1 Циндаоская декларация Совета глав государств—членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 июня 2018 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5315. |
Реализация государственной политики Российской Федерации... |
В феврале 2011 г. к БРИК присоединилась Южно-Африканская Республика, после чего объединение получило название БРИКС. С этого времени в рамках объединения в качестве одной из приоритетных задач обозначено обеспечение международной информационной безопасности. В Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 февраля 2013 г., в числе основных целей Российской Федерации в области сотрудничества с государствами-участниками БРИКС по вопросам международной безопасности обозначено сотрудничество в интересах обеспечения международной информационной безопасности, использование возможностей БРИКС для продвижения инициатив в этом направлении в рамках различных международных форумов и организаций, прежде всего ООН; укрепление в формате БРИКС сотрудничества в области противодействия использованию ИКТ в военно-политических, террористических и криминальных целях, а также в целях, противоречащих обеспечению международного мира, стабильности и безопасности1. Подобное целеполагание зафиксировано в 2013-2017 гг. во всех итоговых декларациях саммитов объединения. В ходе подготовки к V саммиту БРИКС в Дурбане (ЮАР, 26-27 марта 2013 г.) на встрече высоких представителей государств-участников БРИКС, курирующих вопросы безопасности, впервые была выдвинута идея создания Рабочей группы экспертов по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ, в рамках которой предполагалось вырабатывать практические предложения, касающиеся основных областей сотрудничества, а также координировать позиции государств объединения на различных международных форумах. Фактическое оформление Рабочей группы состоялось в июне 2015 г. в Москве в рамках российского председательства в объединении2. В Уфимской декларации, принятой 9 июля 2015 г. по итогам VII саммита БРИКС, на эту Группу были возложены задачи по инициированию сотрудничества в следующих областях: — обмен информацией и передовой практикой в вопросах безопасности в сфере использования ИКТ; — эффективная координация мер противодействия киберпреступности; — сотрудничество между странами БРИКС с использованием существующих групп реагирования на компьютерные инциденты в области компьютерной безопасности (CSIRT, CERT)', — укрепление потенциала, а также разработка международных норм, принципов и стандартов. Кроме того, Уфимская декларация закрепила общность подходов государств-участников БРИКС к достижению главной цели — формированию системы международной информационной безопасности. Была признана необходимость разработки под эгидой ООН универсального юридически обязывающего инструмента по вопросам борьбы с использованием ИКТ в преступных целях. |
1 Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. URL: http://www.garant.ru/prod- ucts/ipo/ prime/doc/70257510/. |
2 Согласно Регламенту Группы ее председателем становится эксперт государства, председательствующего в БРИКС. |
ГЛАВА 6 |
Главы государств объединения подчеркнули исключительную важность принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, в частности принципа политической независимости, территориальной целостности и суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела других государств и уважения прав человека и основных свобод. В Декларации содержится призыв к международному сообществу сосредоточить свои усилия на мерах укрепления доверия, создании потенциала, неприменении силы и предотвращении конфликтов в области использования ИКТ, а также закреплено стремление к развитию практического сотрудничества друг с другом в целях решения общих задач в области безопасности в сфере использования ИКТ. Одновременно была выражена готовность продолжить рассмотрение вопроса об утверждении правил, норм и принципов ответственного поведения государств в данной сфере1. Консолидированная позиция экспертов государств—участников БРИКС, входящих в ГПЭ ООН (за исключением ЮАР, не представленной в Группе), позволила объединить усилия для отстаивания собственных подходов в рамках деятельности ГПЭ ООН (2016-2017 гг.), что дало возможность не допустить принятия в июне 2017 г. данной Группой прозападного итогового доклада, не отвечающего интересам государств объединения. Сямэньская декларация глав государств-участников БРИКС по итогам саммита от 4 сентября 2017 г. зафиксировала признание центральной роли ООН в разработке общепризнанных норм ответственного поведения государств в сфере использования ИКТ в целях обеспечения мирной, безопасной, открытой, благоприятной для сотрудничества, стабильной, упорядоченной, доступной и равноправной среды ИКТ2. Было подчеркнуто первостепенное значение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, в особенности принципов государственного суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела других государств и соблюдения прав человека и основных свобод. Отмечалась необходимость активизации международного сотрудничества в борьбе с использованием ИКТ в террористических и преступных целях, вновь подтвержден общий подход в этой области, заложенный в Этеквинской, Форталезской и Уфимской декларациях, а также в Декларации Гоа, и признана необходимость в выработке под эгидой ООН обязательного для всех нормативно-правового документа по противодействию использованию ИКТ в преступных целях в соответствии с Уфимской декларацией. Главы государств акцентировали внимание на прогрессе, достигнутом Рабочей группой экспертов государств БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ, а также приняли решение о развитии сотрудничества в соответствии с дорожной картой практического сотрудничества БРИКС в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и любыми другими согласованными механизмами. |
