Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Законы и категории, их методологическое значение в военно-научном познании и практике.



 

 

 Тема: «Проблемы развития в философии»

Задание

1. Ознакомьтесь с темой

2. Выпишите:

2.1 Понятие диалектика

2.2 Формулировку законов диалектики( их 3)

2.3 Ответьте на вопросы теста

3.Ответы присылайте на электронный адрес kulishkina.natalya@mail.ru или в группу техникума в контакте

 

Диалектика как учение о развитии.

Для современного человека, вступившего в эру информационной цивилизации, представление о быстро меняющемся мире – неотъемлемая составная часть его мировоззрения. Но создать целостный теоретический образ многомерного развивающегося мира – задача сложная и трудоемкая. Философский путь её решения насчитывает два с половиной тысячелетия, в течении которых формировалась и шаг за шагом детально разрабатывалась философия развития. Данный раздел философии включает в себя концепции, по-разному рассматривающие проблемы развития. Среди них: диалектика, метафизика, синергетика и другие. Наиболее признанной и разработанной из них является диалектика. Знание диалектики, творческое использование её принципов, законов и категорий является важным условием четкой мировоззренческой и методологической дисциплины специалиста любого профиля.

Понятие «диалектика» (от греч. – искусство вести беседу) имеет много общего со словом «диалог» (от греч. – разговор двух или нескольких собеседников). Сначала диалектику понимали как искусство вести дискуссию, направленную на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мысли, взглядов. Считалось, что диалектик – человек, который умеет спрашивать и отвечать. Исторически первой формой диалектики является стихийная диалектика древних философов. Это наивная диалектика бытия и познания, без проникновения в суть процессов.

В эпоху Средневековья диалектика была вытеснена метафизикой, превратившись в софистику и схоластику, которые активно использовались служителями культа для насаждения и закрепления в сознании людей религиозного мировоззрения.

Возврат к диалектике с элементами метафизики произошел в философии Нового времени (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро и др.). Тем не менее, наиболее цельная концепция диалектики была сформирована в классической немецкой философии Георгом Гегелем. Её называют второй формой диалектики (идеалистическая диалектика). Гегель впервые представил мир как процесс всеобщего развития от низшего к высшему, указал на источник развития – борьба противоположностей, сформулировал основные законы и категории диалектики. Однако диалектика Гегеля носила идеалистический характер. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а отражающее ею мышление.

Диалектика Гегеля создала предпосылки для возникновения следующей формы диалектики, в которой немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс попробовали сделать новый шаг – соединить материализм с диалектической логикой. Результатом стало создание третьей исторической формы диалектики (вторая половина XIX в.). Она была объективно подготовлена развитием научного познания. До 40-х годов XIX в. появились новые открытия в различных областях науки, которые дали естественнонаучное обоснование диалектико-материалистического взгляда на природу. Среди них особенно выделяют три: в физике – открытие закона сохранения и преобразования энергии, который обосновал взаимосвязь различных форм движения материи; в биологии – создание клеточной теории, которая раскрыла структурное единство всей живой природы (как растительного, так и животного мира); и эволюционной теории Дарвина, которая разработала идею развития, приминительно к живой природе. В этих условиях материалистическая диалектика оказалась формой философского мышления, наиболее адекватной науке, представляя собой аналог самой действительности, т.е. возможность мыслить и познавать действительность в соответствии с ней самой.

В создании исторической формы диалектики важную роль сыграло открытое К.Марксом материалистическое понимание истории, благодаря чему был осуществлен синтез диалектики не только с материализмом, но и с гуманизмом. Диалектика стала рассматриваться не сама по себе, безотносительно к человеку, а с точки зрения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельности.

В последние годы некоторые исследователи, характеризуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую, выделяют и четвёртую, неклассическую форму диалектики. В современной западной философии наиболее существенные элементы указанной формы диалектики обнаруживаются в присущем ей герменевтическом способе философствования. Однако здесь диалектический метод применяется прежде всего для обнаружения смысла посредством интерпретации (П.Риккерт), а также для ситуативного анализа познаваемого объекта.

