|
|||
Учебная дисциплина: Основы психолого-педагогических знанийУчебная дисциплина: Основы психолого-педагогических знаний Учебная группа: КДБ-3 Преподаватель: Тихомирова Н.Ф. Тема: Педагогическое мастерство как система Мастер… По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя». Таким образом, педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к нему не сводится, оно характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений, но и это не главное. Суть в личности учителя, ее позиции, способности управлять деятельностью на высоком профессиональном уровне. Мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам мы относим: 1.Гуманистическую направленность деятельности учителя («Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель», - говорил Л.Н.Толстой). 2.Его профессиональные знания (сложность обучения учителя, сложность приобретения профессиональной компетентности в том, что профессиональные знания должны формироваться сразу на всех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом). 3.Педагогические способности. Если говорить о генеральной способности, объединяющей все ведущие, - это чувствительность к объекту – растущему человеку, формирующейся личности. Можно выделить следующие шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности: - коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность; - перцептивные способности – профессиональная зоркость, педагогическая интуиция; - динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; - эмоциональная устойчивость – способность владеть собой; - оптимистическое прогнозирование (направленность личности учителя, опирающаяся на положительное в становлении личности каждого человека); - креативность – способность к творчеству. 4.Педагогическую технику, включающую две группы умений: - умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи); - умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.).
Критериями мастерства педагога могут выступать: 1.Целесообразность (по направленности). 2.Продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности учащихся). 3.Оптимальность (в выборе средств). 4.Творчество (по содержанию деятельности).
Литература
1. Основы педагогического мастерства, Учебное пособие / Неудахина Н.А. - 2009. 2. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учебное пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – 2000.
|
|||
|