|
|||
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.16 Понятие общественного прогрессаРаздел кодификатора ФИПИ: 1.16 Понятие общественного прогресса Задание 2 Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса... Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире. Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.
(В. Кохановский) Задание 21 Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире? Задание 22 Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Задание 23 Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев. Задание 24 По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса. Задание 25 1.Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об относительности общественного прогресса; − одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
2.Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса; − одно предложение, раскрывающее сущность одного из критериев общественного прогресса. Задание 28 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
|
|||
|