|
|||
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр профессиональной реабилитации инвалидов»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ с применением дистанционных технологий
Профессия «Живописец » Дата: 01/06/2020 02/06/2020 03/06/2020 Раздел 1.Декоративно-прикладная, оформительская и живописная деятельность
Тема 9. Выполнение натюрморта: акварельная, гуашевая, пастельная живопись.
Продолжительность занятия: 18 часов
Цели: Закрепление практических навыков, знаний и умений, полученных в процессе обучения. Задачи: формирование профессиональных умение и определенного опыта, необходимого для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Материалы и инструменты: · бумага акварельная формат А3; · цветной картон для пастели формат А3; · кисти плоские, круглые № 1,2,4,6,9; · краски гуашевые; · краски акварельные; · пастельные мелки; · простой карандаш; · ластик; · салфетка; · емкость под воду.
Последовательность выполнения задания: 1. Как правильно рисовать натюрморт Натюрморт – это тип картины, на котором изображаются неодушевленные предметы. Правильно рисовать натюрморт можно не только масляными красками (хотя этот способ считается классическим) – такие картины рисуют и акварелью, пастелью, гуашью, карандашом и так далее. Для создания гармоничного сюжета в данном стиле используется ряд правил – их несоблюдение может привести к разочарованию своим результатом. Поэтому учиться рисовать натюрморты следует с изучения данных рекомендаций и, безусловно, применения их на практике. Прежде, чем браться за написание натюрморта, следует определиться со стилем картины и её содержанием. Чаще всего для обучения используется рисование вазы с цветами, стоящей на столе, – рядом с ней можно художественно разбросать яркие фрукты, и симпатичный натюрморт готов. Вы также можете придумать и свою композицию – главное, чтобы для обучения она была не слишком сложной. Основные правила при написании натюрморта: · расположение предметов не должно быть скучным. То есть не надо рисовать их лежащими (стоящими) на одном уровне и на одинаковом расстоянии друг от друга – используйте приемы перекрытия, меняйте расстояние, играйте с размерами; · пустое пространство – это неинтересно, его нужно чем-то заполнять. Даже если на вашей картине задумана только одна цветочная ваза – включите воображение: рядом можно расположить упавший листик или расстелить салфетку. Данные детали не будут бросаться в глаза и отвлекать внимание от основного предмета, при этом заполнив пустоты и создав необходимую глубину композиции; · выбор тонов – для натюрморта редко используется слишком широкий спектр колористики, такая картина должна быть спокойной. Возьмите за основу 2-3 цвета, добавьте их оттенки, – получится яркое, но не пестрое изображение. Если требуется использование большого количества расцветок – не применяйте их поровну, должен быть доминирующий цвет, наполняющий основное пространство; · помимо доминирующего цвета, должен быть доминирующий предмет, за который цепляется взгляд зрителя. Он является центром картины, остальные части композиции просто дополняют его. Как пример – пара крупных и более ярких бутонов в букете, чуть более удачно повернутый фрукт на переднем плане; · рисовать натюрморт следует поэтапно, плавно выстраивая гармоничную композицию.
Представьте, что весь процесс написания картины можно разделить на 4 этапа: · нанесение на бумагу только геометрических контуров предметов; · прорисовка очертаний предметов; · добавление оттенков и теней; · детальная прорисовка. · Поэтапное рисование натюрморта Этап 1 Сначала простым мягким карандашом делаем построение композиции. Начинаем с обозначения плоскости стола горизонтальной линией. Определяя высоту, опирайтесь на первый рисунок. С правой стороны немного виднеется дальний угол стола. Его тоже наметьте диагональной линией. Потом, соблюдая правила построения, «ставим» на наш стол объекты. Лёгкими линиями обозначаем, где лежит ткань и её основные складки. Вам надо соблюсти соотношение предметов друг с другом и их форму. После того, как набросок карандашом будет готов, приступим к раскрашиванию. Начнём с общего фона. Короткими мазками большой плоской кисти нанесите первичный слой краски на общий фон натюрморта, и так же набросайте основные тона на кувшин.
Примечание: Не надо пытаться сразу полностью и на 5 баллов зарисовать весь фон, или весь кувшин (или любой предмет). Частая ошибка новичков в рисовании, когда они пытаются сначала полностью нарисовать весь фон, оставляя белые дырки для предметов. А потом начинают закрашивать все предметы целиком по очереди. Или же наоборот, сначала сделать все предметы на чистом листе, а потом закрасить фон. Это неправильный подход к живописи. Так вы потом не сведёте воедино общее освещение, и все предметы будут выглядеть так, как—будто вырезаны из разных журналов и наклеены на чужеродный фон. Композиция, как говорят, развалится. Любая картина всегда рисуется сразу вся по чуть—чуть. Вы раз за разом будете возвращаться то к кувшину, то к бутылке, то снова к фону между ними, пока не доведёте работу до завершения.
