Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано». МБУДО ЖДШИ №1. Жукова Е.А.



 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Жуковская детская школа искусств»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано»

                                                             преподаватель фортепиано

                                                                  МБУДО ЖДШИ №1

 Жукова Е.А.

 

 

г.о. Жуковский, 2019 год

 

 

На уроках фортепиано педагог, прежде всего, должен научить ученика слышать музыку. Нельзя ограничиваться только изучением нот и движением пальцев. В своей работе я опираюсь на развитие слуха и понимания музыки. Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогике.

 

Педагог должен развить у ребёнка:

 

1.   Звуковысотный слух

 

2.   Мелодический слух.

 

3.   Полифонический слух.

 

4.   Гармонический слух.

 

5.   Тембро-динамический слух.

 

6.   Внутренний слух.

 

Существует много методов развития музыкального слуха.

 

Звуковысотный слух.

 

Многие пианисты сопровождают свою игру подпеванием – это означает, что фортепианное исполнительство как процесс создаёт благоприятные условия для музыкально-слухового воспитания и развития. Пение – естественный путь формирования звуковысотного слуха – это общепризнанно.

 

Методы:

 

1. Воспризведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммаобразных последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков (из репертуара у учащегося).

 

2. Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему, одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.

 

3. Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-х голосной фактуры, с одновременным исполнением остальных, на фортепиано.

 

4. Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г.Нейгауз «Два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять пойте».

 

5. Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.

 

 

Мелодический слух.

 

Мелодический слух у учащихся фортепианного класса заметно улучшается в ходе исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей. Чтобы гибко, напевно, эмоционально проинтонировать мелодию, музыканту надо обладать чутким отзывчивым слухом.

 

В распоряжении педагога-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих укрепить мелодический слух.

 

Методы:

 

1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха.

 

2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы играл педагог этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию).

 

3. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона) с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, затем то же, но с пропеванием мелодии «про себя» - активным внутреннеслуховым переживанием – осмыслением её.

 

4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая «выделка» и «оттачивание» мелодической фразы. Это укрепляет мелодический слух, оказывает помощь в воспитании у учащегося.

 

 

Полифонический слух.

 

Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание полифонического слуха – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

 

Фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приёмов, способствующих развитию полифонического слуха.

 

Методы (наиболее эффективные):

 

1. Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.

 

2. Проигрывание отдельных пар голосов (1 и 3, 2 и 3, 1 и 2 и т.д.). Требование при этом прежнее: выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности каждого голоса.

 

3. Совместное проигрывание (учитель – ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосов.

 

4. Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.

 

5. Исполнение вокальным ансамблем (педагога и учащегося) голосов полифонического произведения.

 

6. Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов (метод рекомендовавшийся А.Б. Гондельвейзером, Г.Г.Нейгаузом и рядом других известных пианистов).

 

Гармонический слух.

 

Гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании.

 

Методы, развивающие слух гармонически:

 

1. Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся напряжённым, интенсивным вслушиванием во все гармонические модификации, чередования – смены звуковых структур.

 

2. Разбор тонального плана, его анализ. Прослушивание гармонической основы.

 

3. Проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением.

 

Тембро-динамический слух.

 

Фортепиано – инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты – всё это даёт основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано (рояле).

 

А.Г.Рубинштейн говорил: «Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это сто инструментов».

 

Ф. Бузони подчёркивал, что рояль «великолепный актёр»: ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.

 

Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим.

 

Тембро-динамический слух учащегося, его слуховое воображение зависит во многом от преподавателя.

 

Методы:

 

1. Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.

 

2. Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми или тёплыми, яркими или матовыми. Всё это надо образно пояснить, дать почувствовать ученику, иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.

 

3. Детализированное, скрупулезное выявление тембро-динамических градаций в музыкальном произведении.

 

4. Работа с оттенками, погружаться в гармонию звуков, искать тончайшие нюансы в игре.

 

5. Учащемуся предлагается мысленно «оркестровать» фортепианную фактуру, представить себе специфическое звучание того или иного оркестрового инструмента.

 

Итак, тембро-динамический слух, получая импульсы со стороны живописно-образного воображения и фантазии ученика, кристаллизируется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно-изобразительных замыслов и идей.

 

Внутренний слух.

 

Внутренний слух – понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов.

 

Методы (основные из них):

 

1. Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения). Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен, поскольку со всей непреложностью требует от ученика ясных и чётких слуховых представлений – здесь всё от слуха.

 

2. Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на предслышание (разведку слухом) последующего развёртывания музыки.

 

3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира» - одну фразу «вслух», другую «про себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывности. Слитности движения звукового потока.

 

4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента это обостряет внутренний слух у учащегося.

 

5. Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста.

 

6. Мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение «про себя»). Учиться читать глазами нотный текст.

 

Заключение.

Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося, является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот.

«Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух».

Музыкальный слух учащегося фортепианного класса естественным образом, развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения. Преподаватель-пианист должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью, которых при необходимости он может энергично воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации.

Р. Шуман писал: «Развитие слуха – это самое важное».

 

 

Литература:

 

1. Алексеев А.Д. "Методика обучения игре на фортепиано” – М., 1978.

2. Алексеев А.Д. "История фортепианного искусства” – М., 1988.

3. Бочкарев "Психология музыкальной деятельности” – М., 1978.

4. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка” – М., 1978.

5. Калачева С.В. "Стих и ритм” – М., 1978.

6. Кончаловская Н. "Нотная азбука” – М., 1997.

7. Ляховицкая С. "Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре” – Л., 1970.

8. Милич Б. "Воспитание ученика – пианиста” – К., 1997

9. Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры” – М.,1982

10. Перфильева И.Д. "Метод игры с параллельной декламацией” – рукопись..

11. "Ребенок за роялем” под ред. Ян Достал – М., 1981.

12. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей” – М., 1978.

13. Холопова В.Н. "Музыкальный ритм” – М.,1980.

14. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., - 1984г.

15. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.