Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИТИЛЬСКИЕ КАГАНЫ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА



 

О летописи хазарских летописцев Ботая, Барлыу, Бантау Толгуна, опубликованной в книге историка Хасанова Н.И. «Къарча. Ёмюрледен тахсала» (Карча.Тайны веков),написано и опубликовано немало. Есть перевод летописи с хазарского на русский исследователя Алана Глаша. Опубликованы несколько статей и автора этих строк («Карча и его время», «Хорошо бы к этой дате», «Карча это видел» - на русском языке).

В предлагаемой статье мы попытаемся сделать некоторые выводы, основанные информации, содержащейся в летописи.

 Первое. В среде ученого сообщества, любителей и знатоков истории немало споров и разногласий относительно этнической картины на территории средневекового Северного Кавказа. Летопись даёт довольно подробную информацию по этому вопросу в период с 1378 по 1463 годы (период до и после опустошительного нашествия полчищ Темерлана).

Хазарские летописцы Ботай и Барлыу в 1378 – 79 годах объехали огромные территории бывшего Хазарского каганата.

   От Лабы, Урупа до Сунжи в горах и предгорных равнинах Северного Кавказа они отмечают сплошные поселения с тюркскими названиями и тюркским населением: хазары, кипчаки, койманы, карачаевцы – аланы (в летописи «алан къарачайлар»); карачаевцы – капыказы, тауказы, алказы,айрыказы,карачаевцы – кабары, сабары, теберы,карачаевцы – баксанцы( в летописи басханыкъ къарачайлар), холамцы.Нокайманы (ногайцы)татары. В Кубанском и Тебердинском ущельях с верховий до нынешней Усть – Джегуты летописцы в 1378 году зафиксировали населённые пенкты: Къартджурт – къала,Курзук – къала,Къыллыйан – къала, Джашырын – къала, Гылач- къала,Къысыкъ – къала,Акъджер – къала,Къаракент – къала,Къуймуш – къала,Марай – тёрюк,Узунтар – къала,Хумара – къала,Тюзер – къала,Акъкъол – къала,Къоллукъор – къала,Къоначкъыр – къала,Элджик – къала (три последних – Тебердинском и Гоначхирском ущельях).

В устье Кубани на землях кипчаков – айдыков летописцы побывали в племени «чик урзюгю мыстыкълар» (мастыки племени чик), нашедших здесь пристанище. На Восточном Кавказе летописцы побывали на землях «озов» (осов,осетин): «оз джерлигинде болдукъ». «Терк сууну тёрт кичик агъымында парсыкъ юрзюгю тюкерлерде, парсыкъ юрзюгю тюегейлерде болдукъ» (Мы побывали у тюкеров (дигоров, дигорцев?)персидского племени, у тюегеев (тегеев) персидского племени, проживавших у четырёх небольших притоков Терека). Восточнее в предгорьях и горных ущельях они побывали в племени «къалгъулар» (ингуши?) и племени «ныкъчуулар» (нохчи,чеченцы?)… Эта этническая картина мало изменилась и после погромов полчищ Темирлана: только поредели населенные пункты и значительно упала численность населения.

Второе. Эти сведения дают не только этническую панораму Северного Кавказа того времени, но и опровергают версию о том, что карачаевцы пришли сюда 600 лет тому назад из Крыма.

 Из Крыма на Кавказ в 1408 году Карча и его спутники (200 человек). В 1409 году они прибыли в Архыз и остановились у карачаевцев айрыказов в населенном пункте Таутерк – къала (территория нынешнего поселка Верхний Архыз).

    Здесь они прожили три года, и ушли в сторону Баксана. В 1412 году они прибыли в населенный пункт Къармакъ – къала у входа в Баксанское ущелье. Отсюда была мать Карчи Ариуджан и ее род Томаевы,погибшие при нашествии Темерлана. Отдохнув здесь три дня, Карча и его люди поднялись выше по Баксанскому ущелью и, выбрав подходящее место, начали строить населенный пункт, который назвали «Эльджурт – къала. Здесь они прожили до весны 1423 года. После гибели единственного сына Джантуугана в 1423 году и сильного извержения Эльбруса весной 1424 года, Карча и жители селения Эльджурт (240 человек), вняв просьбам посланников Карачая, покинули Баксанское ущелье и прибыли в карачаевские селения Къарт – джурт, Учкулан, Хурзук, Кылыйан. Это и стало поводом для спекуляции нечистоплотных или неосведомленных историков и не историков о том, что карачаевцы не автохтоны (аборигены), а пришлый народ.

