Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Законодательный процесс – нормативно ус­та­нов­лен­ный по­ря­док соз­да­ния за­ко­на упра­во­мо­чен­ны­ми за­ко­но­дательными ор­га­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми.



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Институт общественных наук и международных отношений
         Кафедра «Политология и международные отношения»

 

                                                 ДОКЛАД
                                                  на тему:

                    «Законодательный процесс и законодательная власть»

 

                                                               

                                                                   Выполнила:
                                                                   студентка группы Л/Б-18-2-1
                                                                   Иванова Екатерина Евгеньвна,
                                                                   Проверила: ассистент кафедры
                                                                   Демешко Н.Э.

 

 


                                                 Севастополь
                                                      2020

 

Законодательный процесс – нормативно ус­та­нов­лен­ный по­ря­док соз­да­ния за­ко­на упра­во­мо­чен­ны­ми за­ко­но­дательными ор­га­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми.

Основные прин­ци­пы законодательного процесса ус­та­нав­ли­ва­ют­ся кон­сти­ту­ция­ми (пунк­ты «в» – «д» статья 84; статьи 104–108, 134–137 Кон­сти­ту­ции РФ), а под­роб­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние со­дер­жит­ся в те­ку­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве и пар­ла­мент­ских рег­ла­мен­тах. Законодательный процесс вклю­ча­ет сле­дую­щие ста­дии: за­ко­но­да­тель­ную ини­циа­ти­ву, или вне­се­ние в за­ко­но­дательный ор­ган за­ко­но­про­ек­та или за­ко­но­пред­ло­же­ния; об­су­ж­де­ние за­ко­но­про­ек­та; при­ня­тие за­ко­на или его одоб­ре­ние; санк­цио­ни­ро­ва­ние, про­муль­га­цию и официальное опуб­ли­ко­ва­ние (об­на­ро­до­ва­ние).

Ес­ли пар­ла­мент двух­па­лат­ный, то за­ко­но­про­ект (за­ко­но­пред­ло­же­ние) мо­жет вно­сить­ся ли­бо в лю­бую па­ла­ту, ли­бо толь­ко в ниж­нюю. В Рос­сии за­ко­но­про­ек­ты вно­сят­ся субъ­ек­та­ми (но­си­те­ля­ми) пра­ва за­ко­но­дательной ини­циа­ти­вы толь­ко в Государственную ду­му (часть 2 статья 104 Кон­сти­ту­ции РФ). По­ря­док вне­се­ния, вклю­чая тре­бо­ва­ния к за­ко­но­про­ек­там и со­про­во­ди­тель­ным до­ку­мен­там, ре­гу­ли­ру­ет­ся Рег­ла­мен­том па­ла­ты (1998). В США, Ита­лии за­ко­но­про­ек­ты мо­гут вно­сить­ся в лю­бую па­ла­ту, но в США есть ис­клю­че­ние: за­ко­но­про­ек­ты о по­сту­п­ле­ни­ях до­хо­дов вно­сят­ся толь­ко в ниж­нюю па­ла­ту - Па­ла­ту пред­ста­ви­те­лей. За­ко­но­про­ек­ты о бюд­же­те и о ра­ти­фи­ка­ции или де­нон­са­ции ме­ж­ду­нар. до­го­во­ра вно­сят­ся обыч­но толь­ко ис­пол­нительной вла­стью - гла­вой го­су­дар­ст­ва или пра­ви­тель­ст­вом.

В пе­ри­од под­го­тов­ки ко вто­ро­му чте­нию ко­ми­тет при­ни­ма­ет от субъ­ек­тов пра­ва за­ко­но­дательной ини­циа­ти­вы по­прав­ки, изу­ча­ет их и фор­ми­ру­ет спи­ски по­пра­вок, ре­ко­мен­дуе­мых к при­ня­тию или от­кло­не­нию, ор­га­ни­зу­ет пра­во­вую и лин­гвис­тическую экс­пер­ти­зу за­ко­но­про­ек­та, по­сле че­го пред­став­ля­ет па­ла­те док­лад. Рег­ла­мент Государственной ду­мы пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность все­на­род­но­го об­су­ж­де­ния за­ко­но­про­ек­та, при­ня­то­го или одоб­рен­но­го в пер­вом чте­нии, и, ес­ли оно со­стоя­лось, его ре­зуль­та­ты учи­ты­ва­ют­ся ко­ми­те­том. Вто­рое чте­ние на за­се­да­нии па­ла­ты за­клю­ча­ет­ся в бо­лее или ме­нее под­роб­ном об­суж­де­нии ста­тей за­ко­но­про­ек­та и ре­ше­нии во­про­са о по­прав­ках к не­му. Оно так­же за­вер­ша­ет­ся го­ло­со­ва­ни­ем, в за­ви­си­мо­сти от ре­зуль­та­тов ко­то­ро­го ра­бо­та над за­ко­но­про­ек­том про­дол­жа­ет­ся или он от­кло­ня­ет­ся.