' URL: http://base.garant.ru/71480256/. |
2 URL:http://ww.kremlin.ru/search?query=%Dl%81%Dl%8F%DO%BC%Dl%8D%DO%BD%Dl%8C%Dl %81%D0% BA%DO%BO%D1%8F+%DO%B4%DO%B5%DO%BA%DO%BB%DO%BO%D1%80%DO%BO%D1%86 %D0%B8%D1%8F. |
Реализация государственной политики Российской Федерации... |
Указанная дорожная карта предусматривает следующие области сотрудничества: — активизация обмена подходами к политическим вопросам безопасности в сфере использования И КТ (оценка событий на международной арене; развитие диалога о нормах, принципах и правилах, обеспечивающих открытую, безопасную, стабильную, доступную и мирную ИКТ-среду в рамках ООН; выработка общей позиции государств-участников БРИКС по ключевым вопросам проблематики; координация позиций на различных международных площадках); — создание сети сотрудничества между национальными центрами (группами) реагирования на компьютерные инциденты (экстренной готовности к компьютерным инцидентам); — углубление практического сотрудничества между уполномоченными ведомствами, отвечающими за безопасность в сфере использования И КТ; — проведение совместных исследований и разработок; — создание механизма научного и исследовательского обмена между государствами БРИКС. Особо в Сямэньской декларации была отмечена инициатива Российской Федерации о необходимости разработки межправительственного соглашения БРИКС о сотрудничестве в вопросах безопасности в сфере использования И КТ. Во исполнение ключевых положений данной Декларации была развернута практическая деятельность экспертов государств объединения. На состоявшемся 16-17 мая 2018 г. в Кейптауне (ЮАР) заседании Рабочей группы экспертов по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ делегации из Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР обсудили текст проекта Йоханнесбургской декларации Десятого саммита БРИКС в части вопросов многостороннего сотрудничества государств объединения в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ. В результате дискуссии всеми экспертами было одобрено предложение российской стороны дополнить проект декларации положением о необходимости разработки соответствующего межправительственного соглашении БРИКС о сотрудничестве в указанной области. В ходе состоявшихся в июне 2018 г. встреч министров иностранных дел (4 июня 2018 г., Претория, ЮАР), а также высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, государств-участников БРИКС (29 июня 2018 г., Дурбан, ЮАР) были высоко оценены итоги деятельности Рабочей группы экспертов по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и отмечена важность формирования прочной правовой основы для сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности. Участники указанных встреч глав внешнеполитических ведомств и советов безопасности поддержали инициативу экспертов объединения о возможности разработки профильного межправительственного соглашения о сотрудничестве. Итогом работы стало включение в Йоханнесбургскую декларацию, принятую 26 июля 2018 г. по итогам Десятого саммита БРИКС, положений, отражающих российские подходы в области международной информационной безопасности. Так, в Декларации была подтверждена важность для обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ разработки под эгидой ООН правил, норм и принципов ответствен |
ГЛАВА 6 |
ного поведения государств в информационном пространстве, а также универсального, юридически обязывающего нормативно-правового документа по противодействию использованию И КТ в преступных целях. В документе приветствовались неоспоримые преимущества и новые возможности, связанные с достижениями в области ИКТ. При этом отмечалось, что такой прогресс также приводит к появлению новых вызовов и угроз, связанных с растущим злоупотреблением ИКТ в преступных целях, злонамеренным использованием ИКТ государственными и негосударственными субъектами. В этой связи была подчеркнута важность международного сотрудничества в борьбе с использованием ИКТ в террористических и преступных целях. Главы государств объединения приветствовали прогресс, достигнутый в развитии взаимодействия в соответствии с дорожной картой практического сотрудничества БРИКС в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и любыми другими согласованными механизмами. Также государства-участники БРИКС признали важнейшую и положительную роль Интернета в содействии экономическому, социальному и культурному развитию. При этом они обязались продолжить совместную работу в рамках существующих механизмов в целях обеспечения безопасного, открытого, мирного, совместного и упорядоченного использования ИКТ на основе равноправного