Третье. Надо признать, что подобным утверждениям способствовали и собственные предания и версии о происхождении карачаевских родов (тукумов). Вероятно, желая поднять роль и значимость своих фамилии, многие из них объявили своими родоначальниками сподвижников Великого Карчи.

Карча, его сподвижники и остальные жители Эльджурт – калы (всего 240 человек) переселились в Карачай весной 1424 года. В том же году созданную Карчой и его соратниками средневековую республику «Бирсил Къарачай» («Объединенный («Единый») Карачай») вошло 128 населенных пунктов с населением 17000 семей (в среднем 133 семьи в каждом селе).

Четвертое. Летопись свидетельствует о том, что Аланское государство, Алания пала не под ударами полчищ Темерлана В 1378 году летописцы Ботай и Барлыу на огромном пространстве, о котором мы говорили выше, обнаружили лишь 14 аланских и смешанных поселений: 11 из них – на территории нынешней Карачаево – Черкесии, 3 – на Восточном Кавказе (на территории нынешних республик Чечня и Ингушетия). Исторические источники говорят о том, что Алания была разгромлена татаро – монголами в 1238 – 40 годах и перестало существовать как государственное образование. Дальнейшая судьба аланского народа довольно подробно описана историками. Значительная часть аланов, оставшихся на своей исторической родине, перемешались с остальными многочисленными тюркскими племенами и к концу 14 века утратили самоназвание. Тюркоязычность алан в летописи не вызывает сомнении.

     Когда в 1395 – 96 годах по предгорьям, горам и равнинам Северного Кавказа огненным смерчем пронеслись полчища Темерлана, пострадали все племена, в том числе, безусловно, и остатки аланских племён…

   Летопись вносит также определенную ясность и в проблемы аланского наследия: Выше мы говорили о том, что летописцы в 1379 году побывали на землях «озов» (осов, осетин) и те назвали себя людьми персидского (т. е иранского) племени (так же, как и сегодня называют себя иронами их потомки).

Впрочем, вряд ли это открытие значительная: иранская (а не аланская) составляющая в этногенезе наших братьев – осетин, давно известна настоящим ученым в том числе и осетинским.

Пятое. Выше мы писали об этнической картине, сложившейся на обширной территории Северного Кавказа в средние века. Но вот что читаем мы в книге «История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца 18 – го века»: «Однако, до конца 14 – го века – начало 15 – века численность адыгов, расселившихся на Центральном Кавказе, была относительно невелика». А далее, противореча сказанному, говорится: « В начале 14 – го века кабардинцы уже населяли широкие просторы предгорий центральной части Северного Кавказа». И еще: «Переселившихся на восток адыгов начали называть кабардинцами. Впервые этот термин (в форме Кертыбея) зафиксировал И.Барбаро: «Если ехать из Таны – писал он,- то через три дня пути вглубь от побережья встретится область, называемая Кремук». «Правитель ее носит имя Беберды, что значить «богом данный». Он был сыном Кертебея, что значит «истинный господин». Под его властью много селений, которые по мере надобности могут выставить две тысячи конников».

  Исследователи считают, что в этнониме «къэбердэй» частица «берды» взята из тюркских языков и оформлена частицей «Эйч», являющимся показателем принадлежности. «Къэбердэй» - это то, что принадлежит Кабардыю…

 Шестое. О топониме «Кабарда» и этнониме «кабардинец». Господа ученые – историки, филологи!

      Если бы авиаконструкторы так конструировали самолёты, как, в данном случае, конструируете вы свои словесные конструкции, - ни один самолёт не оторвался бы от земли. Оставьте в покое Иософата Барбаро и правителей области «Кремук» Кертебея,Беберды. Они не имеют никакого отношения ни к слову «Къэбердэй» ни к слову «Кабардый» …

«Кертебей» (на карачаево – балкарском языке – Кертибий) переводится как «истинный князь».

«Беберды» (на карачаево – балкарском языке – Бийбердий, Биберт) переводится как « князем данный» ( в нашем случае, имя, данное отцом сыну)…

Попутно можно сказать: где бы ни находилась область Кремук, её правители тюрки (как и население области). Это еще одно подтверждение широкого распространения в 13 – 16 веках тюркского населения даже на равнинах Придонья…

Напомним, что летописцы Ботай и Барлыу летом 1378 года в устье Кубани встретили мастыков племени «чик» на землях кипчаков айдыков. В 1419 году это племя под водительством человека по имени «Кайтук» оказалось довольно далеко на восток от Кубани на землях карачаевцев – кабаров, истребленных при нашествии Темерлана. Вот что записали хазарские летописцы летом 1379 года: «Къабарты джерлигинде къарачай – къабарлада болдукъ», «Арты Къабарты джерлигинде кипчак юрзюгю илерджиклерде болдукъ» (Мы побывали на землях Кабарты у карачаевцев кабаров», «Мы побывали на землях Дальняя Кабарты в кипчакском племени илнрджиков»). А в 1412 году летописец Барлыу записал: «Темирлик – хан къабарланын тюбсеник къыргъан (Железный хан истребил кабаров под котень»). Кабары жили на равнинной части нынешней КБР и оказались совершенно беззащитны перед этим страшным ураганом.

