|
|||
ЛЕКЦИЯ 1.ЛЕКЦИЯ 1. Истоки когнитивной лингвистики.Язык как некая когнитивная деятельность лег в основу исследований современных лингвистов, сегодня в рамках когнитивной лингвистики говорят о когнитивной грамматике, семантике, прагматике Теоретической базой когнитологии являются труды современных лингвистов [Лакофф 1986; Серебренников 1988; Кубрякова 1988, 1997, 1999, 2004; Телия 1988; Уфимцева 1988; Вежбицкая 1990, 1999; Колшанский 1990; Демьянков 1994; Фрумкина 1995; Аскольдов 1997; Баранов, Добровольский 1997; Лихачев 1997; Ченки 1997; Арутюнова 1998; Сулименко 1998, 2002а, 2002б; 2000; Рахилина 2000; Кобрина 2000; Степанов 2000, 2001; Стернин 2000, 2004; Попова, Стернин 2001; Резанова 2002; Болдырев 2004; Никитин 2004 и т.д.]. «Стержнем этой науки является ее направленность на получение знания о знании, и в фокусе ее внимания находятся многочисленные проблемы, связанные с получением, обработкой, хранением, извлечением и оперированием знаниями, относящиеся к его накоплению и систематизации, его росту, ко всем процедурам, характеризующим использование знания в поведении человека и, главное, его мышлении и процессе коммуникации» [Кубрякова 2004: 41]. Задача когнитивистов состоит в том, чтобы определить меру воздействия языка на различные виды деятельности человека, изучить репрезентацию знания теми или иными структурами сознания, отражающими воспринятый человеком мир в его голове. Итак, когнитивная лингвистика изучает сам язык и тексты в качестве некоего продукта человеческого сознания как системы переработки информации, поступающей из окружающего мира. Причем переработка информации сопряжена с ее интерпретацией в соответствии с индивидуальными особенностями личности, воспринимающей действительность. В результате данных процессов когниции возникает картина мира. Окружающий мир, преломляясь в сознании человека, находит свою интерпретацию прежде всего в языке. Именно язык является главнейшим средством хранения и воспроизведения информации о действительности. Осваивая в процессе жизнедеятельности мир, человек фиксирует результаты своего познания в слове, в результате возникает ЯКМ. «Картина мира – достаточно детализированная классифицирующая схема действительности, представленная в сознании носителей языка. Элементы этой картины, не находившие ранее отражения в языке, воплощаются в нем посредством функционального размежевания близких по смыслу слов в рамках одной лексико-семантической группы. При этом “дрейф” языковых значений происходит в сторону экспликации архитипических черт нашего сознания» [Яковлева 1994: 308]. Несмотря на то, что ЯКМ является проекцией ККМ, а значит, в чем-то схожа с ней, между ними имеются содержательные различия. По мнению Ю.Н. Караулова, основными элементами, составляющими ЯКМ, являются семантические поля, а ККМ состоит «из более высоких уровней – групп и сверхпонятий, представляющих собой “константы сознания”, …обобщений элементов ЯКМ, имен объединений полей» [Караулов 1967: 271, 273]. Но между названными типами КМ не существует четкой границы, она достаточно непрочна и неопределенна. В функциональном плане исследователями выделяются две функции КМ: интерпретативная и регулятивная. Через интерпретативную функцию человек познает мир, накапливает и хранит свой знания и опыт о нем. Стоит еще раз отметить, что «КМ – это не зеркальное отношение мира, а всегда есть некоторая интерпретация» [Постовалова 1988: 28], поскольку она связана с мышлением человека, то значит, является субъективной. Вторая функция КМ – регулятивная – служить для своего автора ориентиром в мире, являясь основой его мировидения, обуславливая и формируя отношения между членами социума, задавая нормы общения, поведения, жизнедеятельности, обеспечивая единство, некую основу различных норм, традиций, систем ценностей, а также знания в определенном кругу людей.
|
|||
|