участия всех государств в развитии и функционировании Интернета, а также в управлении им. В этих целях было обращено внимание на необходимость привлечения соответствующих заинтересованных сторон в определенном качестве и с определенными обязательствами. В то же время, признавая важную роль и большое значение Интернета для человечества, в Декларации было заявлено о необходимости противодействия использованию Интернета террористическими организациями в преступных целях с применением новейших ИКТ. Главным достижением саммита в Йоханнесбурге в рассматриваемой области стало признание значимости создания правовых рамок для сотрудничества между участниками БРИКС в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ, для чего государства объединения обязались продолжить работу по рассмотрению и разработке соответствующего межправительственного соглашении БРИКС о сотрудничестве в указанной области1. 6.4. Региональное взаимодействие в области международной информационной безопасности на пространстве СНГ и ОДКБ 6.4.1. Содружество Независимых Государств Первоначально деятельность СНГ в области МИБ ограничивалась гармонизацией законодательства и работой над терминологией и понятийным аппаратом. Впервые термин «информационная безопасность» появляется в документах СНГ в конце |
1 Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС от 26 июля 2018 г. URL: http://www.kremlin. ги/ supplement/5323. |
Реализация государственной политики Российской Федерации... |
1990-х годов. Модельный закон СНГ «О международном информационном обмене» раскрывает это понятие: «Информационная безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства». Впоследствии в рамках СНГ также началась работа по гармонизации правового пространства СНГ и разрабатываются модельные законы, направленные на регулирование Интернета и иных ИКТ1. По оценкам экспертов, государства—члены СНГ недостаточно активно используют модельное законодательство Содружества в целях модернизации национальных правовых систем и развития информационного права2. В рамках СНГ были заключены Соглашение о сотрудничестве государств-участ- ников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 2001 г. и Соглашение о сотрудничестве в реализации и формировании информационных ресурсов и систем от 1999 г.3 Оба соглашения вступили в силу. Комиссия по информационной безопасности была создана по решению Координационного совета государств—участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве связи (РСС) в декабре 2004 г., в 2011 г. была преобразована в Комиссию РСС по информационной безопасности. С участием членов Комиссии РСС по информационной безопасности подготовлены и приняты высшими органами СНГ ряд документов, способствующих созданию организационно-правовых основ сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности в государствах—участниках СНГ: — Стратегия сотрудничества государств—участников СНГ в сфере информатизации от 2003 г. и План действий по ее реализации до 2010 г. в части информационной безопасности; — Концепция сотрудничества государств—участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности от 2008 г. и Комплексный план мероприятий по ее реализации на период с 2008 по 2010 г.; — Стратегия сотрудничества государств—участников СНГ в построении и развитии информационного общества от 2012 г. и План действий до 2015 г. в части информационной безопасности; — Соглашение о сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности от 2012 г.4 Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности была разработана согласно утвержденному Советом глав правительств стран СНГ 25 ноября 1998 г. Перспективному плану подготовки до |
1 Об Интернете: проект модельного закона СН Г // Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, 2007. URL: http://www.raecs.ru/files/modelnyi_zakon_sng_poJntrnetu.pdf; Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Минск, 2001. URL: http://www.gipi.kg/rus/readartiele.php?article id= 131. |
2 В Госдуме забраковали проект модельного закона СНГ «О праве собственности и его защите» из-за нового ГК РФ // Право.ру. 02.07.2011. URL: http://pravo.ru/news/view/55088/. |
3 Итоговый документ международного семинара «Управление использованием Интернета». Кишинев, 2005. URL: http://www.rcc.oig.ru/ru/news/documents/2005-01.doc. |
4 Комиссия РСС по информационной безопасности // Региональное содружество в области связи. Официальный сайт. URL: http://www.rcc.org.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=39&Itemid=549. |
ГЛАВА 6 |