Итак, тюркские топонимы «Къабарты», «Арты Къабарты» существовали задолго до появления здесь первых адыгов. Они означали территории проживания карачаевцев – кабаров. В летописи есть еще аналогичные примеры:    «Къабар-ты» - территория кабаров, «Сабар-ты» - территория сабаров,   «Сибил- ти»- территория сибилов(предков хазар), «Тебер - ти» территория карачаевцев теберов. (нынешние карачаевцы говорят «Теберди», а жителей называют «тебердичиле»-(тебердинцы).

 Ясно, что в хазарском языке частицы «ты», «ти» означают принадлежность территории конкретному племени, народу. Сказанному можно добавить, что в данном случае, этноним - первичен, топоним – вторичен, т.е. топоним является производным от этнонима.

   Очевидно, что наше «открытие» давно не секрет для региональных ученых – сотрудников республиканских ИГИ. Но что мешает признать очевидное? Вместо этого они пускаются «во все тяжкие»: придумывают князя по имени Кабард, создают фантастические словесные конструкции, которые рассыпаются даже при слабом дуновении ветерка элементарных знании и здравого смысла.

Удивительно, что подобные «изыски» напечатаны в академическом издании (ответственный редактор академик Б.Б.Пиотровский)…

Седьмое. Первая глава летописи начинается с информации летописца Барлыу о своём отце, своём происхождении.

  «Мени атам Къазакгы уллу Ботай хазарчелик, румчелик, арабчелик билимин билген. Атам менге хазарчелик, румчелик билимин юйретеген. Биз Кыйрым джеринде Кичер хазар джерлигинде Къарасуу къалада джашасагъанбыз, хазарлар юрзюгюнюн къыйрымман къауумуннан турабыз» («Мой отец Ботай, сын Казакгы, знал хазарскую, греческую, арабскую грамоту. Отец обучил меня хазарской и греческой грамоте. Мы жили в Крыму в малой Хазарии в городе Карасуу. Происходим от крымской ветви хазарского рода»). Из дальнейших сообщений летописца о хазарах большой интерес вызывает перечень хазарских каганов Итильского периода, т. е. периода, когда столицей Хазарии был, город Итиль в дельте Волги и государство достигло, своего наивысшего могущества. По российской историографии Хазарский каганат перестал существовать как централизованное государство в 965 году при последнем Итильском кагане Иосифе в результате разгрома, учиненного Киевским князем Святославом.

Но, согласно летописи после Иосифа правили ещё четыре Итильских кагана с «чисто» хазарскими именами Алпозсун, Алпбуйюк, Элтуугъан, Элбюуюк.

          В приложенном списке хазарских каганов Итильского периода, составленном по письму хазарского кагана Иосифа сановнику Кордовского халифа иудею Хасдаю Ибн – Шафруту и летописи хазарских летописцев видно, что:

 - после кагана Иосифа правили ещё четыре Итильских кагана;

ИТИЛЬСКИЕ КАГАНЫ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

- имена каганов, последовательность их правления полностью совпадают.

Различие в их именах связано с тем, что каган Иосиф приводит подлинно иудейские имена, а хазарский летописец даёт их в хазарской интерпретации;

- каган Иосиф перечисляет Итильских каганов, не величая их. Хазарский летописец величает их так, как они, величались в Хазарском каганате – «Джюзелик сыйарун Итиль каган».

Прдпологаем, что это означает «Итильский каган, благословленный высшим божеством «Джюзелик Тейризим» из пантеона богов «Тейри». В таблице на русском языке мы титулуем их словом «Великий». Звучит хазарское величание Итильских каганов, на первый взгляд, не очень убедительно, т. к. все Итильские каганы (кроме четырех последних) исповедовали иудейскую веру и носили иудейские имена. Но, похоже, что хазарский народ, отвергший иудаизм, не отверг своих каганов… 

Согласно письму кагана Иосифа. Согласно летописи испанскому сановнику Хасдаю Ибн - Шафриту Согласно летописи Ботая и Барлыу
Каган Булан Великий каган Алпбулан
Каган Обадия Великий каган Обадий
Каган Узекия Великий каган Ёзекиль
Каган Манассия Великий каган Манас
Каган Ханукка Великий каган Ханукка

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.