Рассмотрим характерные особенности классической диалектики. Во-первых, классическая диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается с позиции всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Однако следует помнить, что диалектика является теорией не любых изменений, не всякого движения, а лишь одной формы изменения – развития. Диалектика представляет собой глубокую, всестороннюю и богатую по содержанию теорию развития. Она учит, что ни в природе, ни в обществе, ни в мышлении нет ничего, что не находилось бы в состоянии изменения, т.к. все сущее имеет свои внутренние противоречия, которые вынуждают его изменяться, приобретать новые формы, развиваться.

Во-вторых, диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной. Объективная диалектика – это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Она существует независимо от субъекта, от человека и человечества. Субъективная диалектика – это диалектика мышления субъекта и познание им объективного мира. Каково же их соотношение? С позиции материалистического подхода субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по смыслу (общим у них является содержание – единая диалектическая закономерность развития действительности). Но в тоже время они различаются по форме, т.к. мышление имеет свои особенности по сравнению с другими формами действительности, свою внутреннюю логику развития. Объективная диалектика отражается в мышлении: в субъективной и идеальной формах.

Объективная и субъективная диалектика – противоположности, но их противоположность «снимается» в сфере общественно-исторической практики. Поскольку субъективная диалектика отражает объективную, человек способен познать объективную диалектику и на основе этого знания строить свою целенаправленную практическую деятельность, в ходе которой он изменяет объективный мир и самого себя. В практике человека и общества знания превращаются из формы отражения в форму деятельности.

В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас диалектики, как науки создают её принципы, законы и категории, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познания в беспрерывном изменении и развитии. При этом под принципамиподразумевают общие и универсальные, основополагающие идеи, критерии, определяющие смысл и роль всех других элементов в системе. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу связи и принципу развития. Они выполняют важную методологическую функцию в создании её теории. Всеобщих законов в диалектики три: закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания. Категории диалектики – это наиболее фундаментальные, узловые понятия, в которых и с помощью которых осуществляется философское мышление.

И, в-четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории, и методологии. На основании содержания законов, категорий диалектики и закономерностей, функционирования и развития процесса познания формируются соответствующие требования к мыслящему субъекту, ориентируя его в познавательной деятельности. Вырабатываются так же соответствующие нормы и правила, которых он вынужден придерживаться в вопросах познания и практического преобразования действительности. Методологически правильные ориентиры, данные диалектикой, помогают избрать верный путь исследования, избежать многих ошибок, отклонений, не тратить напрасно силы и драгоценное время на бесперспективные усилия, и ненужные действия.

Таким образом, диалектика в современном понимании это: а) объективный процесс развития явлений на основании возникновения, взаимодействия и разрешения присущих им противоречий; б) философская концепция об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления; метод познания и преобразования мира. Знание общих законов развития, которые входят в её систему, дает возможность разобраться в прошедшем, правильно понять процессы, происходящие в современном мире, и предвидеть будущее.

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природа, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития даёт возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объектами, законами и потребностями человеческой цивилизации. Что такое развитие?

Определить понятие «развитие» возможно путем его соотношения с другими уже известными понятиями – «изменение» и «движение».

Изменение– это переход предметов, явлений из одного состояния в другое. Оно противоположно «устойчивости» и носит направленный характер, прогрессивный или регрессивный.

Прогресс – это постепенный переход от низших форм организации материи к высшим, от простого к сложному. Процесс, происходящий в обратном направлении, называется регрессом.

Понятие «движение» применительно к материи диалектика определяет как «изменение вообще», т. е. оно охватывает все процессы, происходящие в мире, независимо от их содержания. Движение по своему объему значительно более широкое понятие, нежели развитие. Развитие– от феномена движения можно отличить, выделив такие черты:

а. Направленность во времени – от прошлого через настоящее к будущему.

б. Необратимость процесса, т.е. реальные предметы, явления, которые изменяются в своих индивидуальных чертах.

