Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. – Екатеринбург, 1999. – 416 с. – (Серия «Другая история»). Часть 1 (с. 26–134).



 

 

Практическое занятие № 1 по курсу История культуры

 

Изобретение детства

в западной культурной традиции

 

Вопросы 2 и 4 – для письменной работы в микрогруппах. Сдать нужно за пару дней до семинара.

 

1. Возрастная градация существует в любой культуре. В западной детство осмысляется как принципиально отличное от взрослости состояние, как санкционированный период отсутствия обязанностей. Однако и на Западе эта точка зрения не исконна. Если допустить, что современные («наши») представления о детстве/ребёнке историчны и относительны, то как это можно было бы обосновать? Что значит «историчны» и «относительны»?

 

2. Опираясь на вашу общую информированность о сущности детства/ребёнка, в том числе о педагогических способах представлять ребёнка (лежащих в основе корпуса теорий воспитания и обучения), реконструируйте основные черты, приписываемые детству и детям в нашей культуре. Придерживайтесь схемы: детство – это период жизни, в который…; ребёнок – это существо, которое… (составьте – письменно – перечень характеристик). У вас должны появиться два списка: 1) детство/ребёнок в бытовых представлениях (можете поспрашивать ваших знакомых и родных); 2) детство/ребёнок в психолого-педагогических моделях (листайте учебники и монографии по возрастной психологии и педагогике). Важнейший вопрос на обдумывание: почему эти черты именно таковы?

 

3. Опираясь на фактологию лонгитюдного антропологического исследования М. Мид, соотнесите концепции детства как «лучшего» периода жизни (западная традиция) и «худшего» периода жизни (культура Самоа). Сопоставьте ответственность западного человека с безответственностью полинезийца. Определите факторы, принуждающие западного человека к ответственному отношению к жизни. Почему в самоанской традиции культивируется посредственность как способ достичь высокого социального статуса и всячески подавляется индивидуальное стремление к выдающимся достижениям?

 

4. Когда и почему в Европе было изобретено детство? Это главный вопрос семинара. Прочитайте 3-й рекомендованный в основном списке литературы источник. Обдумайте его связь с этим вопросом, это поможет вам найти ответ.

 

 

Литература основная

 

1. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. – Екатеринбург, 1999. – 416 с. – (Серия «Другая история»). Часть 1 (с. 26–134).

2. Мид М. Взросление на Самоа; Как растут на Новой Гвинее. – В кн.: Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. – М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983. – С. 88-108, 116-122, 136-142, 147-171, 172-190. Это минимум. В идеале – прочесть всю книгу.

3. Библия. Ветхий Завет. Книга Бытия. Главы 2–3.

 

Литература дополнительная

 

4. Беньямин В. Берлинское детство на рубеже веков / пер. Г. В. Снежинской, под науч. ред. А. В. Белобратова. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс»; Екб.: «Кабинетный ученый», 2012. – 144 с. – 3000 экз. – (Серия: «Библиотека журнала “Логос”»).

5. Кле М. Психология подростка // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. – М., 1997. – С. 103–140.

6. Стефаненко Т. Этнопсихология: Учебник для студентов вузов. – М.: ИП РАН; Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 320 с. – С. 107–113 «Этнография детства», 121–128 «Отрочество и переход в мир взрослых».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.