В пер­вом слу­чае за­ко­но­про­ект сно­ва воз­вра­ща­ет­ся в ко­ми­тет, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет окон­ча­тель­ное ре­дак­ти­ро­ва­ние за­ко­но­про­ек­та с учё­том при­ня­тых па­ла­той по­пра­вок, по­сле че­го пред­став­ля­ет на третье чте­ние в па­ла­ту для его при­ня­тия. Па­ла­та мо­жет при­нять или одоб­рить за­ко­но­про­ект, от­кло­нить его или вер­нуть­ся на ста­дию вто­ро­го чте­ния, ес­ли со­чтёт, что не­об­хо­ди­мы до­пол­нит. по­прав­ки. При­ня­тие за­ко­но­про­ек­та в треть­ем чте­нии в ря­де стран, вклю­чая Рос­сию, оз­на­ча­ет пре­вра­ще­ние за­ко­но­про­ек­та в за­кон, ко­то­рый, од­на­ко, ещё не яв­ля­ет­ся ак­том пар­ла­мен­та, ес­ли не­об­хо­ди­мо при­ня­тие или одоб­ре­ние его дру­гой па­ла­той. Ес­ли же пар­ла­мент од­но­па­лат­ный, за­кон по­сту­па­ет для санк­цио­ни­ро­ва­ния гла­ве го­су­дар­ст­ва.

Три чте­ния за­ко­но­про­ек­та пре­ду­смот­ре­ны не во всех стра­нах. Во Фран­ции, например, вся про­це­ду­ра про­хо­ж­де­ния за­ко­но­про­ек­та в па­ла­те счи­та­ет­ся од­ним чте­ни­ем, а по­втор­ное рас­смот­ре­ние в слу­чае от­кло­не­ния или вне­се­ния по­пра­вок другой па­ла­той - вто­рым чте­ни­ем и так далее.

В Гер­ма­нии, где пар­ла­мен­том счи­та­ет­ся бун­дес­таг, есть ещё один кол­ле­ги­аль­ный ор­ган - бун­дес­рат, че­рез по­сред­ст­во ко­то­ро­го субъ­ек­ты фе­де­ра­ции уча­ст­ву­ют в за­ко­но­да­тель­ст­ве, административном уп­рав­ле­нии и де­лах Ев­ропейского сою­за. Не­ко­то­рые за­ко­ны ну­ж­да­ют­ся в обя­за­тель­ном со­гла­сии бун­дес­ра­та, по дру­гим он мо­жет зая­вить свои воз­ра­же­ния, ко­то­рые в слу­чае от­ри­ца­тель­но­го ре­зуль­та­та со­гла­си­тель­ной про­це­ду­ры пре­одо­ле­ва­ют­ся бун­дес­та­гом при по­вы­шен­ных тре­бо­ва­ни­ях к ре­зуль­та­там го­ло­со­ва­ния (аб­со­лют­ное или ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное боль­шин­ст­во го­ло­сов).