в. Появление в процессе развития нового, т.е. не существовавшего ранее.

г. Закономерный характер развития, подчинённость его определенным законам.

На основе учета этих черт, присущих принципу развития можно утверждать, что развитие представляет собой определенную форму изменения вообще, особый вид движения, которому присуще закономерные, направленные, необратимые, качественные изменения материальных объектов. Однако, развитие – свойство материальной и духовной реальности.

Основными положениями диалектической концепции развития являются:

Во-первых, источником развития являются внутренние противоречия предметов, явлений, процессов. Это означает, что всем без исключения явлениям действительности свойственны внутренние противоположности, отношения между которыми называют противоречиями.

Во-вторых, формой развития является взаимное преобразование количественных и качественных изменений.

В-третьих, в процессе развития неизбежно присутствует момент преемственности.

Диалектика как наука о развитии имеет свои принципы, законы и категории. Принципами диалектики выступают: принцип всеобщей связи и принцип развития. Выделяют другие принципы: детерминизма, противоречивости, преемственности, необходимости.

Основные законы диалектики:

  1. Закон диалектической противоречивости.
  2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  3. Закон отрицания отрицания.

Парные или спряженные категории диалектики это неосновные законы:

  1. Сущность и явление.
  2. Единичное, особенное, всеобщее.
  3. Форма и содержание.
  4. Причина и следствие.
  5. Необходимость и случайность.
  6. Возможность и действительность.

5.2. Законы и категории, их методологическое значение в военно-научном познании и практике.

Важным является понимание закона в философии. Это возможно раскрыть через анализ принципа и взаимосвязи в диалектике. Связи характеризуются определенными чертами.

Во-первых, они имеют объективный характер, т.е. существуют независимо от сознания людей, как объективная закономерность.

Во-вторых, связи уникальны, т.к. обнаруживаются повсюду и всегда, во всех явлениях, на всех уровнях.

В-третьих, взаимосвязь многогранна по своей сути и природе, ведь каждый предмет, любое явление тысячами нитей связанны с другими, и эта связь характеризуется неисчерпаемой сетью отношений между явлениями и процессами материального и духовного мира.

В-четвертых, реальные связи бесконечно разнообразны по характеру, степени глубины и сложности, по формам проявления. Диалектика предусматривает дифференцированный подход к анализу разнообразных связей действительности, выделяя среди них:

  • связи, присущие основным видам материи и формам её движения (механические, физические, химические, биологические, общественные).
  • связи, присущие основным формам существования материи (структурные, генетические, причинные, функциональные).

Однако, среди множества конкретных форм связей диалектику интересуют наиболее характерные (характер связи), которые обнаруживаются во всех явлениях и процессах действительности.

К таким формам связей относят:

– внутренние, внешние;

– существенные, несущественные;

– необходимые, случайные;

– устойчивые, неустойчивые;

– общие, единичные.

Роль этих связей в развитии неодинакова: благодаря одним предмет реализует свою природу, т.е. они играют главную роль, другие – второстепенные. На этом основании появилось выражение «закон есть связь». Правильно ли это? Правильно, если добавить, что закон – это не всякая связь.

Законом называется такая взаимосвязь, которая имеет целый ряд необходимых признаков:

Объективная связь. Речь идет не о юридических законах, которые сегодня принимаются, а завтра – отменяются. Если говорить о законах сохранения энергии и вещества или о законах всемирного тяготения, то было бы бессмыслицей утверждать, что мы сможем отменить или сознательно затормозить их действие. Существенным признаком закона будет то, что он отражает объективное состояние вещей, объективную связь между вещами, предметами, явлениями.

Существенность связи. Существенная связь, это такая связь, которая определяет существование вещи, её движение и развитие. Скажем, периодический закон элементов выражает существенную связь между атомным весом, зарядом атомного ядра и химическими свойствами элементов.

