Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка



Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка

Норма – (лат. «norma») – руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Аномалия– ( греч. anomaloz- неправильный) – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином дизонтогенез», которым обозначают любые формы нарушений онтнгенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

 

Виды нарушений, их классификация

Классификация нарушений  

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

сенсорные нарушения (слух, зрение);
нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)(М.А. Власова, М.С.Певзнер)

Возможно и другое подразделение на группы:

1. Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;

2. В связи с функциональной незрелостью;

3. Дети с отклонениями в развитии на почве депривации (Усанова О.Н.).

В монографии «Основы дефектологии» (В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития:

1. Дети сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

2. Дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

3.Дети с нарушениями речи;

4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6. Дети с искаженными (или дисгармоничным) развитием.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.