Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модель Хойта. Содержание. История создания. Секторы



Модель Хойта

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Секторная модель Хойта

Модель Хойта (секторная модель) — модель, описывающая развитие городских территорий вдоль транспортных коридоров за счет однородных видов экономической деятельности, представляет город в качестве круга, разделенного на сектора с различными видами землепользования. Предложена в 1939 году американским экономистом Хомером Хойотом. Виды землепользования, образуясь в центре города или на границе центрального делового района, развиваются вдоль сектора по направлению к границе города[1].

 

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Секторы
  • 3 Критика модели
  • 4 Примечания

История создания

Модель предложена Х. Хойотом в 1939 году в работе «Структура и рост жилых пригородов в американских городах», является модификацией модели концентрических зон города Эрнста Бёрджесса и относится к экспортноориентированным региональным моделям[2]. Х. Хойт, прогнозируя рост численности населения городов, определял спрос на новое жильё и оценивал необходимый объём жилищного строительства, благодаря чему сформировал модель рост региона в зависимости от внешних переменных в своей первой работе «100 лет оценки земли в Чикаго» 1933 года и в последующей работе 1939 года «Структура и рост жилых пригородов в американских городах», где предложил саму модель[2].

Секторы

Модель формулируется как развитие территорий вдоль транспортных коридоров (железнодорожных и автомобильных дорог и прочих) за счет однородных видов экономической деятельности. Город представляет собой круг, разделенный на сектора с различными видами использования земли. Виды землепользования, образуясь в центре города или на границе центрального делового района, развиваются вдоль сектора по направлению к границе города [1].

В связи с тем, что домохозяйства с низким уровнем находятся рядом с железнодорожными путями и коммерческими учреждениями, чтобы быть ближе, Хойт предположил, что города прирастали клиновидными структурами – секторами, исходящих из центрального делового района (ЦДР) и центрируются на основных транспортных маршрутах. Более высокий уровень доступа означает увеличение стоимости земли, а значит коммерческие функции будут оставаться в ЦДР, а производственные функции в секторах, жилые функции развиваются также в секторах, при удалении от промышленных секторов формируются зоны жилых построек с высоким уровнем доходов[3].

Два допущения: по мере роста города происходит смена зон экономической деятельности, то есть концентрические зоны из модели Бёржесса расширяются, изменяя соседние зоны, скорость изменений зависит от стоимости преобразований; с ростом зоны все жилые и коммерческие объекты, находящиеся в переходной зоне, ищут новое место как можно ближе к прежнему месту, поддерживая секторальную организацию территории, и движутся вдоль своего сектора с наименьшим сопротивлением и дешевым преобразованием[1].

Хойт выдвинул модель, где существует две отрасли: базовая – промышленность (экспортирующие отрасли) и сектор услуг (все отрасли, которые не экспортируют из региона). Промышленность является источником экономического роста региона, если она производит продукцию больше, чем может быть потреблено внутри региона. Численность населения региона равна числу занятых в экономике, которая равна занятым в базовом секторе и секторе услуг. Рост численности населения зависит от роста занятых в регионе в целом, равная росту занятости в секторе услуг, которая равна пропорциональному росту населения региона, и роста занятых в базовом секторе, которая зависит от внешнего спроса на товар специализации (задано экзогенно)[2]:

L t = L b + L s {\displaystyle L_{t}=L_{b}+L_{s}} ,

L s = a L t {\displaystyle L_{s}=aL_{t}} , где 0<a<1, отсюда:

L t = 1 / ( 1 − a ) L b {\displaystyle L_{t}=1/(1-a)L_{b}} , а значит:

Δ L t = 1 / ( 1 − a ) Δ L b {\displaystyle \Delta L_{t}=1/(1-a)\Delta L_{b}} ,

где Δ L t {\displaystyle \Delta L_{t}} — прирост общего уровня занятости в регионе, Δ L b {\displaystyle \Delta L_{b}} — прирост в базовом секторе, 1 / ( 1 − a ) {\displaystyle 1/(1-a)} — коэффициент пропорциональности больше единицы (мультипликатор).

Общий уровень занятости в регионе растет пропорционально росту занятости в базовом (экспортирующем) секторе, причем общий уровень занятости растет быстрей, чем в базовом секторе. Чем больше ресурсов идет в базовую отрасль из региона, тем выше мультипликативный эффект.

В 1970 году модель была существенно поправлена, вместо занятости используется доход[3]:

Y t = Y b + Y s {\displaystyle Y_{t}=Y_{b}+Y_{s}} ,

Y s = a 0 + a 1 Y t {\displaystyle Y_{s}=a_{0}+a_{1}Y_{t}} , где a 0 {\displaystyle a_{0}} — константа, отсюда:

Y t = a 0 / ( 1 − a 1 ) + Y b / ( 1 − a 1 ) {\displaystyle Y_{t}=a_{0}/(1-a_{1})+Y_{b}/(1-a_{1})} , а значит:

Δ Y t / Y t = Δ Y b / Y b Y b / ( a 0 + Y b ) {\displaystyle \Delta Y_{t}/Y_{t}=\Delta Y_{b}/Y_{b}Y_{b}/(a_{0}+Y_{b})} ,

где Δ Y t {\displaystyle \Delta Y_{t}} — прирост общего уровня доходов в регионе, Δ Y b {\displaystyle \Delta Y_{b}} — прирост дохода в базовом секторе, 1 / ( a 0 + 1 ) {\displaystyle 1/(a_{0}+1)} — коэффициент пропорциональности больше единицы (мультипликатор).

Прирост доходов в регионе зависит от прироста дохода в базовом секторе и какими темпами растут доходы в секторе услуг. Если a 0 = 0 {\displaystyle a_{0}=0} , то доходы в регионе в целом растут с тем же темпом, что и доходы в базовом секторе, что предполагает постоянство доля занятости (доходов) в секторе услуг в общей занятости (доходов) региона. Если a 0 {\displaystyle a_{0}} больше (меньше) нуля, то доходы в регионе растут медленнее (быстрее), чем в базовом секторе. Исследования выявили, что рост доходов региона превышает рост доходов в базовом секторе из-за более высокого темпа роста доходов в секторе услуг (государственными расходами, развитием импортозамещением)[3].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.