Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ



 

Практическое занятие № 2 по Истории культуры

 

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

На первом такте работы составьте опорный конспект ваших вариантов ответов на поставленные вопросы. Имейте в виду, что критерий качественности ответа – не его «правильность», а его обоснованность, аргументированность хотя бы в такой мере, которая окажется достаточной=убедительной для вас самих в пределах ваших рабочих обсуждений темы. Старайтесь строить это обоснование не столько в виде цитат из текста, сколько в виде самостоятельных формулировок обдуманных вами тезисов. Старайтесь очень аккуратно обходиться с текстом в части предельной метафоричности языка К.-Г. Юнга, особенно в «Во́тане», – это уместно в его статье, но вряд ли уместно в ваших работах. Ищите и обретайте собственный язык.

С предельным вниманием отнеситесь к вопросу № 4, он ключевой. Составьте перечень в опоре не на статью Юнга, а на данные энциклопедии!!! (см. список литературы).

Важно: устанавливаю ограничение объёма ваших письменных работ в 10 тысяч знаков с пробелами. На втором этапе проведём онлайн-обсуждение темы.

 

  1. «Традиционная» историческая интерпретация причин Второй мировой войны и проекта «нового мирового порядка» вращается вокруг так называемых «объективных» факторов. Каких именно? В чём недостаточность этого перечня, с точки зрения К.-Г. Юнга?

2. Расположитеследующие понятия в порядке генетической взаимозависимости описываемых ими феноменов, мысля в логике юнгианского подхода: (массовая) идеология; массовое движение; миф; массовая психология (=коллективное бессознательное).

  1. Каков мифологический базис идеи фюрера в первой трети ХХ в.?
  2. Опишите в подробностях (атрибуты, приписываемые возможности и функции и т. д.) образ древнегерманского языческого бога Вотана, аналогом которого является скандинавский Один (бог-ас). Попытайтесь распределить характеристики Одина/Вотана на условно положительные и условно отрицательные.
  3. Какова связь между психологией народа и образом бога этого народа в концепции коллективного бессознательного? Почему у различных народов, как правило, разные боги?
  4. Расположите следующие понятия в порядке генетической взаимозависимости описываемых ими феноменов: образ бога; образ фюрера; архетип.
  5. Почему Реформация началась именно в Германии?
  6. Что такое массовые психозы (психические эпидемии)? В чём Юнг усматривает амбивалентность так называемых «коллективных идеалов»? Как он формулирует психологический смысл духовной катастрофы в Германии 1930-х гг.?
  7. Конструктивное и деструктивное в архетипе. Культура как «средство» противостояния массовым психозам в концепции К.-Г. Юнга: оцените эффективность этого «средства». Прокомментируйте «прогноз» К.-Г. Юнга как врача для будущей Германии.
  8. В чём вы видите затруднения концепции архетипической природы нацизма?

 

При подготовке к занятию нелишней будет ваша работа по уяснению следующих понятий (ряд определений см. в статье К.-Г. Юнга, остальное – в словарной литературе):

 


идеология (массовая)

коллективное бессознательное

архетип

«Третий Рейх»

фюрер

харизма

арии

«арийцы»

мессия

мессианизм

свастика

Грааль

руны

асы

ваны

Один / Вотан

Асгард

Вальхалла

Иггдрасиль

валькирии

эйнхерии

Реформация

проекция психическая

компенсация психическая

этнопсихология

ксенофобия

массовый психоз

национал-социализм


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.