|
|||||||||||
Новости для юриста (подготовлено экспертами компании Гарант)Новости для юриста (подготовлено экспертами компании "Гарант") Май 2020 года 28 мая 2020 года
Определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2020 г. N 7-КА19-4 Верховный Суд РФ поддержал позицию прокуратуры о том, что у нее нет полномочий возбуждать дела об административном правонарушении против сотрудников Администрации Президента РФ. Правовая позиция была выкована в споре с гражданином, которому Администрация Президента РФ не давала письменного ответа по существу обращения в порядке и сроки, установленные Законом N 59-ФЗ об обращениях граждан (по мнению этого гражданина). Между тем, нарушение законной процедуры ответа наказуемо по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан), причем прокурор имеет исключительное право возбуждать дела об указанном правонарушении. Полагая, что виновных лиц, - например, сотрудника Администрации Президента РФ, - нужно наказать за нарушение требований Закона N 59-ФЗ, гражданин обратился с соответствующим заявлением к прокурору. Расчет был такой - возбудит прокурор дело - хорошо, вынесет определение об отказе - тоже хорошо, оно будет обжаловано в суд. Но прокурор - неожиданно - просто переслал обращение гражданина в Администрацию Президента, потому что "органы прокуратуры не осуществляют надзор за Администрацией Президента РФ". Хотя сама Администрация, разумеется, не имеет возможности возбуждать дела по ст. 5.59 КоАП РФ. Гражданин обжаловал этот внепроцессуальный ход по правилам КАС РФ, и суды - и районный, и региональный, - сочли, что прокурор незаконно бездействовал, и что ему следует все-таки рассмотреть спорное заявление гражданина по существу и вынести по нему процессуальное решение. Суды отметили, что: - возбуждение дел об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ, отнесено к полномочиям прокуратуры; - при этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором; - ни в Законе о прокуратуре, ни в КоАП РФ нет каких-либо ограничений в части возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц Администрации Президента РФ; - наоборот, в ст. 1.4 КоАП РФ закреплен принцип, провозглашенный ст. 19 Конституции РФ, о равенстве лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом; - следовательно, не имеется никаких препятствий к привлечению должностных лиц Администрации Президента РФ к ответственности в случае совершения ими правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, а органы прокуратуры полномочны составлять постановления об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении сотрудников Администрации Президента РФ при наличии к тому законных оснований; - бездействие прокурора создает препятствия к реализации административным истцом прав на участие в деле об АП, в том числе путем оспаривания постановления в рамках КоАП РФ. Но прокуратура не согласилась с "расширением" своих полномочий и обжаловала вынесенные судебные акты в Верховный Суд РФ. Высшая судебная инстанция отменила все состоявшиеся постановления и отказала в административном иске, основываясь на ограничительном толковании норм КоАП РФ: - Администрация Президента РФ является госорганом, сформированным в соответствии с п. "и" ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и подчиняется непосредственно ему; - Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ; - при этом Закон о прокуратуре содержит исчерпывающий перечень видов и объектов надзора, а также соответствующие полномочия органов прокуратуры. Так, прокуратура надзирает за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, СК РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, ОМСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Администрация Президента РФ по тексту Закона о прокуратуре не упомянута; - кроме того, прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, то есть выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об АП, исходя из характера нарушения закона должностным лицом; - следовательно, прокурор полномочен возбуждать дела об АП исключительно в отношении поименованных в Законе о прокуратуре органов публичной власти; - а раз Администрация Президента там не поименована, то прокурор и не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении сотрудников Администрации Президента РФ, - следовательно, прокурор не вправе также и принимать процессуальное решение в соответствии с нормами КоАП РФ по спорному вопросу, - это просто не отнесено к его компетенции; - переслав жалобу гражданина в тот орган, чье действие гражданином обжалуется, прокурор поступил единственно правильным способом, - переадресовал жалобу по подведомственности. Напомним, что надзор за Администрацией Президента РФ не отнесен к компетенции ни одного органа или должностного лица в РФ, кроме самого Президента РФ. Сам же глава государства, согласно КоАП РФ, не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. Таким образом, выходит, сотрудники Администрации Президента РФ в принципе не могут быть привлечены к ответственности ни за какое правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, по крайней мере, если оно совершено ими при исполнении должностных обязанностей, - на них просто некому будет составить протокол.
|
|||||||||||
|