В тех стра­нах, где за­кон при­ни­ма­ет­ся обеи­ми па­ла­та­ми, во вто­рой па­ла­те за­ко­но­про­ект, при­ня­тый пер­вой па­ла­той, про­хо­дит ту же про­це­ду­ру. При не­дос­ти­же­нии со­гла­сия ме­ж­ду па­ла­та­ми за­ко­но­про­ект счи­та­ет­ся от­верг­ну­тым (например, в США) ли­бо мо­жет быть при­нят на со­вме­ст­ном за­се­да­нии обе­их па­лат (например, в Ин­дии). В тех же стра­нах, где боль­шин­ст­во за­ко­нов, при­ня­тых ниж­ней па­ла­той, ну­ж­да­ет­ся в вы­ра­жен­ном или мол­ча­ли­вом одоб­ре­нии верх­ней па­ла­той, в слу­чае не­пре­одо­ли­мых раз­но­гла­сий меж­ду па­ла­та­ми за­кон мо­жет быть при­нят окон­ча­тель­но ниж­ней па­ла­той при воз­мож­ных по­вы­шен­ных тре­бо­ва­ни­ях к боль­шин­ст­ву го­ло­сов. Мол­ча­ли­вое одоб­ре­ние вы­ра­жа­ет­ся не­при­ня­ти­ем ре­ше­ния в те­че­ние ус­та­нов­лен­но­го сро­ка (в Рос­сии срок для Со­ве­та Фе­де­ра­ции со­став­ля­ет 14 дней). Но не­ред­ко кон­сти­ту­ция­ми ус­та­нав­ли­ва­ет­ся пе­ре­чень та­ких за­ко­нов, для при­ня­тия ко­то­рых одоб­ре­ние обе­их па­лат обя­за­тель­но. Во Фран­ции за­кон мо­жет «хо­дить» из па­ла­ты в па­ла­ту и об­рат­но («чел­нок»), по­ка пра­ви­тель­ст­во не по­ста­но­вит, что за­кон мо­жет быть при­нят в ре­дак­ции, ко­то­рую одоб­рит Национальное со­б­ра­ние (ниж­няя па­ла­та). В Гер­ма­нии в слу­чае упор­но­го не­же­ла­ния бун­дес­та­га при­нять важ­ный для фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ст­ва за­кон фе­де­раль­ный пре­зи­дент по ини­циа­ти­ве гла­вы пра­ви­тель­ст­ва мо­жет объ­я­вить со­стоя­ние чрез­вы­чай­ной за­ко­но­дательной не­об­хо­ди­мо­сти, во вре­мя ко­то­ро­го за­кон мо­жет быть при­нят в ре­дак­ции, одоб­рен­ной бун­дес­ра­том, то есть ми­нуя бун­дес­таг.

За­кон, при­ня­тый пар­ла­мен­том, по­сту­па­ет обыч­но к гла­ве го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го сро­ка дол­жен его санк­цио­ни­ро­вать, то есть под­пи­сать. При этом ему за­час­тую да­ёт­ся пра­во вер­нуть за­кон в те­че­ние это­го сро­ка в пар­ла­мент со свои­ми за­ме­ча­ния­ми (пра­во ве­то) или ос­по­рить кон­сти­ту­ци­он­ность за­ко­на в кон­сти­ту­ци­он­ном су­де (кон­сти­ту­ци­он­ном со­ве­те). Современные мо­нар­хи пра­ва ве­то обыч­но не име­ют. Ве­то пре­зи­ден­тов – от­ла­га­тель­ное (сус­пен­зив­ное): пар­ла­мент мо­жет пре­одо­леть его, при­няв за­кон по­втор­но при бо­лее жё­ст­ких тре­бо­ва­ни­ях к боль­шин­ст­ву, по­сле че­го пре­зи­дент обя­зан под­пи­сать за­кон ли­бо за­кон всту­па­ет в си­лу без этой под­пи­си.

В не­ко­то­рых стра­нах (например, во Фран­ции) санк­цио­ни­ро­ван­ный за­кон про­муль­ги­ру­ет­ся (под­пи­сы­ва­ет­ся) гла­вой го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый из­да­ёт специальный акт, ин­фор­ми­рую­щий о при­ня­тии пар­ла­мен­том дан­но­го за­ко­на. Во всех де­мо­кра­тических го­су­дар­ст­вах за­кон офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­вы­ва­ет­ся (обыч­но по рас­по­ря­же­нию гла­вы го­су­дар­ст­ва) и всту­па­ет в си­лу по ис­те­че­нии ус­та­нов­лен­но­го сро­ка по­сле опуб­ли­ко­ва­ния, с тем что­бы об­ще­ст­во име­ло вре­мя под­го­то­вить­ся к реа­ли­за­ции но­во­го за­ко­на. Ино­гда в за­ко­не ус­та­нав­ли­ва­ет­ся, что раз­ные его час­ти всту­па­ют в си­лу в раз­ное вре­мя.

Не­ко­то­рые ви­ды за­ко­нов в кон­крет­ных стра­нах тре­бу­ют осо­бо­го законодательного процесса. Это – кон­сти­ту­ци­он­ные, ор­га­ни­че­ские, до­пол­няю­щие, фи­нан­со­вые и не­ко­то­рые другие ви­ды за­ко­нов. Осо­бый законодательный процесс име­ет ме­сто и в слу­чае, ко­гда за­кон при­ни­ма­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но из­би­ра­те­ля­ми пу­тём ре­фе­рен­ду­ма.

Законодательный процесс во мно­гих го­су­дар­ст­вах про­хо­дит под воз­дей­ст­ви­ем лоб­би­ст­ской дея­тель­но­сти раз­но­го ро­да ча­ст­ных ин­те­ре­сов (в США лоб­бизм по­лу­чил за­ко­но­дательное ре­гу­ли­ро­ва­ние).

Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3) принятие закона;

4) санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

2.1. Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

2.2. Обсуждение законопроекта.

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

2.3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

2.4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.