|
|||
Метод «проигрывания ситуаций»Метод «проигрывания ситуаций» Организатору постоянно приходится принимать какие-либо решения, причем нередко в условиях дефицита времени. Чаще всего возникает не один и не два, а несколько вариантов решения, среди которых один приводит к наиболее эффективному результату. Как его определить? Существуют специальные разделы науки, такие, например, как «исследование операций», теория игр. Создавая математические модели решений, они помогают выбрать из множества вариантов наиболее правильный. Некоторые принципы подхода к «исследованию операций» можно использовать и при подготовке организаторов. В процессе обучения возможно создание моделей организаторской деятельности, то есть искусственное воспроизведение явлений, ситуаций, подобных тем, какие встречаются в жизни, в практике, в политической, воспитательной работе. Модель организаторской деятельности складывается из последовательных «пробных» решений лидера. При каких обстоятельствах организатору обычно приходится принимать решение? Во-первых, когда условия, ситуация целиком ясны организатору; во-вторых, когда перед организатором множество вариантов и известно, что среди них есть наиболее результативный. Либо, в-третьих, организатор знает несколько вариантов, но не уверен, приведет ли хотя бы один из них к нужному результату (условия неопределенности). Организатор, молодой, малоопытный, нередко оказывается в третьей ситуации, встречаясь со сложными явлениями, неопределенностью, сопротивлением своему воздействию. Создавая модель, мы можем натренировать организатора в разных условиях, привить ему навык принимать организаторские решения. Этой цели и служит метод «проигрывания ситуаций».Он сейчас активно применяется в спорте (тренеры «проигрывают» матчи со спортсменами на специальных стендах в условиях вероятностного поведения команды противника), в военном деле (действия подразделений «проигрываются» на макетах, картах или на местности), в экономике, в управлении предприятиями. Игра как метод обучения организаторов предполагает «разыгрывание ролей» в условной модели деятельности, изучение отдельных вариантов, случаев и ситуаций, учет возможных «помех». Преимущество метода «проигрывания» - в активной позиции обучающегося, в насыщенности элементами «обратной связи» (организатор сразу видит, к чему приводит то или иное его решение) и в том, что он учится принимать решения самостоятельно. Успех проигрывания зависит от того, насколько всерьез, с напряжением своих деловых качеств участники играют предписанные им роли. Как показывает опыт, использование игры как метода обучения способствует закреплению знаний организатора и значительно ускоряет процесс превращения знаний в навыки и умения.
|
|||
|