность Значение данного этапа в развитии мировой истории искусств сложно переоценить – импрессионисты буквально показали людям то, чего они раньше не видели – красоту обычных вещей, состояний природы. Их метод работы был совершенно революционным для того времени – после реалистов, трудившихся над своими полотнами в мастерских долгими месяцами и даже годам, яркие, живые, написанные под открытым небом картины импрессионистов казались многим дикими, небрежными, непонятными. В первое время зрители не могли принять метод работы импрессионистов – их произведения отказывались выставлять на выставках, не покупали, активно критиковали, даже портили картины – рвали, протыкали зонтами. Только спустя время зрители смогли открыть для себя всю красоту и глубину полотен импрессионистов, и даже сейчас, спустя более ста лет, знаменитые картины Эдуарда Мане, Оскара Клода Моне, Огюста Ренуара и многих других известных художников-импрессионистов ценятся по всему миру. На сегодняшний день импрессионизм – одно из известнейших и любимейших направлений в искусстве для людей по всему миру. Цель – изучение и выявление основных художественных принципов, эстетической программы и живописной системы импрессионизма. Задачи: o Изучение истории возникновения импрессионизма o Выявление основных художественных принципов и живописной системы импрессионизма o Рассмотрение наиболее ярких представителей импрессионизма
Для написания данной работы были использованы учебники и энциклопедии по истории искусств. Особое внимание было уделено учебнику по мировой художественной культуре для одиннадцатых классов Г.И. Даниловой, так как в нем содержалась наиболее полная и доступная информация по заданной теме.
Основная часть
§1. История возникновения импрессионизма В 1863 году в Париже жюри знаменитого Салона – художественной выставки, ежегодно проходящей во Дворце Промышленности отклоняет около семидесяти процентов представленных работ. В разразившийся скандал пришлось вмешаться самому императору Наполеону III. Познакомившись с отвергнутыми полотнами, он милостиво разрешил представить их в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая 1863 г. была открыта выставка, сразу же получившая выразительное название «Салон Отверженных». Годами приученная к официальному академическому искусству публика пребывает в полном недоумении. Взрыв хохота вызывает «неприличная» картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»‚ на которой изображены две обнажённые женщины в окружении двоих мужчин, одетых в современные чёрные сюртуки. Они спокойно беседуют под сенью деревьев, совершенно не стесняясь своего вида. Эдуард Мане «Завтрак на траве» (1863г.)
Ещё через два года Мане выставляет картину «Олимпия». Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъярённой толпы. На следующий день картину размещают так высоко, чтобы возмущённая публика не смогла в ярости пронзить её острым зонтиком. С картины в зал смотрит молодая обнажённая женщина с чёрной бархоткой на шее. В ней публика без особого труда узнаёт известную парижскую гризетку. Критики и пресса захлёбывались от негодования. [2, стр. 222] Эдуард Мане «Олимпия» (1863г.)
Вокруг Мане объединилось немало талантливых художников, которые, как и он, не признавали официальное искусство и решили идти своим путём. Среди них - Клод Оскар Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)‚ Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) и многие другие. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 года, когда состоялась последняя, восьмая выставка этих художников.
§2. Основные художественные принципы и эстетическая программа Выдвинув собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира, импрессионисты создали новый живописный язык, основанный на некоторых общих положениях и стилистических особенностях. Критики, сосредоточив всю свою ярость на «неприличиях» сюжетов, не заметили того нового, что уже содержали картины импрессионистов. Свежий воздух, яркий солнечный свет, радостное, счастливое настроение человека, жизнь которого органично сливалась с ритмом больших городов и лирических пейзажей. Художники сумели убедить своих современников в том, что магические эффекты света и воздуха значат в живописи гораздо больше, чем сюжет.