Необходимость связи. Необходимая связь – это такая связь, которая с необходимостью проявляется в определенных условиях. Например, известный в физике закон зависимости сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения с необходимостью обнаруживается в каждом случае прохождения электрического тока в проводнике, поскольку он обусловлен природой вещества, из которого сделан проводник, присущими ему объективными характеристиками.

  • Устойчивость связи. Устойчивая связь – это связь, которая надежно сохраняется. Она имеет место на протяжении всего существования соответствующей формы движения материи (определенной стадии её развития) или мышления и будет существовать до тех пор, пока существуют эти явления и предметы;
  • Всеобщность связи. Всеобщность связи проявляется в том, что ей подчинены многие или даже все предметы, явления, процессы объективного мира.

Рассмотренные признаки закона позволяют дать ему логическое определение. Закон– это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направления их движения и развития.

Диалектику как учение о законах бытия интересуют всеобщие (универсальные) законы, поскольку они, во-первых, присущи всем сферам деятельности, т.е. действуют в природе, обществе и познании; во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития, а именно – последовательно отвечают на важнейшие вопросы: почему, каким образом, в каком направлении происходит развитие?

Центральное место в системе законов диалектики занимает закон диалектической противоречивости (данный закон принято называть несколько иначе – «закон единства и борьбы противоположностей»). Для выяснения существенных моментов закона необходимо рассмотреть основные его категории. Начнем с понятия противоположности. Противоположность – философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, которые взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга (ассимиляция – диссимиляция, изменчивость – наследственность, производство – потребление, добро – зло и пр.)

Между противоположностями существует два вида отношений: отношение единства и отношение противодействия. (В классической формулировке закона используется термин «борьба», который упрощает суть закона, поскольку данный термин в большей степени относится к обществу). Что представляет собой отношение единства? Во-первых, единство противоположностей – это их неразделенность. Каждая противоположность является условием существования другой. Отдельное их существование невозможно (если исчезает одна из противоположностей, перестает существовать другая). Во-вторых, единство противоположностей имеет смысл в том случае, если они взаимообуславливают и взаимопроникают одна в другую. Любая из противоположностей имеет потребность в том, чего у нее нет, но есть в другой. Они выступают во взаимодействии. Оказывая взаимное влияние, противоположности взаимопроникают одна в другую. Это означает, что противоположности не существуют как разнородные, разделенные в пространстве, а любая из них содержит в себе другую (например, учебный процесс предусматривает наличие преподавателя и курсантов).

Что же представляет собой отношение противодействия («борьбы») противоположностей? Находясь во взаимообусловленности и развитии, противоположности не «равнодушные» одна к другой, они взаимно влияют одна на другую. Между ними идет противодействие, противоборство. Его суть состоит в том, чтобы разорвать единство. Любая из противоположностей выталкивает из себя другую, стремится освободиться от нее. Таким образом, противоборство противоположностей имеет место тогда, когда противоположности взаимоотрицают, взаимоотталкивают, взаимоисключают одна другую.

Единство противоположностей выражает устойчивость предмета и является относительным, преходящим. Противодействие противоположностей абсолютно, оно не прекращается. Отношение, которое характеризуется единством противоположностей и вместе с тем является постоянным противодействием между ними, называется противоречием. Противоречия присущи всем явлениям и процессам действительности и выступают движущей силой, источником изменения и развития. Именно поэтому противоречие является центральной категорией, которая раскрывает суть закона диалектической противоречивости.

Противоречие – это не только отношение противоположностей, но и процесс их развертывания. В связи с этим, основываясь на идеях Гегеля, различают такие ступени (фазы) развертывания противоречия: тождество, различие, противоположность, противоречие и основание (т.е. разрешение противоречия).