Этап 2 Сосредоточимся на кувшине. Будем прорисовывать его прямо поверх первого, уже нанесённого, слоя краски, делая растяжку, плавные переходы между тонами и оттенками. Гуашь нам многое позволяет. Но особенно не усердствуйте, чтобы не развести грязь. Используйте сейчас среднюю плоскую кисть. Давайте посмотрим на рисование предметов через светоразделы: свет, полутень, тень и рефлекс. На картинке ниже наглядно изображена схема в виде сетки для лучшего восприятие темы. Обратите внимание, что на самой светлой части предмета расположены белые блики. Они тем ярче и заметней, чем более глянцевая поверхность у предмета. Этап 3 После того, как достаточно проработали кувшин, кладём основные цветовые тона на столешницу. Обратите внимание, что плоскости стола (имеются в виду горизонтальная поверхность и вертикальная плоскость бортика) должны заметно отличаться друг от друга силой тона. Горизонтальная плоскость в итоге должна быть нарисована более светлой, чем вертикальная, потому что она лучше освещена.
Этап 4 А сейчас приступим к изображению стеклянной бутылки. Покройте её цветом фона. Мы же помним, что она прозрачна и через неё будет видна задняя стена, в нашем случае она и есть фоновая. Поэтому основной тон бутылки будет в тон фона. Но бутылка всё таки не невидимая, у неё есть размер и объём. Чтобы это передать в рисунке, края бутылки нужно выделить светлой краской. Добавляем на бутылку немного холодных оттенков, которые помогут передать на рисунке стекло. Для придания объёма прорисовываем рефлекс. И последний штрих – блики. Обратите внимание, что на одной бутылке изображены разные блики: некоторые очень резкие и яркие, а некоторые смягчены по краям и чуть более бледные. Внимательно присмотритесь к тому, как нанесены краски на авторской работе. Этап 5 Приступаем к кастрюле. Возвращаемся к рисунку №3, вспоминаем сетку светораздела, и наносим краску на кастрюлю соблюдая этот принцип. Сначала нанесите светлые и тёмно-серые оттенки. Самую тёмную краску оставьте для создания фактуры старого, потёртого и выщербленного мягкого металла.
Как изобразить фактуру старого потёртого металла. Для достижения этой текстуры мы используем грубую щетинистую кисть. Она должна быть сухой! Общий серый фон кастрюльки со светотенями должен быть уже нарисован. Сухую кисть чуть обмакиваем в густую гуашь, берём не жирно. Ориентируясь на рисунок ниже делаем прямые длинные мазки сверху вниз по затенённой стороне кастрюли. Мазки должны быть такие дырявые и шероховатые, краска на кисточке должна закончится прямо во время мазка. Лучше сначала потренироваться делать сухие мазки на черновике. Этап 6 Доводим кастрюлю. Маленькой кистью покрываем пустые места краской основного цвета. По боковому краю кастрюли надо нарисовать рефлекс (прямо поверх чёрной фактуры). Делаем ручки, прорисовываем контур кастрюли. Сильно увлекаться детализацией не надо, чтобы отдельные куски рисунка не выпадали из общего стиля. Не забывайте держать отношения между предметами. Этап 7 Пришло время обратить внимание на драпировку вокруг кастрюли. Закрасьте её полностью краской. Покрывать ткань краской рекомендуется большой плоской кистью. Обратите внимание на то, что ткань освещена неравномерно: с одной стороны она выглядит светлее. Разнонаправленные плоскости на рисунке должны отличаться друг от друга тоном: лежащая плоскость должна быть светлее, чем вертикальная. Это же касается и ткани, которая стелется по столу.
Этап 8 Рисуем блюдце. Общий тон у него белый. Добавляя чуть—чуть серой и голубовато—серой краски придаём блюдцу объём. И только после этого очертите синим пигментом каёмку у блюдца. Но не надо делать её очень тёмной. А вот нижняя часть блюдца не должна быть слишком светлой, ведь она находится в тени. Этап 9 Теперь, когда пространство картины в основном покрыто краской, необходимо его слегка прорисовать, уточнить и детализировать. Внимательно проработайте складки на драпировке. Постарайтесь увидеть и использовать как можно больше лёгких оттенков на ткани, это придаст картине более натуральный и живой вид. Посуда на столе отбрасывают тени. Рядом с каждым предметом положите тень от него краской холодного тона. Тени в данном случае не могут быть резкими и яркими. Они должны получиться рассеянными.
Этап 10 Далее переходим к последнему оставшемуся у нас не нарисованным предмету – яблоку. Рисовать его нужно так же в соответствии с принципом светораздела, как и остальные скруглённые предметы, которые мы уже нарисовали. Яблоко отбрасывает на цветной отсвет на близлежащие поверхности и предметы. Добавьте розоватого оттенка на блюдце вместе с тенью, которое отбрасывает яблоко. ВАЖНО:
Этап 11 Ранее мы писали картину, так сказать, в общем, и оставили некоторые мелкие детали незаконченными. Теперь настало время их довести. Если карандашный набросок уже затёрся или закрасился, то можно смело нарисовать необходимые контуры ещё раз. Потом вы их закрасите, ведь гуашь непрозрачная краска.
Этап 12 Для того чтобы придать картине объём, глубину и некую монолитность, применим один специальный художественный секрет. В самом конце работы совсем чуть—чуть, очень незаметно, надо размыть контуры предметов. Мы как—бы смягчаем линию касания среды и объектов.
2. Проверка качества выполненной работы.
Уважаемые слушатели! В комментариях сделайте отметку об ознакомлении. В результате выполнения данной работы Вы сможете закрепить полученные в процессе обучения навыки. Выполненное практическое задание выкладываем в виде комментариев (фото) под постом. По возникшим вопросам писать в ЛС.
Мастер ПО Егорова А.В.
|
|||
|