В отличие от романтиков и реалистов, они уже были не склонны изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, неприметная красота сельских пейзажей и небольших деревушек становятся главными объектами изображения. Художники больше не желают затрагивать острые социальные проблемы и выносить свой приговор общественным событиям и явлениям. Максимилиан Волошин очень точно определил общую тональность нового искусства: «Зарождение импрессионизма было радостно, как ранняя весна. Первые импрессионисты вышли на свет из тёмной комнаты и по-детски радовались свету, краскам». [2, стр.223] Художников-импрессионистов объединяло субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов. Им стал важен не сам сюжет, а его чувственное восприятие, то впечатление, которое он мог произвести на зрителей. Это мог быть стог сена, освещённый лучами утреннего или вечернего солнца, куст сирени, не успевший сбросить влажные капли только что прошедшего дождя‚ неровная каменная поверхность готического собора, разноцветные тени от предметов в полуденные часы, движение снующей по улице толпы. В творчестве художников-импрессионистов подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета они пытаются запечатлеть «мимолётное виденье»‚ мгновенные впечатления и ощущения от ускользающего мира. Они учитывали законы восприятия цвета на расстоянии, никогда не смешивали краски на палитре. Многие из них серьёзно изучали новейшие научные открытия в области оптики, природы световых волн и составляющих каждого цвета. Стремление уловить постоянно меняющийся лик природы требовало от художников быстроты действий. В отличие от старых мастеров, они наносили их на холст быстрыми мазками, заботясь не о прорисовке деталей или чёткости рисунка, а только об общем впечатлении от увиденного. Упрёки в незавершённости, эскизности картин они всерьёз не принимали. Художники-импрессионисты вышли из тёмных мастерских на пленэр (фр. «plein air» -вольный воздух). Их главное открытие заключалось в том, что на открытом воздухе человек видит не конкретные предметы, а некую смесь цветных точек, сливающихся в нашем сознании и зрении. Живопись на пленэре стала одним из важнейших правил импрессионистов. Исключением был лишь Эдгар Дега, который продолжал писать картины в своей мастерской. [2, стр. 224-226]
§3. Основные представители импрессионизма Эдуард Мане (1832-1883) В 1859 году художник дебютировал в Салоне картиной «Любитель абсента», но изображение парижского пьяницы было столь непривычным и вызывающим на фоне благонамеренной салонной живописи, что картина была категорически отвергнута. Это был первый отказ в бесконечной череде отказов, последовавших за ним: так начиналась борьба художника с Салоном и всей академической системой. В 1866 году Мане сблизился с импрессионистами, которые охотно признали его своим вожаком. Под их влиянием темный и глухой колорит художника становится светлее, он с наслаждением пишет с импрессионистами на пленэре, в его творчестве появляются реальные, жизненные сюжеты, отражающие современность. [5, стр. 226] Вместе с этим, Мане являлся главным вдохновителем импрессионистического движения. Его живопись можно сравнить с искусством Флобера и Мопассана, с которым ее сближают такие качества, как аналитичность, сдержанность, крайняя отточенность формы. В знаменитой картине «Завтрак на траве» за смелым выпадом против условностей кроется смысл более глубокий, чем простое эпатирование буржуа изображением фигуры обнаженной женщины в компании одетых мужчин. Мане для воплощения своих замыслов часто обращался к старым, привычным типам картин. По мнению Готхарда Эдлички, шокирующий эффект «завтрака» проистекает из того диссонанса, который вызывает изображение вневременного образа гармонии с природой – изображения обнаженной женщины, и одетых по моде мужчин рядом с ней. [4, стр. 26-27]
Клод Моне (1840-1926). В 1883 году в местечке Этрета, художник создал целый ряд близких по композиции полотен с изображением прибрежных скал. Позднее этот принцип лег в основу его знаменитого метода, который принес ему мировую славу и успех, а также позволил ему стать одним из ведущих художников-импрессионистов. Художник начинал писать один вид одновременно на нескольких полотнах, и на каждом стремился передать состояние природы в определенный, довольно короткий период времени, над каждым работая не более получаса. В следующие дни он продолжал методично работать над каждым из них, пока все холсты не были закончены. Художник поставил перед собой сложнейшую задачу – запечатлеть на полотне мгновения изменчивого освещения в одном и том же месте. Таким образом выполнены серии картин «Стога», «Тополя», «Руанский собор», «Виды Венеции» и другие. В последние годы жизни бесконечным источником вдохновения стал «Водный сад», созданный им в поместье Живерни. [5, стр. 232] Одной из наиболее известных серий картин художника является «Лондон. Здание парламента», включающая 38 полотен и изображающая лондонский парламент в разное время суток и передающий разные состояния природы. На одной из картин данной серии Моне изобразил Лондон в туманный день. Увидев картину на выставке, лондонцы удивились: они считали, что туман бывает только мутно-серым, а художник нарисовал его в красно-багровых тонах. Но выйдя на туманные улицы своего города, зрители убедились, что художник прав: туман был красным. В нем будто отражались красные дома из кирпича, которых было очень много в Лондоне. Клод Моне показал своими произведениями людям то, что без него они, может быть, и не заметили бы никогда. [3, стр. 57-59]