кументов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства СНГ и в развитие других многосторонних документов, касающихся вопросов межгосударственного сотрудничества в информационной сфере. Концепция и план ее реализации были приняты 10 октября 2008 г. на заседании Совета глав государств СНГ. Концепция в первую очередь стала основой межгосударственного партнерства, которое предполагает гармонизацию законодательств, координацию мероприятий по комплексному противодействию угрозам информационной безопасности, совместную разработку соответствующих целевых программ. В концепции обозначен перечень угроз международной информационной безопасности: осуществление действий в интересах получения несанкционированного доступа к информации, проведение третьими странами в информационном пространстве мероприятий, направленных на дестабилизацию социально-политической обстановки, деятельность организованных преступных групп и сообществ, в том числе экстремистской и террористической направленности, в информационной сфере СНГ. Также в числе угроз отмечается обострение международной конкуренции за обладание стратегически важной информацией, стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, введение ограничений, ущемляющих интересы государств-участников СНГ в информационной сфере, а также основные права и свободы граждан. Среди угроз информационной безопасности названа опасность нарушения исторически сложившихся в СНГ научно-технических связей, а также природные и техногенные катастрофы, воздействие на радиоэлектронную аппаратуру шумов и помех естественного происхождения, другие физические явления, приводящие к сбоям и отказам информационных систем. Отмечена также угроза попадания в зависимость от третьих стран — производителей программных и аппаратных средств при создании и развитии информационной инфраструктуры. В целях взаимодействия при выполнении положений Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности в 2012 г. было принято Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности. В соответствии с текстом Соглашения взаимодействие и сотрудничество реализуется по следующим основным направлениям: — сближение нормативных правовых актов и нормативно-методических документов государств-участников настоящего Соглашения, регламентирующих отношения в сфере обеспечения информационной безопасности; — разработка нормативных правовых актов для проведения совместных скоординированных мероприятий в информационном пространстве, направленных на обеспечение информационной безопасности в государствах-участниках настоящего Соглашения; — разработка и доведение до пользователей нормативных документов, регулирующих вопросы обеспечения информационной безопасности; — нормативное правовое обеспечение развития производства программно-технических средств и средств защиты информации; |
Реализация государственной политики Российской Федерации... |
— разработка межгосударственных стандартов в области информационной безопасности, совместимых с международными стандартами; — создание защищенных информационных систем различного прикладного назначения; — организация трансграничной передачи информации; — совершенствование технологии защиты информационных систем и ресурсов от потенциальных и реальных угроз; — анализ и оценка угроз информационной безопасности информационных систем; — совершенствование деятельности в области выявления и нейтрализации устройств и программ, представляющих опасность для функционирования информационных систем; — реализация согласованных мероприятий, направленных на недопущение несанкционированного доступа к информации, размещенной в информационных системах, и ее утечки по техническим каналам. В ходе саммита в Минске в ноябре 2014 г. государства-участники СНГ выразили готовность поддержать инициативу о создании единого Центра обеспечения безопасности киберпространства СНГ (Computer Emergency Response Team, CERT). Инициативы СНГ выполняют важные функции выстраивания единого правового пространства в сфере ИКТ, а также решения технических аспектов в сфере общей кибербезопасности (сотрудничество на уровне CERT). Вместе с тем разнородность государств—участников СНГ и различия в подходах к обеспечению безопасности, а также в уровнях развития информационного общества и природе угроз, с которыми страны сталкиваются, ведут к тому, что имеет место реализация «сотрудничества на разных скоростях», когда центр тяжести военно-политического сотрудничества переносится на уровень ОДКБ. 6.4.2. Организация Договора о коллективной безопасности Сотрудничество на этом направлении реализуется в соответствии с Программой совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов ОДКБ, утвержденной Советом коллективной безопасности Организации в сентябре 2008 г. Программа охватывает такие направления, как сотрудничество в политической сфере, совместные научные и исследовательские разработки и обмен информацией о достижениях в этой области, подготовка кадров, унификация законодательной и нормативно-правовой базы, совместное обеспечение безопасности жизненно важных объектов, проведение совместных мероприятий, направленных на борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий1. Правовая база взаимодействия определяется Положением о сотрудничестве в сфере информационной безопасности государств—членов ОДКБ. Совместная работа ведется также на уровне специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел |
1 Кожевников А. В. О коллективных мерах государств-членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности // Международный терроризм в информационную эпоху: реалии кибертерроризма и кибероружия, терроризм и средства массовой информации: Сб. материалов международной конференции. М., 2010. URL: http://catu.su/index.php?option=com_content&view=article&id=155%3A2011-ll-18-13-13-16&catid=:3 8%3Aslideshow&Itemid=91. |
ГЛАВА 6 |