Понятие «тождество» означает начальную ступень развертывания противоречия. Это отношения одинаковости, подобности вещи, явления, стороны самой себе или другим вещам, явлениям, сторонам. А «различие» – это отношение неодинаковости, несовпадения с собой, с другими вещами, явлениями, сторонами. Возникновение противоречия происходит как раздвоение единого, как самодифференция единого на противоположности. В моменте раздвоения одновременно в том же самом отношении возникают и единство противоположностей, и их противодействие. В ходе становления противоречия, противодействие противоположностей все более выходит на передний план и становится внутренним, глубинным источником развития. В самом противоречии противоположности играют различную роль. Ведущей стороной противоречия являются более динамичная, импульсивная противоположность. Противодействие противоположностей приводит в итоге к новому качественному состоянию. Новые, возникающие явления имеют новые, присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития.

Для более глубокого проникновения в процессе развития противоречий необходимо, помимо этапов (фаз, ступеней) их развертывания выделить их состояния. Под состоянием предметно- материального «зрелого» противоречия понимают способ функционирования, специфику проявления «единства и противодействия» его противоположностей, которая определяет особенности и интенсивность их развития, характер разрешения данного противоречия. В развитии противоречия можно выделить также этапы, или состояния, которые являются характеристикой уже развернутого, «зрелого» противоречия. Такой подход к этапам развития противоречий применительно к социальным системам позволяет определить следующие их состояния: гармонию, дисгармонию, конфликт. Важно отметить, что противоречия есть в любой развивающийся системе от начала до последнего момента ее существования. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер взаимодействия противоположностей, их роль в системе. Противоречия в окружающем нас мире многогранны; их принято классифицировать по различным основаниям. Одной из самых распространенных является следующая классификация:

  1. по форме – внутренние и внешние;
  2. по роли в развитии – основные и неосновные;
  3. по характеру возникновения – необходимые и случайные;
  4. по типу в обществе – антагонистические и неантагонистические. Виды противоречий подробно описаны в учебной литературе, поэтому нет необходимости давать их развернутую характеристику.

Таким образом, закон диалектической противоречивости – это закон, в силу которого всем вещам, системам, явлениям и процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Взаимодействия, «борьба» между ними выступает источником изменения и развития, ведет к нарастанию противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового.

Чем определяется центральное положение закона диалектической противоречивости в системе законов диалектики? Во-первых, этот закон раскрывает источник всякого движения и развития, т.е. дает ответ на самые важные и существенные вопросы теории развития. Во-вторых, этот закон является основой всех остальных законов и категорий диалектики, в каждом из которых мы находим противоположности, связанные отношением единства и противодействия. В-третьих, закон диалектической противоречивости определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя раздваивать в мышлении единые и изучать его противоположности, объединяя их анализ с дальнейшим синтезом.

В отличии от закона диалектической противоречивости, который раскрывает источник развития, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм процесса развития, показывает, как и в каких формах он реализуется. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интересы количественных изменений.

Чтобы выразить специфику этого закона, его проявления и действие, следует раскрыть содержания его основных понятий, благодаря которым он реализуется: качество, количество, мера, скачок. Качество выражает свойственную вещам специфическую определённость, которая тождественно с их бытиём и отличает их от других вещей в определённой системе связей. Качество вещей органически связаны с их конечностью, ведь с исчезновением данного качества исчезает и сама вещь как таковая, она превращается в другую. Наряду с качеством, все вещи, процессы, явления имеют и количественную определённость. Они обязательно имеют какой-то размер, объём, массу и прочее. Количество – это объективная определённость качественно однородных явлений, которые характеризуют их величину, продолжительность существования и интенсивность развития в целом отдельно или отдельных его сторон.

