|
|||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано». МБУДО ЖДШИ №1. Жукова Е.А.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Жуковская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано» преподаватель фортепиано МБУДО ЖДШИ №1 Жукова Е.А.
г.о. Жуковский, 2019 год
На уроках фортепиано педагог, прежде всего, должен научить ученика слышать музыку. Нельзя ограничиваться только изучением нот и движением пальцев. В своей работе я опираюсь на развитие слуха и понимания музыки. Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогике.
Педагог должен развить у ребёнка:
1. Звуковысотный слух
2. Мелодический слух.
3. Полифонический слух.
4. Гармонический слух.
5. Тембро-динамический слух.
6. Внутренний слух.
Существует много методов развития музыкального слуха.
Звуковысотный слух.
Многие пианисты сопровождают свою игру подпеванием – это означает, что фортепианное исполнительство как процесс создаёт благоприятные условия для музыкально-слухового воспитания и развития. Пение – естественный путь формирования звуковысотного слуха – это общепризнанно.
Методы:
1. Воспризведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммаобразных последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков (из репертуара у учащегося).
2. Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему, одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.
3. Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-х голосной фактуры, с одновременным исполнением остальных, на фортепиано.
4. Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г.Нейгауз «Два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять пойте».
5. Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.
Мелодический слух.
Мелодический слух у учащихся фортепианного класса заметно улучшается в ходе исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей. Чтобы гибко, напевно, эмоционально проинтонировать мелодию, музыканту надо обладать чутким отзывчивым слухом.
В распоряжении педагога-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих укрепить мелодический слух.
Методы:
1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха.
2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы играл педагог этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию).
3. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона) с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, затем то же, но с пропеванием мелодии «про себя» - активным внутреннеслуховым переживанием – осмыслением её.
4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая «выделка» и «оттачивание» мелодической фразы. Это укрепляет мелодический слух, оказывает помощь в воспитании у учащегося.
Полифонический слух.
Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание полифонического слуха – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приёмов, способствующих развитию полифонического слуха.
Методы (наиболее эффективные):
1. Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.
2. Проигрывание отдельных пар голосов (1 и 3, 2 и 3, 1 и 2 и т.д.). Требование при этом прежнее: выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности каждого голоса.
3. Совместное проигрывание (учитель – ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосов.
4. Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.
5. Исполнение вокальным ансамблем (педагога и учащегося) голосов полифонического произведения.
6. Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов (метод рекомендовавшийся А.Б. Гондельвейзером, Г.Г.Нейгаузом и рядом других известных пианистов).
Гармонический слух.
Гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании.
Методы, развивающие слух гармонически:
1. Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся напряжённым, интенсивным вслушиванием во все гармонические модификации, чередования – смены звуковых структур.
2. Разбор тонального плана, его анализ. Прослушивание гармонической основы.
3. Проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением.
Тембро-динамический слух.
Фортепиано – инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты – всё это даёт основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано (рояле).
А.Г.Рубинштейн говорил: «Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это сто инструментов».
Ф. Бузони подчёркивал, что рояль «великолепный актёр»: ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.
Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим.
Тембро-динамический слух учащегося, его слуховое воображение зависит во многом от преподавателя.
Методы:
1. Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.
2. Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми или тёплыми, яркими или матовыми. Всё это надо образно пояснить, дать почувствовать ученику, иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.
3. Детализированное, скрупулезное выявление тембро-динамических градаций в музыкальном произведении.
4. Работа с оттенками, погружаться в гармонию звуков, искать тончайшие нюансы в игре.
5. Учащемуся предлагается мысленно «оркестровать» фортепианную фактуру, представить себе специфическое звучание того или иного оркестрового инструмента.
Итак, тембро-динамический слух, получая импульсы со стороны живописно-образного воображения и фантазии ученика, кристаллизируется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно-изобразительных замыслов и идей.
Внутренний слух.
Внутренний слух – понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов.
Методы (основные из них):
1. Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения). Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен, поскольку со всей непреложностью требует от ученика ясных и чётких слуховых представлений – здесь всё от слуха.
2. Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на предслышание (разведку слухом) последующего развёртывания музыки.
3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира» - одну фразу «вслух», другую «про себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывности. Слитности движения звукового потока.
4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента это обостряет внутренний слух у учащегося.
5. Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста.
6. Мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение «про себя»). Учиться читать глазами нотный текст.
Заключение. Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося, является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот. «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух». Музыкальный слух учащегося фортепианного класса естественным образом, развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения. Преподаватель-пианист должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью, которых при необходимости он может энергично воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации. Р. Шуман писал: «Развитие слуха – это самое важное».
Литература:
1. Алексеев А.Д. "Методика обучения игре на фортепиано” – М., 1978. 2. Алексеев А.Д. "История фортепианного искусства” – М., 1988. 3. Бочкарев "Психология музыкальной деятельности” – М., 1978. 4. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка” – М., 1978. 5. Калачева С.В. "Стих и ритм” – М., 1978. 6. Кончаловская Н. "Нотная азбука” – М., 1997. 7. Ляховицкая С. "Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре” – Л., 1970. 8. Милич Б. "Воспитание ученика – пианиста” – К., 1997 9. Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры” – М.,1982 10. Перфильева И.Д. "Метод игры с параллельной декламацией” – рукопись.. 11. "Ребенок за роялем” под ред. Ян Достал – М., 1981. 12. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей” – М., 1978. 13. Холопова В.Н. "Музыкальный ритм” – М.,1980. 14. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., - 1984г. 15. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.
|
|||
|