(полиции) в целях противодействия преступлениям в сфере современных информационных технологий в рамках операции «ПРОКСИ»1. Таким образом, ОДКБ, будучи организацией коллективной безопасности, переносит свои функции в информационную сферу, которая в современных условиях трактуется как источник вызовов национальной и международной безопасности, причем в рамках ОДКБ удалось договориться о мерах доверия и иных формах международного сотрудничества, что свидетельствует об общности интересов государств и подходов к обеспечению информационной безопасности. 30 ноября 2017 г. в Минске на саммите ОДКБ было подписано Соглашение о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности, которое выводит взаимодействие в рассматриваемой области России и ее союзников по организации на новый уровень. Соглашение предусматривает углубление сотрудничества по следующим направлениям: — дальнейшее развитие системы информационной безопасности государств—членов ОДКБ на основе межгосударственного сотрудничества и укрепления межведомственного взаимодействия сторон; — совершенствование механизмов противодействия угрозам в информационной сфере; — проведение совместных мероприятий, в том числе практического характера, направленных на укрепление информационной безопасности и противодействие противоправной деятельности в информационном пространстве государств- членов ОДКБ; — взаимодействие в вопросах обеспечения международной информационной безопасности; — выработка согласованной позиции по вопросам обеспечения международной информационной безопасности и участие в ее продвижении на международной арене; — содействие разработке и скорейшему принятию под эгидой ООН универсальных норм, правил и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве; — взаимная помощь в целях развития технологической основы (базы) обеспечения информационной безопасности сторон2. 6.5. «Группа двадцати» и ее роль в обеспечении международной информационной безопасности «Группа двадцати» — важнейшая площадка для международного сотрудничества по самому широкому кругу вопросов, в том числе и в сфере международной информационной безопасности. Россия стала одним из инициаторов обсуждения проблемы меж |
1 Выступление Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Н. Н. Бор- дюжи на совместном заседании Постоянного совета ОБСЕ и Форума по сотрудничеству в области безопасности. Вена, 15 апреля 2010 г. // МИД России. Официальный сайт. URL: http://www.mid.ru/bdomp/Ns-dos.nsf - 4a7dafc231 dc 11 ac32576d6002f70c 1/Ь6Ьа1366е4569788с325771 a0046bl 81 lOpenDocument. |
2 URL: https://mddoc.mid.ru//api/ia/download/?uuid=3a3428f3-f953-4390-ae06-419e6390elcl. |
Реализация государственной политики Российской Федерации... |
дународной информационной безопасности на уровне «двадцатки». Кроме того, одним из приоритетов России в Группе является развитие цифровой экономики — эта тема неразрывно связана с проблемами обеспечения информационной безопасности. Учитывая представительский уровень «Группы двадцати» и ее место в современной системе глобального управления, следует отметить, что она может сыграть важную роль в продвижении российских инициатив в сфере международной информационной безопасности. В последние годы деятельность Группы по обсуждению проблематики информационной безопасности значительно активизировалась. Тема информационной безопасности впервые нашла отражение в итоговом коммюнике 2016 г. саммита «Группы двадцати» в Анталье, где отмечалось, что «угрозы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и самих ИКТ рискуют подорвать нашу коллективную способность применять Интернет для стимулирования экономического роста и развития во всем мире»1. Впоследствии в итоговом коммюнике, принятом по итогам саммита в Ханчжоу в 2016 г., была подтверждена приверженность государств «укреплению доверия и безопасности развития сети Интернет»2. Тема получила дальнейшее развитие на саммите в Гамбурге в 2017 г. В итоговом коммюнике отмечается, что страны «привержены содействию в обеспечении безопасной ИКТ-среды, в которой все секторы могут пользоваться ее преимуществами», и подтверждается «важность совместного решения вопросов, связанных с безопасностью в сфере использования ИКТ»3. Таким образом, «Группа двадцати» является представительной и авторитетной международной площадкой, на которой российская дипломатия успешно отстаивает наше видение проблем обеспечения информационной безопасности в увязке с решением задачи наращивания цифрового потенциала экономического роста и развития. 6.6. ОБСЕ и ее роль в формировании мер укрепления доверия в сфере использования информационно-коммуникационных технологий Впервые вопросы сотрудничества в сфере международной информационной безопасности обсуждались в ходе Межпарламентской ассамблеи стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Санкт-Петербурге в 2008 г. В марте 2009 г. прошло Рабочее совещание ОБСЕ по всеобъемлющему подходу Организации к повышению кибербезопасности. В мае 2011 г. на конференции ОБСЕ в Вене, касающейся всеобъемлющего подхода к кибербезопасности, обсуждались различные варианты решений проблем международной информационной безопасности. Одной из основных рекомендаций конференции стала идея фокусирования на начальном этапе деятельности этих организаций именно на разработке мер укрепления доверия в информационном пространстве с учетом большого опыта ОБСЕ в этой сфере. В развитие этого в 2012 г. была создана неформальная рабочая группа для укрепления мер доверия применительно к информационному пространству. Именно на этой пло |