Итак, мы выяснили, что вещи и явления имеют качественные и количественные особенности. Но может сложиться впечатление, что между этими сторонами вещей и явлений нет тесной связи, что они независимы одно от другого. Но это не так. Качество и количество находятся в диалектической взаимосвязи: нет количества, которое бы не выражало собой определённого качества, и вместе с тем нет качества без количества. Вдобавок данному качеству всегда отвечает, не какой-нибудь, а определённое количество. Мы никогда, например, не видели стола, который имел бы длину, равную длине моста через Днепр. Тяжело себе представить человека, у которого длина ног была бы 5 метров. Таким образом, всякое качество имеет количественный предел называемый в философии мерой. Мера – это такое единство количества и качества, при котором определённое качество связано только с определённом количеством. Мера – это и определённый интервал количественных характеристик или изменений, в пределах которого может существовать надлежащее качество. Изменяя качество в пределах меры и предмет перестаёт быть тем, что он есть. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и качественных изменений. Например, если телу придать скорость 1000, 2000, 7910 метров в секунду, то оно упадёт на землю. Если же скорость увеличить всего на одну единицу и довести ее до 7911 м в секунду, то тело оторвётся от Земли и станет ее спутником. Значит, количественные изменения коренным образом не влияют на качество, если они происходят в пределах меры. Но если эти изменения выходят за пределы меры, возникает новое качество, имеющее свою количественную определённость и свою меру.

Положение о взаимообусловленности количественных и качественных изменениях имеют всеобщее значение. Оно справедливо по отношению ко всем предметам и явлениям окружающей действительности, т.е. имеет силу диалектического закона. Его формулируют таким образом: Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений выражает такую взаимосвязь количественных и качественных сторон предмета, в силу которой количественные изменения, выходя за пределы меры, обязательно влекут за собой коренные и качественные изменения, которые, в свою очередь, приводят к новым количественным показателям.

В соответствии с этим законом развитие происходит как единство двух отличных одна от другой, но взаимосвязанных стадий непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии – это стадии медленных незаметных количественных изменений. Прерывность в развитии называют скачком. Скачок – это момент, форма, способ преобразования одного качества в другое, это перерыв в постепенности, непрерывности количественных изменений. Скачок – это возникновение жизни на Земле, выделение человека из мира животных, замена одного общественного строя другим, выдающиеся научные и технические открытия. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, т.к. свидетельствует и о рождении нового, и о сопротивлении старого.

Формы скачков разнообразны и зависят от природы развивающегося явления, а так же от конкретных условий, в которых осуществляется его качественное преобразование. Скачки различаются:

  1. по продолжительности преобразования (быстрые, медленные);
  2. по форме преобразования (одноактные, полные);
  3. по направлению преобразования (прогрессивные, регрессивные, ненаправленные).

При рассмотрении скачков важны такие термины, как «эволюция», «революция», «реформы». В широком значении «эволюция» – это весь процесс постепенного развития, который включает не только количественные, но и качественные изменения, в том числе и революции. В узком значении под понятием «эволюция» понимают период, предшествующий революции, её подготовки. Понятие «революции» используется для характеристики общественных явлений. Это качественный скачок, который разрушает общество в самой его основе, а не преобразует медленно, постепенно. Реформы – это изменение какой-то важной стороны жизни общества при сохранении основ её экономического и государственного порядка.

Таким образом, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные конкретизируется с помощью категорий «качество», «количество», «мера», «скачок», которые дают целостные представления о его содержании как общего закона развития. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос: как, каким образом происходит развитие, движение и изменение всего сущего?

Если рассмотренные законы раскрывают источник развития и его механизм, то закон отрицание отрицания – общую тенденцию развития, его направленность. Этот закон в определённой мере обобщает, и синтезирует действия других законов диалектики. Что же представляет собой закон отрицание отрицания, какова его суть?

Сначала выясним содержание категории «отрицание». Существуют две точки зрения: метафизическая и диалектическая. Метафизическое «отрицание» акцентирует основное внимание на исчезновение старого и практически игнорирует процесс сохранения и создание нового. Таким образом, метафизическое отрицание исходит из того, что отрицать означает отвергнуть, уничтожить. А диалектическое «отрицание» – это такой переход от старого качества к новому, при котором определённые стороны, элемент содержания и функции старого качества переходят в изменённом виде в новое качество. Диалектическое отрицание – это не полное уничтожение предмета, а его преобразование в новый предмет с сохранением и изменением некоторых черт старого качества. Оно свидетельствует о том, что между новым и старым существует связь. Диалектическое отрицание включает в себя три существенных момента:

  1. разрушение, преодоление старого;
  2. сохранение элементов старого (преемственность);
  3. конструирование, создание нового.

