Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учебная дисциплина: Основы психолого-педагогических знаний



Учебная дисциплина: Основы психолого-педагогических знаний

Учебная группа: КДБ-3

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

Тема: Педагогическое мастерство как система

Мастер… По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя».

    Таким образом, педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к нему не сводится, оно характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений, но и это не главное. Суть в личности учителя, ее позиции, способности управлять деятельностью на высоком профессиональном уровне.

    Мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам мы относим:

1.Гуманистическую направленность деятельности учителя («Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель», - говорил Л.Н.Толстой).

2.Его профессиональные знания (сложность обучения учителя, сложность приобретения профессиональной компетентности в том, что профессиональные знания должны формироваться сразу на всех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом).

3.Педагогические способности. Если говорить о генеральной способности, объединяющей все ведущие, - это чувствительность к объекту – растущему человеку, формирующейся личности.

    Можно выделить следующие шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:

- коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

- перцептивные способности – профессиональная зоркость, педагогическая интуиция;

-  динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

- оптимистическое прогнозирование (направленность личности учителя, опирающаяся на положительное в становлении личности каждого человека);

- креативность – способность к творчеству.

4.Педагогическую технику, включающую две группы умений:

- умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи);

- умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.).

 

Критериями мастерства педагога могут выступать:

1.Целесообразность (по направленности).

2.Продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности учащихся).

3.Оптимальность (в выборе средств).

4.Творчество (по содержанию деятельности).

 

Литература

 

1. Основы педагогического мастерства, Учебное пособие / Неудахина Н.А. - 2009.

2. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учебное пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – 2000.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.