Эдгар Дега (1834- 1917). В конце 1960-х годов Дега сделал окончательный выбор в пользу жанровой живописи. В эти годы его моделями становятся окружающие его в повседневной жизни люди: оркестранты и певички в кафе, прогуливающиеся буржуа, танцовщицы, простые парижане. Творческое наследие Дега огромно: им созданы созданы сотни набросков и законченных произведений в разных жанрах, выполненных в самых разных материалах – масляная и темперная живопись, пастель и уголь, глина, воск и так далее. Его равнодушие к основной идее импрессионизма – передаче богатства цветовой палитры мира, позволяет лишь условно отнести Дега к импрессионистам. Своими открытиями в живописи он предвосхитил поиски и художественные находки более молодого поколения художников, которых позднее назовут постимпрессионистами. Истинной страстью Дега, главной его темой была тема театра, балета, танца. Помыслами художника здесь владеет страсть к передаче движения, но движения не механического, а одухотворенного искусством. Дега писал балетные картины в мастерской, полагаясь на свою память, изредка делал наброски в балетных классах. Он исповедовал противоположный импрессионистам принцип: наблюдать, не рисуя и рисовать, не наблюдая. Признанным шедевром Дега стала картина «Голубые танцовщицы». Все работы, созданные им на тему балета до этой картины, кажутся лишь подготовкой, поиском, предвкушением. Сцена, изображенная художником, весьма прозаична: молодые балерины за кулисами в ожидании своего выхода поправляют свои наряды. Но под рукой мастера обыденный сюжет обретает силу поэтического обобщения. Перед нами не просто бытовая сцена из жизни кулис, а танец, сказочно красивый и загадочный. Глядя на картину, на ту видимую легкость, которую она излучает, даже не приходит в голову, что балет – это тяжкий труд. Пожалуй, никто из художников не сумел так вдохновенно и так искрометно передать стихию танца, как это сделал Дега. [5, стр. 204]
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) Уже в первых пленэрных работах опытах ярко и полно проявились индивидуальные особенности художника. Свободная живописная манера пейзажей Ренуара, смелый раскрепощенный мазок передают атмосферу тех лет – атмосферу эйфории, опьянения открытием нового видения мира. Женские образы – главная тема в творчестве Ренуара. Он, как никто другой, умел тонко польстить модели, причем не в ущерб характерны чертам и портретному сходству. Художник также писал множество детских портретов, преуспев в этом сложном жанре. Ренуар был блестящим колористом. Темные тона его ранних работ с годами уступили место светлой зеленовато-синеватой гамме. Смело используя яркие краски в изображении человеческих фигур и многофигурных композиций, Ренуар сказал свое неповторимое слово в живописи импрессионизма, а также повлиял на дальнейшее развитие искусства. 1870-1880-е годы – расцвет творчества Ренуара-жанриста. Бесспорным шедевром этих лет стала его картина «Бал в Мулен де ла Галетт». В этом произведении Ренуар проявил себя незаурядным мастером многофигурных композиций. Сложное многоплановое пространство картины буквально перенасыщено вальсирующими фигурами, что создает ощущение праздничной суеты. Блестяще решена задача пленэра. Модели, сидящие на первом плане под деревьями словно залиты пятнами света. Лица и складки одежды умело моделированы с помощью цветных рефлексов, что также придает картине вид праздничного действа. [5, стр. 240]
§3. Скульптура в импрессионизме
Наиболее ярким представителем скульптуры в импрессионизме является Огюст Роден (1840-1917гг). Он прославился умением воплощать в скульптуре яркие эмоциональные состояния, внезапные порывы души. Есть много общего в скульптуре Родена и живописи Дега: та же мягкость светотени, та же незавершенность жеста.
Скульптурная группа не имеет основания, расположение фигур граждан как бы объединяет их с народом, что усиливает демократичность произведения. В течение своей долгой жизни Роден, восхищаясь молодостью и красотой влюбленных, много раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви. Например, композиция «Поцелуй» (1886г.) потрясает страстностью и силой чувства. Постепенно в творчестве Родена все более нарастает тяготение к усложненным символическим образам, к выявлению тончайших эмоций. Произведения скульптора приобретают незаконченный вид из-за текучести и живописной неровности поверхности. При этом возникает впечатление стихийного рождения формы. Скульптор всегда придавал большое значение фактуре как важному средству выразительности образа. Роден много и успешно занимался жанром портрета.
Несмотря на справедливость некоторых упреков Родену (в привкусе натурализма, модернистской стилизации), нельзя не признать его потрясающего умения выразить напряженной внутреннее движение, подчинить пластическую форму психологическому переживанию. [стр. 219-221]
|
||||||||||||||||||||
|