Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Краткий пересказ текста «Гадюка»



 

Логопед    9-бкласс*            (Выполнить в период с 18.05.2020г по 22.05.2020г)

Тема: Краткий пересказ текста «Гадюка»

- Встречались ли вы в природе со змеями?

- Как надо себя вести при встрече с гадюками?

Змеи никогда первыми не нападают. Они предупреждают о своём присутствии. Гадюка принимает позу предупреждения, грозно шипит, делает обманные выпады. Если на нее не наступишь, не ударишь, не зацепишь, то гадюка обычно прячется, уступает дорогу. Если змею не трогать, она не нападает.

1. Прочитайте текст.

                                              Гадюка

  Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей. Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что и змеёй-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и, укушение ужа совершенно безвредно.

Ужей у нас было множество; особенно в кучах соломы, что лежала около гумна: как пригреет солнышко, так они и выползут оттуда; шипят, когда подойдёшь, язык или жало показывают, но ведь не жалом змеи кусают. Даже в кухне под полом водились ужи, и как станут, бывало, дети, сидя на полу, молоко хлебать, так уж и выползает и к чашке голову тянет, а дети его ложкой по лбу.

Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать из села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт — раздует её, бедную, как гору.

Один мальчик у нас так и умер от гадюки. Укусила она его около самого плеча, и, прежде чем пришёл дед Охрим, опухоль перешла с руки на шею и грудь: дитя стало бредить, метаться и через два дня померло. Я в детстве много наслушался про гадюк и боялся их страшно, косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растёт высокая густая трава.

 Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу и со всего размаху кидаться в копны и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копён. Как будто чувствовал, что мне придётся встретиться с опасной гадиной.

Вот так-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша чёрная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

Кувыркнулся я в одну копну, перевернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое мазнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей, и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.

  Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.

Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили ещё трепещущие куски змеи.

Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где. Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которой они лечатся от укуса гадюки.

Словарь:

ü Хутор – малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домов со своим хозяйством.

ü Гумно – огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, где хранят, молотят зерно.

ü Косовица – сенокоса, кошения трав, хлебов.

ü Копна – куча сена из соломы.

ü Скитался – ходил без присмотра.

 

 

2. Ответь на вопросы: (УСТНО)

- О ком рассказывает автор? (О змеях)

- Где водились змеи?

- Как выглядели ужи?

- Как выглядела гадюка?

- Чем отличается уж от гадюки?

- Чем опасна гадюка?

- Почему косовица была для автора праздником?

- Как веселился мальчик?

- Что прервало веселье мальчика? Что он испытал при этом?

- Почему гадюка готова была кинуться на мальчика? (Он ее побеспокоил)

- Как готовилась гадюка к нападению на автора?

- Как повёл себя автор?

- Кто спас мальчика?

- Какие слова употребляет автор, чтобы показать, как собака защищала мальчика? (Как стрела, слетел, кинулся, завязалась смертельная борьба)

- Что можно сказать о Бровко?

- Как вела себя собака?

- Как вела себя змея?

- Чем закончился поединок?

- Тревожно ли вам было за собаку?

- Какие чувства вы испытывали, когда она вернулась?

- Как выглядела собака?

- Почему собака выжила после укуса гадюки?

 

3. Подготовь краткий пересказ текста.

(Краткий пересказ, в нём расскажите о главном)

        План:

1. Змеи.

2. Летняя косовица.

3. Встреча с гадюкой.

4. Поединок Бровко и Гадюки.

5. Пропажа и возвращение собаки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.