«Отрицание отрицания» фиксирует тот факт, что процесс развития начинается с отрицания старого, которое в свою очередь через определённое время отрицается другим, новым. Но как происходит развитие? По прямой (восходящей) или по кривой линии? Этот вопрос имеет не риторическое, а существенное значение. Ведь если бы не было связи старого и нового в процессе развития, не было преемственности, старое уничтожалось бы полностью, развитие можно было бы графически изобразить как прямую (восходящую) линию, где новое отлично от старого, а старое не повторяется в новом. Однако, на самом деле в новом сохраняется старое, его элементы повторяются в новом, хотя и на более высокой стадии. Повторение черт, элементов старого на более высокой основе и является особенностью закона, который мы рассматриваем. Из этого явствует другая особенность закона. Поскольку имеет место повторение старого на высшей основе, то обнаруживается, что развитие происходит не по прямой. А как бы по спирали, приближаясь с каждым циклом к старому (поскольку существует повторяемость) и отдаляясь от него (поскольку это новое). Почему неминуема эта повторяемость?

Дело в том, что отрицание находится в тесной связи с противоречием, оно обусловлено разрешением этого противоречия. Возьмем любой новый предмет, возникший с присущим ему противоречием. В процессе развития противоречия предмет превращается в свою противоположность. Однако на этом этапе отрицания происходит лишь частичное разрешение заложенного в начальном предмете противоречия. Эта неполнота разрешения противоречия заключает в себе условие дальнейшего собственного отрицания предмета. На смену первому отрицанию приходит второе и возникает новый предмет, третий, противоположный второму, который является отрицанием второго, т.е. отрицанием отрицания первого предмета. То противоречие, которое было присуще первому предмету на этапе второго отрицания, разрешается полностью. В результате двойного отрицания, с возвращением к начальному пункту, достигается более высокий уровень развития, происходит восстановление первоначальной, но обогащенной формы развития. Линия развития как будто образовывает круг «витка спирали», но его начало не совпадает с концом. Развитие, таким образом, объединяет в себе черты постепенности и цикличности движения.

Это положение тоже имеет всеобщее значение. Оно справедливо по отношению ко всем предметам и явлениям окружающей действительности, т.е. имеет силу диалектического закона. Его можно сформулировать таким образом, закон отрицания отрицания – это закон, в силу которого процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым при сохранении и удержании (снятии) в новом всего характерного и жизненно важного из предыдущих этапов развития и имеет в целом поступательную, восходящую направленность. При этом в процессе развития на его высших ступенях происходит повторение некоторых черт и сторон предшествующих ступеней, но уже на качественно новой основе, которая обусловливает восхождение не по прямой, не по замкнутому кругу, а по кривой, приближающейся к спирали. Спиралевидность движения выражает цикличность развития.

Основные законы диалектики, характеризуя различные моменты единого процесса развития, действуют не порознь, а в непрерывном диалектическом единстве. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и наоборот вбирает в себя и противоречие, и диалектическое отрицание. Единство и противодействие противоречий включает в себя количественно-качественные отношения и отрицание отрицания. Аналогично в процессе отрицания происходят раздвоение единого на старое и новое, противодействие между ними, а также переход количественных изменений в качественные. Иначе говоря, единство материального мира предполагает всеобщность действия законов. Хотя следует иметь в виду, что при одновременности действия законов диалектики каждый из них обладает относительной самостоятельностью, ибо выражает сущность развития в определенном аспекте (источник, механизм, направление).

Итак, ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ выражают наиболее существенные связи и отношения объективного мира. Действуя в единстве и взаимосвязи, они характеризуют сложный многогранный процесс развития объективной реальности. Глубокое знание механизма действия законов диалектики и умелое их использование спасают от заблуждений и ошибок, делают практическую деятельность людей целенаправленной и эффективной.

Все КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые – это те категории, которые употребляются в отдельности, безотносительно с другими. К таким



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.