|
|||
Понятие нормы и отклонения в развитии ребенкаПонятие нормы и отклонения в развитии ребенка Норма – (лат. «norma») – руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Аномалия– ( греч. anomaloz- неправильный) – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития. Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином дизонтогенез», которым обозначают любые формы нарушений онтнгенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез). Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации. На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.
Виды нарушений, их классификация Классификация нарушений – телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); – сенсорные нарушения (слух, зрение); В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии: 1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики); 2) дети с задержкой психического развития; 3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями; 4) дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения); 5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии); 6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)(М.А. Власова, М.С.Певзнер) Возможно и другое подразделение на группы: 1. Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями; 2. В связи с функциональной незрелостью; 3. Дети с отклонениями в развитии на почве депривации (Усанова О.Н.). В монографии «Основы дефектологии» (В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития: 1. Дети сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения); 2. Дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития); 3.Дети с нарушениями речи; 4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития; 6. Дети с искаженными (или дисгармоничным) развитием.
|
|||
|