1 URL: http:/Aremlin.ru/suppIement/5037. |
2 URL: http://kremlin.ru/supplement/5108. |
3 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55012. |
ГЛАВА 6 |
щадке в 2012-2013 гг. происходили разработка и согласование первоначального перечня мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ. Особенности работы этой группы следующие. Во-первых, группа имеет неформальный статус, что существенно снижает ее политический авторитет. Во-вторых, группа функционирует без четкого регламента работы и собирается по инициативе председателя на нерегулярной основе. Повестка дня заседаний группы включает большое количество вопросов, на обсуждение которых отводится недостаточно времени. В-третьих, мандат группы ограничен и не включает в себя направления обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ, по которым ведется работа Секретариатом ОБСЕ и другими непрофильными структурами. Это сужает спектр обсуждаемых в межгосударственном формате вопросов и снижает эффективность деятельности ОБСЕ в целом. В декабре 2013 г. Совет Министров иностранных дел ОБСЕ одобрил «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования информационных и коммуникационных технологий», разработанный в рамках неформальной группы. Первоначальный перечень включает в себя 11 мер, в числе которых среди прочего следующие: — государства-участники будут на добровольной основе делиться своими соображениями по различным аспектам национальных и транснациональных угроз в сфере ИКТ и их использования. Степень детализации такой информации будет определяться представляющими ее сторонами; — государства-участники будут на добровольной основе облегчать сотрудничество между национальными компетентными органами и обмениваться информацией по вопросам безопасности ИКТ и их использования; — государства-участники будут на добровольной основе проводить консультации на надлежащем уровне с целью снизить вероятность ошибочного восприятия и возможного возникновения политической или военной напряженности либо конфликта в результате использования ИКТ и обеспечить защиту важнейших объектов национальной и международной ИКТ-инфраструктуры, включая обеспечение их неприкосновенности; — государства-участники будут на добровольной основе делиться информацией о принятых ими мерах по обеспечению открытости, функциональной совместимости, безопасности и надежности Интернета; — государства-участники будут использовать ОБСЕ в качестве платформы для диалога, обмена передовым опытом, повышения осведомленности и ознакомления с информацией о создании потенциала по обеспечению безопасности ИКТ и их использования, в том числе об эффективных мерах противодействия угрозам в этой сфере. Государства-участники будут изучать вопрос о дальнейшем повышении роли ОБСЕ в этом отношении; — государствам-участникам желательно ввести современные эффективные национальные законодательные нормы, позволяющие облегчить на добровольной основе двустороннее сотрудничество и своевременный обмен информацией между компетентными ведомствами, включая правоохранительные органы го |
Реализация государственной политики Российской Федерации... |
сударств-участников, с целью противодействия использованию ИКТ в террористических или преступных целях. Государства-участники ОБСЕ соглашаются в том, что ОБСЕ не будет дублировать усилия, прилагаемые по существующим правоохранительным каналам. Таким образом, содержательно первоначальный перечень мер доверия ориентирован на развитие информационного обмена между государствами. В марте 2016 г. ОБСЕ приняла «Дополнительный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования информационных и коммуникационных технологий». В документе вновь обозначены уже упомянутые 11 мер доверия, сформулированные в предыдущем перечне, а также перечислены 5 дополнительных, таким образом, документ содержит 16 мер доверия. Пять новых мер доверия включают в себя следующие: — государства-участники будут на добровольной основе делиться информацией и облегчать межгосударственные обмены в различных форматах, включая рабочие совещания, семинары и круглые столы, в том числе на региональном и/или субрегиональном уровне; цель этого — изучение целого спектра основанных на сотрудничестве мер, а также других процессов и механизмов, которые могли бы позволить государствам-участникам сокращать риски возникновения конфликтов в результате использования ИКТ. Такая деятельность должна быть направлена на предотвращение конфликтов в результате использования ИКТ и на обеспечение использования ИКТ в мирных целях; — государства-участники будут на добровольной основе проводить мероприятия для должностных лиц и экспертов с целью оказать поддержку в упрощении использования одобренных властями и защищенных канал ов связи для предотвращения и снижения рисков ошибочного восприятия, эскалации напряженности и конфликта, а также с целью уточнения технических, правовых и дипломатических механизмов рассмотрения запросов, касающихся И КТ; — государства-участники будут на добровольной осно
|
|||
|